Меню

Меню

Разъяснения Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл по вопросам законности ограничительных мер, связанных с пандемией

К Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Элпоступают обращения жителей республики по вопросам законности введения региональными властями дополнительных ограничительных мер в период борьбы с коронавирусом, их соразмерности, порядка осуществления контроля за соблюдением установленных специальных режимов и т.д.

В связи с поступающими обращениями граждан по данной тематике разъясняю следующее.

С марта 2020 г. в России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, признанной Всемирной организацией здравоохранения пандемией, предпринимаются беспрецедентные правовые меры по преодолению имеющих место негативных последствий.

В Марий Эл режим повышенной готовности введён указом Главы Республики Марий Эл от 17.03.2020 №39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ), предусматривающим комплекс мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции и минимизацию её последствий.

Установленные Указом временные ограничения для граждан, в том числе в виде режима QR-кодов для посещения некоторых общественных мест, обусловлены объективной необходимостью оперативного реагирования на беспрецедентную угрозу распространения коронавирусной инфекции в республике, имеют исключительный характер и преследуют конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья всех лиц, включая в первую очередь самих граждан, в отношении которых введены меры по ограничению передвижения и посещению определенных организаций либо подвергнутых временной изоляции, и являются соразмерными.

Издание Указа по его конституционно значимому предназначению и сути продиктовано объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции; вводимые им меры не носят характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, посещения определенных организаций общественного питания, культуры, спортивных сооружений при наличии соответствующих QR-кодов, сертификатов, заключений о медицинском отводе и иных документов.

Введенные ограничения являются кратковременными,а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве и решениях судебных инстанций.

В частности, в решении Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.10.2020 № 3а-103/2020 указано, что при принятии Указа, которым на территории Республики Марий Эл в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции введен режим повышенной готовности и установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения в виде ограничительных мер, Глава Республики Марий Эл действовал в пределах своих полномочий.

Таким образом, Указ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Марий Эл).

Полномочия по проверке у граждан наличия масок, QR-кодов, сертификатов о вакцинации и иных предусмотренных Указом документов непосредственно в местах, посещение которых  осуществляется по предъявлению указанных документов, предоставлены ответственным сотрудникам организации (индивидуального предпринимателя), чья деятельность подпадает под действие Указа. Они обязаны организовать входной контроль и контроль нахождения лиц на территории организации (объекта), в том числе посредством проверки ответственным сотрудником организации действительности QR-кода (документа), предъявляемого гражданином, и соответствия данных о гражданине, содержащихся в QR-коде (документе), и в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Контроль за соблюдением гражданами, организациями (индивидуальными предпринимателями) требований, установленных Указом (в том числе соблюдение масочного режима), осуществляют также в рамках своей компетенции  должностные лица территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (например, Роспотребнадзор, МВД), органов исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл.

При этом в случае несогласия с решениями, действиями (бездействием) органов власти, организаций и должностных лиц
граждане вправе обжаловать их в административном (в рамках ведомственного контроля либо в контрольно-надзорные органы) и (или) судебном порядке.

Бесспорно, в связи с вводимыми «антиковидными» мерами мы оказались в условиях конфликта фундаментальных прав человека (на жизнь, охрану здоровья, свободу передвижения и т.д.).

Прошу жителей республики с пониманием отнестись к вводимым региональными органами власти дополнительным ограничениям, поскольку масштаб и острота пандемии оправдывают их.