Меню

Меню

Информация о доступности

Доступность и качество медицинской помощи
 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации охрана здоровья людей составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 41).
Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансированием федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, реализацией мер по развитию государственной муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
 
Критерии доступности согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи
 
· проведение лабораторных исследований - в день обращения или на следующий день после обращения;
· очередность для плановых больных на проведение диагностических исследований - не более 15 дней со дня обращения;
· очередность на госпитализацию в дневной стационар - не более 14 дней со дня обращения;
· очередность при оказании специализированной стационарной медицинской помощи - не более 30 дней со дня обращения, за исключением больных неврологического, кардиологического профилей;
· очередность при оказании специализированной стационарной медицинской помощи больным неврологического, кардиологического - не более 45 дней со дня обращения;
нормативы оказания медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях - 9,308 посещений, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования -8,748 посещения;
нормативы оказания медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,644 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования -0,595 пациенто-дня;
нормативы оказания медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях -3,056 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,586 койко-дня.
Нормативы объемов медицинской помощи настоящей Программы определены в расчете на 1 человека с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения, транспортной доступности медицинских учреждений в Республике Марий Эл.
Качество медицинской помощи является фактором, влияющим на состояние личного и общественного здоровья.
 
Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ»
 
I. Общие положения
 
1.1. Настоящее положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в ГУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» (далее – Положение) разработано в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
1.2. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества в объеме и на условиях, соответствующих Программе государственных гарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи в РМЭ.
1.3. Положение устанавливает единые организационные и методические принципы контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи в учреждении.
1.4. Объектом контроля качества является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов и удовлетворенности пациента оказанной медицинской помощью.
1.5. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов организаций здравоохранения;
- экспертиза процесса и результатов оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- выявление дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
- проведение оперативных корригирующих воздействий по устранению причин и условий снижения качества медицинской помощи;
- разработка комплекса мероприятий, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений для повышения качества медицинской помощи и развития системы стандартизации в здравоохранении;
- контроль за реализацией управленческих решений и оценка их результативности.
 
II. Термины и определения, используемые при проведении ведомственного контроля качества
медицинской помощи
 
Качество медицинской помощи (далее - КМП) – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения) и современному уровню медицинской науки и технологий.
Медицинская помощь - деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством.
Медицинская услуга - идентифицированный элемент медицинской помощи.
Потребитель медицинских услуг - человек (организация), нуждающийся в медицинских услугах и (или) получающий (получивший) их.
Пациент - человек, получающий медицинскую помощь.
Медицинское вмешательство - воздействие на человека медицинскими средствами и методами, разрешенными к применению в установленном законом порядке, и направленными на достижение положительного результата в области профилактики заболеваний, обследовании состояния здоровья, диагностики, лечения, ухода и реабилитации в связи с возможными и/или имеющимися заболеваниями, иными расстройствами здоровья, беременностью и родами, в целях его оздоровления и лечения в процессе оказания ему медицинской помощи. Медицинское вмешательство является источником повышенной опасности.
Система государственного контроля и надзора КМП (далее - система ГКН КМП) - совокупность взаимосвязанных структурных элементов и функциональных механизмов контроля, обеспечивающая получение необходимой информации в целях принятия управленческих решений, направленных на улучшение КМП населению, и надзора за их адекватностью, достаточностью и эффективностью исполнения.
Надзор за КМП - форма деятельности государственных органов власти по проверке законности и обоснованности решений поднадзорных субъектов в процессе предоставления медицинской помощи населению.
Контроль КМП – сравнение фактических (текущих) значений характеристик контролируемого объекта с заданными (эталонными) значениями этих характеристик.
Мониторинг деятельности по контролю КМП – процесс постоянного контроля КМП на основе применения действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества, с целью установления механизма обратной связи, направленный на непрерывное улучшение КМП. Мониторинг направлен на получение информации о состоянии и динамике уровня КМП, деятельности по его непрерывному улучшению, изучение уровня и тенденций развития Системы ГКН КМП, выделения «критических точек» ее функционирования, выявление закономерных зависимостей, а также оценки непосредственного влияния данного направления деятельности на качество медицинской помощи.
Эксперт КМП - лицо с высшим медицинским образованием, имеющее сертификат специалиста, стаж работы по специальности не менее 10 лет, владеющее специальными знаниями и методическими приёмами определения КМП, подтвержденными документом (ами) о последипломном образовании государственного образца, включенное в Регистр экспертов КМП.
Регистр экспертов КМП - формируемый и поддерживаемый в актуальном состоянии список экспертов КМП, привлекаемых к проведению экспертизы КМП.
Дефект оказания медицинской помощи - несоответствие медицинской помощи обязательным требованиям, предусмотренным федеральными законами, ведомственными нормативными актами, инструкциями по медицинскому применению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, условиями договоров, разрешенными к применению технологиями оказания медицинской помощи; термин применим к конкретному случаю оказания медицинской помощи.
Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, которая явилась следствием добросовестного заблуждения, не могла быть им предусмотрена и предотвращена, то есть не являлась следствием халатного отношения врача к своим обязанностям, небрежности и профессионального невежества.
Стандарты медицинской помощи - перечень диагностических и лечебных медицинских услуг при оказании медицинской помощи при конкретном заболевании, с указанием количества и частоты их применения, перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз, перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая имплантанты, эндопротезы и т.д.), перечень компонентов крови и препаратов, лечебного питания с указанием количества и частоты их использования (объём медицинской помощи).
Показатели качества медицинской помощи (индикаторы качества) - числовые показатели, используемые для оценки медицинской помощи, косвенно отражающие качество её основных составляющих (структура, процессы и результаты оказания медицинской помощи).
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а так же устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию здравоохранения.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Экспертиза КМП (далее - ЭКМП) - метод определения КМП, основанный на изучении существенных признаков процесса оказания медицинской помощи, применяемый для получения информации о доступности и уровне КМП с целью принятия управленческого решения по непрерывному улучшению КМП. Под существенными признаками процесса оказания медицинской помощи понимаются правильность выполнения медицинских технологий, риск ухудшения состояния пациента вследствие оказания медицинской помощи, оптимальность использования ресурсов здравоохранения, удовлетворенность потребителей медицинских услуг.
Целевая ЭКМП является вариантом медицинской экспертизы с целью оценки качества и сроков медицинской помощи конкретному пациенту. Целевая ЭКМП, как правило, назначается: по жалобе пациента, его родственников, адвоката или представителя по доверенности; по постановлению суда, прокуратуры, органов дознания; по факту летального исхода; по факту первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста; по факту повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение месяца; по факту повторного обращения по поводу одного и того же заболевания в течение 7 дней со дня завершения амбулаторно-поликлинического лечения (кроме хронических, рецидивирующих заболеваний); по факту внутрибольничного инфицирования и осложнений.
Плановая ЭКМП проводится с целью общей системной оценки оказания качества и объемов медицинской помощи отдельным группам пациентов по виду оказанной медицинской помощи, нозологической форме, возрасту, социальному положению, уровню учреждению здравоохранения и т.д. Плановая ЭКМП, как правило, назначается: по фактам отклонения от сложившихся средних статистических показателей объемов оказания медицинской помощи; по фактам превышения контрольных сроков госпитализации по сравнению со сложившимися средними статистическими показателями (превышение срока госпитализации в 1,5 раза по сравнению с контрольным, установленным стандартом или средне сложившимся); с целью изучения и экспертной оценки оказания медицинской помощи по отдельному подразделению, виду медицинской деятельности, отдельной нозологической форме, методу диагностики или технологии оказания медицинской помощи при отдельной нозологии;
Ненадлежащее качество оказанной медицинской помощи определяется наличием недостатка медицинской услуги, нарушением безопасности медицинской услуги, наличием конкретного дефекта оказания медицинской помощи.
 
III. Комплексная оценка качества медицинской помощи
 
3.1. При оценке работы структурных подразделений, организаций здравоохранения, а также системы здравоохранения в целом показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности аналогичных подразделений других организаций здравоохранения, показателями состояния здоровья населения (распространенность и поздняя выявляемость социально - значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, эффективность реабилитации больных и инвалидов и др.).
3.2. Результаты ведомственной ЭКМП сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы, проводимой страховыми медицинскими организациями и другими заинтересованными ведомствами.
3.3. При проведении оценки качества медицинской помощи учитываются данные социологических опросов удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи.
3.4. По результатам анализа ведомственной, вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, анализа показателей здоровья и социологических опросов проводится разработка комплекса корригирующих мероприятий, направленных на устранение и недопущение дефектов при оказании медицинской помощи, а также мероприятия по повышению квалификации медицинского персонала в соответствии с действующими нормативными актами, по улучшению взаимодействия с другими структурными подразделениями учреждения, внедрение стандартов, протоколов ведения больных и клинико-организационных руководств, предложения по улучшению материально-технической базы структурного подразделения и др.
 
Общее число врачей - 98
Общее число медицинских сестер - 413 
Укомплектованность врачами - 64,9% Укомплектованность медицинскими сестрами - 83,3%
% врачей имеющих сертификат - 98,9 % медицинских сестер имеющих сертификат - 92,9
% врачей имеющих высшую квалификацилнную категорию - 25,5% % медицинских сестер имеющих высшую квлификационную категорию - 10,4
% врачей имеющих первую квалификационную категорию - 33,6 % медицинских сестер имеющих первую квалификационную категорию - 36,3
% врачей имеющих вторую квалификационную категорию - 7,14 % медицинских сестер имеющих вторую квалификационную категорию - 9,6
% врачей не имеющих квалификационную категорию - 33,6 % медицинских сестер не имеющих квалификационную категорию - 56,4
 
​​