Меню

Меню

Прокурор разъясняет

Можно ли не платить за коммунальные ресурсы в связи с длительным отсутствием в жилом помещении?


      По общему правилу, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, а неиспользование лицами жилых помещений не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги.
     Законодательством предусмотрена возможность перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим прибором учета.
     Размер платы за теплоснабжение, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома перерасчету в связи с отсутствием в жилом помещении не подлежит.
    Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
     Период временного отсутствия потребителя, за который может быть произведен перерасчет, составляет не более 6 месяцев.
     В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
   К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, могут использоваться копии командировочного удостоверения, справки о нахождении на лечении в стационаре, проездных билетов, счетов за проживание в гостинице и иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Об ответственности несовершеннолетних за причиненный ими вреда


     Порядок возмещения вреда, причиненного действиями несовершеннолетних, определен ст.ст. 1073-1074 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
    Так, за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители), опекуны, попечители, либо организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.). При этом вышеуказанные лица обязаны возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажут, что вред возник не по их вине.
   Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда, поскольку родители в данном случае отвечают за свои виновные действия.
   Исключение из этого правила допускается, если родители умерли либо не обладают достаточными средствами для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, такими средствами обладает. В этом случае суд, с учетом имущественного положения причинителя вреда и потерпевшего, а также иных обстоятельств, вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
   Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме самим несовершеннолетним.
  Однако в случае, когда у последнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, либо организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находился причинитель вреда под надзором, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
  Обязанность родителей (усыновителей), попечителя или соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного ребенком в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается в случае достижения лицом, причинившим вред, совершеннолетия, либо когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.
   Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный детьми. Родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине второго родителя он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка либо в силу объективных причин не мог его воспитывать (например, из-за длительной болезни).
   Родители, лишенные родительских прав, могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, в течение трех лет после лишения их родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей.
   Если малолетний гражданин причинил вред в то время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О банке данных экстремистских материалов


    С 15.07.2023 статья 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дополнена следующими изменениями.
   В целях обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти по противодействию экстремистской деятельности федеральный орган государственной регистрации ведет банк данных экстремистских материалов, в который вносит поступившие из суда копию решения о признании информационных материалов экстремистскими и экстремистские материалы.
   Сведения, содержащиеся в банке данных экстремистских материалов, являются информацией ограниченного доступа и предоставляются должностным лицам органов, участвующих в противодействии экстремистской деятельности, в соответствии с их компетенцией, установленной федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
   Порядок формирования, ведения и использования банка данных экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введены новые меры поддержки инвалидов

       Федеральным законом от 28.04.2023 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступившие в силу с 01.09.2023.
    Меры поддержки инвалидов дополнены следующими: сопровождаемое проживание инвалидов; организация сопровождаемой трудовой деятельности; сопровождение при содействии занятости.
   Сопровождаемое проживание инвалидов – комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).
     Сопровождаемая трудовая деятельность - трудовая деятельность инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемая с помощью других лиц.
   Порядок организации указанной деятельности инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
   Для инвалидов, у которых значительно ограничены способности к труду, предусмотрена социальная занятость, которая направлена на социальную адаптацию, вовлеченность инвалидов в жизнь общества и осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упрощен порядок получения социального налогового вычета

       Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго п. 1 ст. 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. ст. 219 и 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения порядка предоставления социальных
налоговых вычетов путем введения унифицированного документа, подтверждающего фактические расходы налогоплательщика.
   Министерством просвещения Российской Федерации подготовлено письмо от 07.08.2023 № 08-1469 о том, как получить в упрощенном порядке социальный налоговый вычет за образовательные услуги.
Так, с 2024 года вводится унифицированный документ, подтверждающий фактические расходы налогоплательщика за оказанные образовательные услуги.
   Указанный документ заменит все подтверждающие право на вычет документы (копию договора, чек, копию лицензии), выдаваемые физическому лицу, осуществляющему соответствующие расходы, образовательными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Поставщики), и может быть направлен в налоговый орган непосредственно самой организацией или предпринимателем, при наличии технической возможности на такое взаимодействие.
   Получение сведений напрямую от Поставщиков позволит предоставить налогоплательщикам социальный налоговый вычет проактивно, быстрее, полностью исключив трудозатраты налогоплательщиков.
Для подтверждения расходов, понесенных ранее 01.01.2024 (например, при предоставлении декларации по форме 3-НДФЛ за 2023 год), необходимо предоставлять комплект документов, как и ранее.
   Унифицированная справка является подтверждающим документом по расходам не только на оплату обучения, но и на оплату медицинских, физкультурно-оздоровительных услуг, уплату страховых взносов и взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.