Меню

Меню

Прокурор разъясняет

Порядок изменения фамилии, имени и отчества несовершеннолетнего

    Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния.
    Действующим законодательством предусмотрен судебный порядок изменения фамилии, имени и отчества несовершеннолетнего, а также заявительный порядок путем обращения органы ЗАГС.
   Согласно статье 69 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является: запись акта об усыновлении; запись акта об установлении отцовства; запись акта о перемене имени; решение суда; решение органа опеки и попечительства о согласии на изменение фамилии и (или) собственно имени ребенка.
    По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
    Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.
    Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
    Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
     Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
    Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия.
    Также согласно статье 307 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи.
     Заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя.
    В заявлении о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства заявителя; реквизиты записи акта гражданского состояния (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, дата составления и номер), в которую заявитель просит внести исправление или изменение.
    Заявитель подписывает заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния и указывает дату его составления.
    Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, а также подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)


       Уголовные дела по обвинению несовершеннолетних, то есть лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, выделены законодателем в особую категорию, которой посвящена Глава 50 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
      Закон обеспечивает производство по таким делам предельно детальной системой гарантий прав личности, которые призваны не только исключить судебную ошибку в виде осуждения невиновного, но и минимизировать применение принуждения в уголовном процессе по таким делам.
     В соответствии со статьей 424 УК РФ вызов несовершеннолетнего на допрос происходит посредством направления повестки, которая адресуется ему лично, но вручается законным представителям (если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения), обязанным обеспечить его явку.  
       За уклонение от явки процессуальную ответственность в виде принудительного привода несет сам подозреваемый или обвиняемый.
       Общие требования проведения допроса отражены в статье 173 УК РФ.
      Положениями статьи 425 УК РФ регламентированы правила проведения допроса несовершеннолетнего. Так, щадя психическое здоровье несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) законодатель ограничил продолжительность его допроса. Это ограничение распространяется и на очную ставку, суть которой заключается в допросе двух лиц в присутствии друг друга.
    Согласно пункту 2 части первой статьи 51 УПК участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно; отказ от защитника как со стороны подозреваемого (обвиняемого), так и со стороны его законных представителей недействителен. Защитник вправе участвовать в допросах своего несовершеннолетнего подзащитного начиная с самого первого.
    По результатам каждого из допросов защитник вправе знакомиться с протоколом следственного действия и делать замечания по поводу соответствия записей данным показаниям, а также по поводу соблюдения требований закона, регламентирующего допрос.
     Третьим участвующим в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является педагог или психолог, который принимает участие в данном следственном действии, если допрашиваемый не достиг 16-летнего возраста либо достиг данного возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в своем психическом развитии, если указанные обстоятельства подтверждены документально и по этому поводу заявлено ходатайство защиты.
    Следователь и дознаватель вправе привлечь указанных лиц к участию в допросе и по собственной инициативе, исходя из того, что педагог и психолог в данном следственном действии играют роль специалистов в области детской и подростковой психики и психологии и своим участием могут способствовать успешному официальному диалогу, имеющему своей целью получение достоверных показаний, а также своевременно прервать допрос, если его продолжение связано с угрозой здоровью допрашиваемого.
      Вместе с тем и педагогу, и психологу предоставлены и процессуальные права, связанные с удостоверением правильности протокольной записи показаний допрашиваемого.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений


    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены два состава административных правонарушений в сфере противодействия коррупции, за которые юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности.
    По статье 19.28 КоАП РФ юридическое лицо подлежит ответственности в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
     За указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа, кратного размеру вознаграждения – от 3-кратного размера до 100-кратного, но в любом случае - не менее 1 млн. рублей, с конфискацией предмета вознаграждения или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
      В отличие от уголовной ответственности взяткодателя ответственность юридического лица наступает не только за передачу вознаграждения, но и за предложение или обещание такой передачи от имени или в интересах  юридического лица должностному лицу за совершение им определенных действий, связанных с занимаемым служебным положением.
     В соответствии с примечанием 5 к статье 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство. Для освобождения юридического лица от ответственности должна быть установлена именно совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, а не каких-либо отдельных действий.
     Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушения требований закона при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих.
     В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг (стоимостью в течение месяца более ста тысяч рублей), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлены во исполнение статьей 8, 12 указанного закона, в течение двух лет после его увольнения со службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
     При заключении гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) работодатель обязан направить соответствующее сообщение, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей.
    Требования к форме уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-  правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
      Неисполнение работодателем указанной обязанности является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     Согласно ст. 19.29 КоАП РФ нарушение установленных требований влечет административную ответственность юридического лица в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
     Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет 6 лет.