Меню

Меню

Прокурор разъясняет

Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних


     Согласно статье 90 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера.
     Применение принудительных мер воспитательного воздействия является приоритетной формой разрешения уголовно – правового конфликта, в котором участвует несовершеннолетний.
   Данная статья устанавливает исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного воздействия, а именно предупреждение, передача под надзор родителей, ограничение досуга и установление особых требований к поведению на срок, определяемый судом и др.
    В случае систематического неисполнения принудительная мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
  Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (ограничение досуга, установление особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка.
    Освобождение от уголовной ответственности возможно на любой стадии уголовного процесса.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предусмотренная законом ответственность за нарушение общественного порядка


    Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение общественного порядка, потребление алкогольной продукции в общественных местах, умышленное повреждение  или уничтожение чужого имущества.
    Так, в соответствии со статьей 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
     Статьей 20.20 КоАП РФ установлена ответственность за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках.
     За данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 1500 рублей.
За появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ) может последовать административный штраф в размере от 500 до 1500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
    Помимо указанных составов административных правонарушений, отнесенных законом к посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, стоит обратить внимание на ряд других запрещенных деяний, ответственность за которые также установлена КоАП РФ. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
    Рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными статьями уполномочены должностные лица органов внутренних дел (полиции). В связи с этим по фактам совершения лицами правонарушений, предусмотренных перечисленными статьями, необходимо обращаться в органы полиции.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов


     Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 217.3, предусматривающая ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
     Часть 1 статьи предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 УК РФ.
    Санкцией указанной нормы установлено наказание в виде штрафа до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничения свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
    В случае если нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) повлекло по неосторожности смерть человека, то ответственность виновного лица наступит по части 2 статьи 217.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. В таком случае виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
     Если же нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то в таком случае ответственность виновного лица наступит по части 3 статьи 217.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
   Согласно примечанию к статье 217.3 Уголовного кодекса Российской Федерации под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние следует понимать привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.
      Изменения вступают в силу с 01.07.2024.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Привлечение к ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


       Статья ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность работодателя либо заказчика работ (услуг) за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
      Нарушение выражается в неисполнении обязанности по направлению в десятидневный срок сообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим по последнему месту работы.
       Данная обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы.
      При заключении гражданско-правового договора работодатель обязан направить соответствующее сообщение, если стоимость выполняемых работ (услуг) по такому договору превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей.
     Под перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, понимаются как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
     Административное наказание за названное деяние предусмотрено в виде штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Может ли опекун претендовать на имущество ребенка?

       В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве», подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
         Вместе с тем, имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Также, опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением определенных случаев.
        Например, безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.