Меню

Меню

Прокурор разъясняет






Сроки рассмотрения письменного обращения гражданина 

и
ответственность за нарушения сроков его рассмотрения



​   Статья 33 Конституции Российской
Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы
и органы местного самоуправления.

        В целях обеспечения реализации
конституционных прав граждан Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон)
устанавливает единый порядок рассмотрения обращений, поступающих в
государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, на
которые законом возложено осуществление публично значимых функций.

       Работники прокуратуры, осуществляя
надзор за соблюдением федерального законодательства, на
постоянной основе
проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами
местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений
граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение
гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

     Однако, практика показывает, что
граждане зачастую обращаются 
в прокуратуру с заявлениями о неполучении письменного ответа на обращения,
направленные ими в соответствующий орган или организацию, не дожидаясь истечения
срока, отведенного для его рассмотрения. В связи с чем, напоминаем, что
указанным Законом определены сроки рассмотрения письменных обращений граждан.
При этом срок рассмотрения письменного обращения зависит от полноты его
содержания.

    Представим себе ситуацию, гражданин
обратился в орган или его должностному лицу по вопросу, рассмотрение которого
не входит 
в его компетенцию. Признав, что заявитель обратился со своим вопросом не по компетенции, уполномоченное должностное лицо направляет обращение по
назначению. Подобное решение принимается им в 7-дневный срок со дня его
регистрации (часть 3 статьи 8 Закона), о переадресации обращения в обязательном
порядке уведомляется заявитель.

    В случае если обращение принято к
производству, то оно должно быть рассмотрено в 30-дневный срок со дня его
регистрации (часть 1 статьи 12 Закона), за исключением письменных обращений,
поступивших высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
(руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации) и содержащих информацию о фактах возможных нарушений
законодательства в сфере миграции, которые рассмотрению в течение 20 дней со
дня его регистрации (часть 1.1 статьи 12 Закона).

   Необходимо напомнить и о том, что
срок рассмотрения обращения исчисляется не со дня его поступления в
государственный орган или орган местного самоуправления, а со дня его
регистрации. Само обращение проходит регистрацию в 3-дневный срок со дня его
поступления в орган или его должностному лицу.

   В исключительных случаях срок
рассмотрения обращения может быть продлен уполномоченным должностным лицом, но
не более чем на 30 дней, 
о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.

   Если по истечении установленного
указанным Законом срока, гражданин не получит ответа на свое обращение, то он
вправе обратиться по данному вопросу в прокуратуру.

  Лица, виновные в нарушении
установленного порядка рассмотрения обращений граждан могут быть привлечены к
административной ответственности, предусмотренной статьей 5.59 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания 
в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.  

  Дела об административных
правонарушениях указанной категории возбуждаются прокурором и рассматриваются
судом.