Меню

Меню

Руководитель регионального центра оказания первичной медико-санитарной помощи Ираида Ходырева рассказывает о внедрении новой модели медицинской организации в республике.

- Ираида Назарьевна, шестой год медорганизации республики «примеряют» на себя новую модель в рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение». Насколько успешно идет процесс?

- В 2023 году из 47 медорганизаций и поликлинических подразделений республики в этой работе участвовали 26, то есть больше половины. Освоение новой модели началось с детских поликлиник, которые в 2020 году подвели черту, а сейчас постепенно присоединяются взрослые. В 2024 году в работу   подключатся поликлиники Моркинской и Параньгинской центральных районных больниц.

- Внедрение новой модели поликлиники – не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, который требует постоянного внимания. У коллективов медорганизаций есть это понимание?

- Да, конечно. Тем более, что с течением времени происходит корректировка, появляются новые вводные, к примеру, система информирования посетителей поликлиник дополнена шестью позициями - вместо 18 их стало 26. Думаю, изменения делаются с учетом мнения пациентов. Введен новый обязательный навигатор, указывающий расположение всей информации. Ознакомившись с ним, пациент может без обращения в регистратуру понять, где ее найти.

Согласитесь, размещать информационные стенды, навигацию на старые стены неразумно. В рамках модернизации первичного звена проводятся ремонтные работы. Поликлиники еще перед началом ремонта продумывают расположение кабинетов, выделяют отдельный блок профилактики, чтобы развести потоки больных и здоровых пациентов. И после ремонта уже активно приступают к информационной составляющей.

На что медицинские организации при внедрении новой модели обращают сейчас особое внимание?

- Три показателя по внедрению новой модели четко завязаны на информатизацию отрасли. Это предварительная запись на прием к врачу, дистанционная запись, совершенная без посещении регистратуры; прием врача в соответствии со временем записи. Здесь у нас хорошие результаты – фактически все поликлиники, работающие над внедрением новой модели, уже достигли нормативов: так, на предварительную запись приходится более 50 процентов времени врачебного приема пациентов, дистанционно записываются около 90 процентов, попадают на прием по времени записи около 80 процентов больных.

На следующем этапе введения электронного расписания и формирования электронной очереди очень важно наладить обратную связь с пациентом. За счет этого можно увеличить доступность медицинской помощи. Многие пациенты записываются и не являются на прием к врачу, не предупредив об этом. Нужно связываться с пациентами, как это делают частные клиники. Но это непросто: требуется время, люди, отдельный телефон. Медсанчасть № 1 сейчас начинает такую практику, другим тоже необходимо включаться, причем проводить   проектным способом, а не решать просто административно.

- Находят ли понимание ваши требования у главных врачей?

- Очень болезненный момент - обучение медперсонала на Фабрике процессов. Понимаю трудности руководителей медорганизаций, которым при острой нехватке кадров сложно отправить на учебу своих работников на несколько дней. Но достойные примеры есть. Радует, что Сернурская ЦРБ с учетом присоединенных больниц запланировала обучение восьми специалистов, Советская ЦРБ направит на учебу двух человек. Словом, потихоньку двигаемся по этому пути. Ведем переговоры с главврачами, объясняем, что есть возможность обучить не только врачей, но и средний медперсонал, и даже немедицинских работников.

- Население видит результаты внедрения новой модели?

- Наш центр располагается на базе Медсанчасти № 1, я уже не наблюдаю столпотворения до открытия поликлиники - все понимают, что на плановый прием надо записываться. Если нужна неотложная помощь, скажем, во время эпидемии, администрация поликлиники быстро реагирует и делает дополнительные посты приема. Строго по времени проводятся ЭКГ, забор крови, нет толпы людей у процедурного кабинета. Нет ругани и нервозности. Легче стало пациентам и медперсоналу. Хотя заполнение документов в электронном виде требует времени, и пациентам это не всегда нравится. Но, думаю, цифровизация будет совершенствоваться, и мы придем к рациональному способу работы. Ясно, что при кадровом голоде выполнять работу очень сложно. Наш проектный способ не решает проблему дефицита кадров. В этой ситуации возлагать дополнительные функции на людей очень сложно, поэтому прошу главврачей поощрять людей, включающихся в процесс внедрения новой модели. И всегда результат будет лучше, если сам руководитель возглавит проектную работу или хотя бы будет ее активно контролировать.

Важно, что наши медорганизации стремятся соответствовать новым требованиям, мы меняемся вместе с пациентами.

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл