Меню

Меню

Воинский учет

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее – система воинского учета).

 

Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

 

Основные цели и задачи воинского учета:

 

обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях;

 

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

 

Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

 

Должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев, – по месту их пребывания.

 

В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления.

 

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

 

Организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию.

 

Координацию деятельности организаций по воинскому учету осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

 

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

 

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – призывники);

 

б) граждане, пребывающие в запасе (далее – военнообязанные):

 

мужского пола, пребывающие в запасе;

 

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;


успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

 

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

 

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

 

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

 

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

 

женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

 

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

 

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

 

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

 

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

 

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

 

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

 

с) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

 

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный:

 

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на должностях рядового и начальствующего состава.

 

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

 

Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.

 

Работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, ведется:

 

в соответствии с «Инструкцией по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время», утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих запасе, от 3 февраля 2015 года;

 

на основании постановления Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;

 

в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

 

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

 

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки. Отсрочка от призыва граждан, пребывающих в запасе, на военную службу может предоставляться на срок от одного до шести месяцев со дня объявления мобилизации.

 

Результаты проведения смотра-конкурса на лучшую организацию осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в Республике Марий Эл в 2016 году.​



Во исполнение  статьи  7 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»,  пункта 55 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» на территории Республики Марий Эл проведен смотр-конкурс на лучшую организацию осуществления воинского учета среди военных комиссариатов муниципальных образований Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций.

В работе по организации смотра-конкурса в 2016 году были использованы практические материалы и методические наработки предыдущих лет. В ходе смотра-конкурса было налажено тесное взаимодействие между военным комиссариатом Республики Марий Эл и главами муниципальных образований сельских и городских поселений.

 

По обобщенным данным в конкурсе приняло участие 70 сельских и городских поселений, осуществляющих полномочия по первичному воинскому учету и 196 организаций и учреждений различных форм собственности, осуществляющих воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе.

 

Среди военных комиссариатов муниципальных образований первое место занял военный комиссариат Новоторъяльского района; второе место - военный комиссариат Сернурского района; третье место - военный комиссариат г. Волжск и Волжского района.

 

Среди органов местного самоуправления первое место заняло муниципальное образование «Верх-Ушнурское сельское поселение» Советского муниципального района; второе место – муниципальное образование «Городское поселение Приволжское» Волжского муниципального района, третье место – муниципальное образование «Чуксолинское сельское поселение» Новоторъяльского муниципального района.

 

Среди организаций республики первое место заняло муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт» городского округа «Город Йошкар-Ола»; второе место – Государственное бюджетное учреждение «Советская центральная районная больница»; третье место – Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж индустрии и предпринимательства» (г. Козьмодемьянск).

 

В ходе проведения смотра-конкурса было привлечено внимание глав администраций муниципальных образований к состоянию первичного воинского учета, обновлены документы воинского учета, приведено в порядок служебное делопроизводство. В организациях республики более качественно стали вести воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе.