Меню

Меню

Разъяснения в законодательстве в целях правового просвещения граждан

1. О видах времени отдыха
Согласно ст. 106 Трудового кодекса РФ под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:
1) перерывы в течение рабочего дня (смены);
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов для обогрева и отдыха, обусловленных технологией и организацией производства и труда.
2) ежедневный (междусменный) отдых;
3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.Общим выходным днем является воскресенье.
4) нерабочие праздничные дни;
Нерабочие праздничные дни в Российской Федерации установлены ст. 112 Трудового кодекса РФ. При этом продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
5) отпуска.

2. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается.
Исключение из данного правила предусмотрено ст. 113 Трудового кодекса РФ.
Так, с письменного согласия работники могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работники в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Без согласия допускается привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные днив следующих случаях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, либо неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

3. Сроки рассмотрения письменных обращений граждан
Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 12 вышеуказанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом законодательством предусмотрено исключение из данного правила.
Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В случае нарушения сроков рассмотрения обращений граждан виновные должностные лица несут ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Расширены возможности использования систем видеоконференц-связи в уголовном судопроизводстве
Согласно Федеральному закону от 29.12.2022 № 610-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», УПК РФ дополнен новыми статьями, регламентирующими порядок участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, особенности производства допроса и иных судебных действий путем использования систем видеоконференц-связи, а также порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве. В частности, предусмотрено следующее:
- при наличии технической возможности суд вправе по ходатайству подсудимого принять решение о его участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи;
- если подсудимый участвует в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, обязательным является участие в заседании защитника;
- при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей участие подсудимого в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не допускается;
- суд также вправе по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании по видеоконференц-связи подсудимого, содержащегося под стражей, при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях.

5. Изменения в обязательном медицинском страховании
С 1 декабря 2022 года введены цифровые полисы обязательного медицинского страхования, поэтому для получения медпомощи достаточно предъявить паспорт или свидетельство о рождении.
Всем застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, актуализировавшим свои данные о документах, удостоверяющих личность, в том числе новорожденным, с 01.12.2022 станут доступны цифровые полисы обязательного медицинского страхования.
При этом ранее оформленные полисы обязательного медицинского страхования на материальных носителях также продолжают действовать и не требуют замены.

6. За хищение денежных средств с банковских карт предусмотрена уголовная ответственность
Мошенничество представляет собой одно из самых распространенных общественно опасных деяний, посягающих на право собственности.
Платежные карты являются частью платежной системы, выдаваемой финансовыми учреждениями, которая позволяет ее владельцу получать доступ к средствам на указанных банковских счетах клиента или через кредитный счет и осуществлять платежи посредством электронного перевода и доступа к банкоматам.
В случае, когда хищение имущества осуществлялось с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем сообщения уполномоченному работнику кредитной, торговой или иной организации заведомо ложных сведений о принадлежности указанному лицу такой карты на законных основаниях либо путем умолчания о незаконном владении им платежной картой, действия лица квалифицируются по ст. 159.3 УК РФ.
За мошенничество, совершенное с использованием электронных средств платежа, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 159.3 Уголовного кодекса РФ. Такие действия влекут наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей и вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

7. Права несовершеннолетних на получение пенсии и пособия от государства
Государственная поддержка детства обеспечивается государственными органами посредством пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
На основании Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» несовершеннолетний ребенок может иметь право на следующие виды пенсий:
- на пенсию по случаю потери кормильца;
- социальную пенсию ребенку-инвалиду;
- социальную пенсию инвалидам с детства;
- социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставкистраховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

8. Появилась новая форма юридического лица – личный фонд
В Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 01.07.2021 № 287-ФЗ внесены изменения, согласно которым появилась новая организационно-правовая форма юридического лица - личный фонд.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, создавать хозяйственные общества и участвовать в них. Учредитель должен передать фонду имущество на сумму не менее 100 млн. рублей. По общему правилу замена учредителя фонда и соучредительство не допускается.
Фонд несет субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя (за исключением наследственного фонда) в течение трех лет со дня его создания.

9. О коррупциогенных факторах в нормативных правовых актах и их проектах
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В целях реализации государственной антикоррупционной политики постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно Методике коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

10. Полномочия прокурора при выявлении в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов
Деятельность органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов регламентируется ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», согласно которому нормативные правовые акты подлежат изучению в соответствующих органах прокуратуры не позднее одного года со дня принятия.
При наличии оснований, в том числе по результатам анализа практики применения нормативного правового акта, прокурор проводит антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта независимо от указанного срока.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.
О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Старший помощник прокурора района Е.А.Леухина