|
Почтовый адрес: 425450, Республика Марий Эл, п. Сернур, ул. Советская, д. 87
Электронная почта: sernuroo@mail.ru
Телефон: 8(83633) 9-73-64
Руководитель: Лебедева Татьяна Леонидовна
Контакты:
8(83633) 9-76-03 - приемная
8(83633) 9-70-84 - главный бухгалтер
8(83633) 9-70-84 - факс
8(83633) 9-83-01 - методисты
Образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность общества. Деятельность системы образования Сернурского муниципального района направлена на обновление содержания образования, повышение его качества, доступности, внедрение новых образовательных, информационных технологий, дальнейшее развитие инновационной и экспериментальной деятельности.
Дошкольное образование
Общественное дошкольное воспитание в Сернурском районе начинает свою летопись с 1919 года. В 20-е – 30-е годы согласно плану МаробОНО и Штаба по дошкольному походу при кантонном ОНО в колхозах района открывались детские площадки. Они организовывались в летнее время с мая по сентябрь с целью освобождения женщин для сельскохозяйственных работ.
В 1933 году в селе Сернур начал функционировать постоянно действующий детский сад на 15 мест. С 40-х годов открываются детские сады на селе.
Быстрыми темпами развивалась сеть сельских дошкольных учреждений в 80- е годы. Большую роль в этом сыграло постановление Совета Министров СССР от 17 марта 1973 года «О мерах по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений в колхозах». В 1971 году в п. Сернур был построен по типовому проекту первый детский сад «Строитель». А в 1989 году в районе работали 30 детских садов с охватом 1676 детей. В детской памяти остались лучшие воспитатели: А.Т. Бондарева, А.В. Мамаева, Е.П. Горбунова, Р.П. Горбунова, А.Я. Шишигина.
В 2007 году принята районная целевая программа «Развитие дошкольного образования в муниципальном образовании «Сернурский муниципальный район» на 2007-2012 годы».
Цель программы - обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и равных стартовых возможностей получения общего образования для детей.
Дошкольное образование реализуется в 18 учреждениях, из них – 10 дошкольных образовательных учреждений, 8 – дошкольных групп при общеобразовательных школах. Их посещает 907 воспитанников, что составляет 59 % от детей в возрасте от 1 года до 7-ми лет.
Улучшаются условия для повышения качества обучения. Все детские сады перешли на обновленную базисную программу - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
В соответствии с потребностями населения изменяется структура дошкольного образования. В отдельных детских садах организованы группы круглосуточного и кратковременного пребывания детей.
Дополнительными образовательными услугами охвачено 93 детей старше 3-х лет в 16-ти учреждениях. В детских садах поселка практически каждый ребенок посещает 2 кружка интеллектуальной, художественно-эстетической, эмоционально-личностной, физической направленности. Это английский язык, шашки, шахматы, обучение детей чтению, письму.
По показателям мониторинга учебной деятельности 2008 года оптимальный и высокий уровни развития имеют 75 % детей. По результатам мониторинга готовности к обучению в школе высокий и выше среднего уровень имеют от 40 до 56 % детей.

Детские сады занимаются исследовательской и экспериментальной деятельностью. Сернурский детский сад «Колокольчик» с 2002 года в эксперименте республиканского, а с 2005 года - федерального уровня по теме: «Развитие самоценных форм активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений». В детском саду «Ромашка» открыта муниципальная экспериментальная площадка по предшкольному обучению детей 5 - 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения.
В дошкольных учреждениях заняты 259 человек, из них 120 педагогов. Растет профессиональный уровень педагогов: 64% имеют высшее образование, 78 % квалификационную категорию (по рейтингу кадрового состава район занимает первое место в республике).
Педагоги активно участвуют в районных и республиканских конкурсах.
По итогам республиканского конкурса «Детский сад года - 2007» дошкольное учреждение «Сернурский Центр развития ребенка - детский сад «Колокольчик» стал победителем среди поселковых ДОУ и получил Грант Президента Республики Марий Эл Л.И. Маркелова в размере 150 тыс. рублей. Заведующая данного детского сада Четкарева Н.Н., заслуженный работник образования Республики Марий Эл, в конкурсе «Лучший педагог ДОУ» заняла первое место в номинации «Лучшая заведующая ДОУ».
Победителем регионального этапа IV Всероссийского конкурса воспитательных систем 2008 года стал детский сад «Ромашка» п. Сернур (заведующая Иванова Г.Е.).
В республиканском конкурсе «Лучший педагог ДОУ» в номинации «Старший воспитатель» ДОУ «Ромашка» п.Сернур), заняла III место (2007г.)
Общее образование
История системы образования помнит: первая светская (нецерковная) школа в селе Сернур (сельское начальное народное училище), была открыта в 1849 году Министерством государственных имуществ и находилась на попечении Московского воспитательного дома. Это ровно через 100 лет после основания Сернура. В программе обучения были священная история, катехизис, арифметика, чтение, письмо. В разные годы в училище работали П. Тронин, А. Кувшинский, О. Стефанова и др. На учебу принимали девочек с семи, а мальчиков с восьми лет. Обучение было бесплатное. В этом училище с 1910 по 1913 годы учился известный русский поэт Н.А. Заболоцкий, который свои первые стихи написал на Сернурской земле, воспевая ее «...В государстве ромашек у края, где ручей, задыхаясь, поет...».
В конце 19 века обучению нерусских народов Поволжья стали уделять больше внимания. С 1877 по 1891 годы были открыты 16 одноклассных училищ, с 1905 по 1911 годы – 9. Одновременно на территории района функционировали более доступные сельские церковноприходские школы, находившиеся в подчинении духовного ведомства: Казанская (1869), Кукнурская (1870), Большекоклалинская (1871), Марисолинская (1878), Сернурская (1896). По церковному уставу приходские школы должны были открываться в каждом церковном приходе и содержались на деньги, собранные с прихожан. Обязанности учителей выполняли священники и дьяконы. Они обучали детей основам православного учения, а также счету и письму.
Накануне 1917 года на территории Сернурского района числилось 25 начальных народных училищ, где обучались 1196 учащихся, в том числе русских -609, марийцев – 587. После 1917 года в районе, как и во всей Марийской автономной волости, состояние образования изменилось. Согласно «Декларации о единой трудовой школе» с 1918 года все школы стали трудовыми.

7 февраля 1921 года начал работу отдел народного образования, первым заведующим которого был К.Н. Агачев. К концу 1921 года на территории кантона действовали 177 школ с количеством обучаемых16199 человек. С 1921 года в кантоне действовала комиссия по ликвидации безграмотности, были созданы общества «Долой безграмотность!» К работе привлекались учащиеся и учителя школ, техникума. Перед учителями стояла задача – каждому обучить в течение трех месяцев не менее 6-8 неграмотных и малограмотных. В 1924 году при школах действовали 25 ликпунктов, в 1925 году -52 ликпункта.
Большое внимание уделялось подготовке кадров. В ноябре 1918 года в Сернуре открылась учительская семинария, которая вскоре была преобразована в педкурсы, а в1921 году – в педтехникум. Первым директором был М.И. Веткин, уроженец д. Средняя Мушка (Веткино). В 1918-1919 годах преподавателем агрономии работал будущий академик В.П.Мосолов, с 1920 года учителем биологии и химии – просветитель и писатель А.Ф. Конаков. Известны имена первых студентов: Ш.Осып, М. Батрак. В 1921 году здесь обучались 187 человек, из них 176 мари, 11 русских. Техникум был центром культурноn - просветительной работы не только Сернурского района, но и всей северо-восточной стороны республики. В 1920 году педкурсовцы впервые организовали праздник «Пеледыш пайрем»Учащиеся посещали хор, драмкружок, действовал духовой оркестр. В 1929 году на базе Сернурской школы 2-й ступени был открыт агропедтехникум. Студенты педтехникума, затем педучилища (1931) не только обучались учительскому мастерству, но и активно участвовали в общественной жизни. По учебно-воспитательной работе Сернурское педучилище заняло 1-е место по МАССР, а по Горьковскому краю вместе с Арзамасским педучилищем 1-2 место. Новым явлением в районе стали регулярные показы кинофильмов населению.
Неоценимый вклад в развитие народного образования и культуры в районе внесли В.П. Мосолов, И.А. Шабдаров (Шабдар Осып), А.Ф. Конаков и другие.
Постановлением Марийского облисполкома от 3 октября 1936 года в Сернуре была открыта первая средняя школа. К 1937-1938 годам в районе насчитывалось 27 начальных школ, 15 неполных средних, средняя школа и педучилище.
В предвоенные годы все учащиеся мари обучались на родном языке. В годы войны количество учащихся в школах, особенно в старших классах, значительно сократилось. Десятки учителей ушли на фронт.
После окончания войны было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, а в 60- годы начался переход на всеобщее восьмилетнее образование.
С 1942 по 1957 годы в п. Сернур работал детский дом, в 1957 – 1978 годы школа – интернат. Существенный вклад в обучение работающей молодежи внесла вечерняя школа (1958-1987), долгие годы директором которой был Г.И. Вшивцев.
В настоящее время в МО «Сернурский муниципальный район» функционирует 19 общеобразовательных школ, из них 9 средних, 8 основных, 1 начальная и 1 начальная школа-сад, в которых обучается и воспитывается 2792 обучающихся.
В районе два ресурсных центра, 4 базовые школы, где вводятся вариативные образовательные программы, успешно внедряется предпрофильная подготовка, профильное обучение, ведется профессиональная подготовка, создаются благоприятные условия для дополнительного образования детей.
Предпрофильной подготовкой охвачено 93 процента девятиклассников, профильным обучением 62 процента обучающихся 10-11-х классов. Реализуются программы физико-математического, социально гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, информационно-технологического профилей. Доля обучающихся по программам повышенного уровня (профильного и углубленного изучения предметов) составляет 80,5%.
В образовательных учреждениях района ведется подготовка учащихся рабочим профессиям. В школах п. Сернур готовят по профессиям: водитель автомобиля категории «С», швея, повар-кондитер, оператор ЭВМ; Кукнурской средней школе: хозяйка усадьбы, тракторист – машинист сельскохозяйственного производства; Марисолинской средней школе: тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, мастер общестроительных работ по квалификации «каменщик», «штукатур»; Лажъяльской средней школе: тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, столяр строительный; Казанской средней школе: тракторист – машинист сельскохозяйственного производства и кружевница. Всего по данным специальностям обучаются 373 учащихся 10-11 классов. Опыт работы педагогов по данному направлению был представлен на республиканском семинаре «Организация сетевых моделей реализации профильного обучения с учреждениями профессионального образования».
В школах реализуются инновационные программы. Начальные школы переходят на программы развивающего обучения «Гармония», «Школа -2100».
Идет апробация новой модели аттестации выпускников основной школы. Хорошие знания выпускники показывают по русскому языку, алгебре.
Объективную оценку подготовки выпускников общеобразовательных учреждений дают результаты ЕГЭ. Удельный вес лиц, участвующих в ЕГЭ, от общей численности выпускников составил 98%, 66% выпускников подтвердили свои годовые оценки по математике, 66,5 % - по русскому языку. В течение 2006 - 2008 годов золотыми медалями «За особые успехи в учении» награждены 8 выпускников, серебряными медалями «За особые успехи в учении» - 44 выпускника.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» произошли позитивные изменения: повышение престижа учителя, совершенствование материально-технической базы, повышение компьютерной обеспеченности учреждений образования, расширение общественного управления образованием.
МОУ « Марисолинская средняя общеобразовательная школа (директор Васильев А.А.) стала победителем в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Эта школа активно работает по программе «Профильное и начальное профессиональное обучение в сельской школе».
В районе высокий кадровый потенциал. Высшее образование имеют 82,9% педагогических работников. Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией составляет 71%.
Национальный проект в номинации «Лучший учитель» определил лидеров в образовании. Победителями Гранта Президента Российской Федерации в данной номинации с 2006 по 2009 годы стали 15 учителей: Александрова Т.Н., Бурда В.Д., Васильева А. Д., Рычкова Д.М., Соловьева З. П., («МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа»), Глушкова Г.В., Дмитриева С.А., Лапина Г. Н., Лоскутова Л.А. (МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н. А. Заболоцкого»), Овечкина И.Д., Конакова Л.В., (МОУ «Кукнурская средняя (полная) общеобразовательная школа»), Марьина Т. М., Ошмаров Ю. П. (МОУ «Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа»), Сидоркина Р. Л., (МОУ «Зашижемской средняя (полная) общеобразовательная школа»), Игнатьева С. С. (МОУ «Дубниковская основная общеобразовательная школа»)
Дмитриева С.А., учитель физики и информатики Сернурской средней школы №2, стала победителем республиканского конкурса «Учитель года -2009».
Анисимова О.М., учитель Лажъяльской средней школы, выиграла республиканский конкурс 2008 года «Лучший молодой учитель информатики сельской школы».
Григорьев А. И., учитель изобразительного искусства МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа», в 2006 году занял III место в республиканском конкурсе «Лучший молодой учитель».
Победителями конкурса «Лучший учитель» на премию главы администрации Сернурского муниципального района за 2007- 2008 годы стали 8 педагогов.
Вошло в традицию проведение конкурсов профессионального мастерства:
« Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Детский библиотекарь года».
Повышается оснащенность образовательных учреждений компьютерной техникой. Все школы имеют доступ к сети Интернет. Внедряется автоматизация управления образовательным учреждением. В школах поселка Сернур установлены комплекты «Электронной учительской», что позволяет полно и оперативно анализировать результаты учебной деятельности.
В рамках проекта «Информатизация системы образования» на базе школ п. Сернур функционировали учебные площадки по программе «Информционно-коммуникационные технологии в деятельности учителя – предметника». За 2007-2008 год курсы по очной и очно-заочной формам обучения прошли 304 педагога (57%), из них 79% учителей предметников.
В образовательных учреждениях активно ведется научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа.
Победителем республиканского конкурса ресурсных центров и базовых (опорных) школ на лучшую модель профильного обучения в 2007 году стала Сернурская средняя школа № 1 (директор Кропотова Г.А.). В 2008 году она заняла первое место на республиканском конкурсе «Лучшая модель информационной среды образовательного учреждения». Школа награждена Грантом Президента Республики Марий Эл Л.И.Маркелова в размере 150 тыс. рублей.
В Лажъяльской средней школе действует республиканская экспериментальная площадка по изучению русского (неродного) языка по программе финно-угорской группы (авт. Городилова Г.Г.) (директор Горохова Г.А., депутат районного Собрания).
В Сернурской средней школе №2 (директор Вознесенская М.С.) с 2007 года работает республиканская экспериментальная площадка по реализации научно-исследовательского проекта «Обеспечение индивидуальной траектории развития школьника в условиях воспитательной системы школы», с 2009 года открыта муниципальная экспериментальная площадка «Повышение учебной мотивации младших школьников через организацию учебной деятельности».
Педагоги принимают активное участие в республиканских, межрегиональных, российских конкурсах и конференциях.
В работе II Межрегиональной научно-практической конференции «Этнокультурное образование опыт и перспективы» в г. Саранске приняли участие педагоги Сернурской средней школы №2 Танерова А.Н. и Москвина М.И. (2007 г.).
В финале II Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» в г. Москве представила свой педагогический опыт по использованию ИК технологий в преподавании предмета учитель английского языка Аклина Н.В. (2007 г.).
Сернурская средняя школа №2 участвовала в Российском образовательном форуме 2004г., 2005г., республиканском конкурсе воспитательных систем в 2004 г., Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» в 2009 г. Педагогический коллектив стал инициатором проведения районной научно-практической конференции «Вавиловские чтения».
Педагоги района ежегодно принимают активное участие в республиканском конкурсе «Новые информационные технологии в образовании», научно-практической конференции «Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования».
На I республиканской научно-практической конференции «Йыван Кырла лудмаш», посвященной 100-летию Й. Кырли, представили свои работы педагоги Марисолинской средней школы Александрова Т.Н. и Рычкова Д.М.
Для выявления и развития одаренных детей разработана районная целевая программа «Одаренные дети» на 2007-2010 годы. В рамках данной программы учащиеся 7-11-х классов участвуют на районном и региональном уровнях Всероссийской олимпиады школьников, в общероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно». I место на Межрегиональной олимпиаде по марийской литературе в 2008 году заняла ученица Куприяновской основной школы Буркова Мария (учитель Кужнурова Г. П.).
На Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» работа учащейся Сернурской средней школы №2 по направлению «Экология» вошла в 5 лучших работ России (руководители Ворончихина Л.И., Москвина М.И., 2009 г.) На Всероссийском фестивале толерантности «Радужный мост» учащиеся школы защитили проект «Игровая комната» и завоевали грант (руководитель Петухова И. Л.).
На республиканской научно-технической конференции «Школьная информатика» победителями стали учащиеся Казанской школы, дипломы III cтепени завоевали учащиеся Сернурских средних школ №1 и №2 .
На республиканском конкурсе социальных проектов 2008 года работе учащегося Сернурской средней школы №1 Кандиано В. было присуждено первое место в номинации «Наш город – наши родители» (руководитель Т.С. Григорьева)
Под руководством методической службы отдела образования в практику вошло проведение районных предметных научно - практических и исследовательских конференций обучающихся «Мои первые шаги в науке».
Заслуживает внимания работа по эстетическому воспитанию: проводятся фестивали и конкурсы «Рождественская звезда», «Чолга шудыр», «Пеледше тукым», «Самырык тукым».
Учащиеся Сернурских средних школ №1, №2, Казанской средней и Летниковской основной школ на 2 республиканском конкурсе 2009 года «Виват, Франция» в разных номинациях заняли 6 призовых мест.
Учащиеся Сернурской средней школы №2 на V открытом фестивале науки и искусства «Мир моих увлечений – путь в будущее» заняли 1 место в номинации «Вокал» и 3 место в номинации «Театр и художественное слово» (2009 г.)
Большое внимание уделяется духовно- нравственному воспитанию детей и молодежи, приобщению их к истории и культуре православия. В ноябре 2008 года на базе Сернурской средней школы №2 проведена республиканская конференция «Школа, семья и церковь на пути создания единого педагогического пространства». В школе в программу обучения введен учебный курс «Истоки».
Районные целевые программы «Патриотическое воспитание граждан», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» направлены на совместную деятельность школы, семьи и общественности.
В Сернурской средней школе №1 открыты кадетские классы. На республиканском конкурсе патриотической песни ансамбль «Камертоша» данной школы занял Ш место(2007г.).
Много мероприятий ежегодно проводится в рамках районного Военно-патриотического месячника и районной Вахты памяти. Традиционными стали соревнования по стрельбе, спартакиада школьников по Военно-прикладным видам спорта, конкурс патриотической песни им. А.Романова, День призывника. Во всех средних школах района с 2008 года организована работа военно-патриотических клубов. Активными участниками районных и республиканских мероприятий являются члены клубов «Служу Отечеству» (руководитель Кулигин Н.Н., заслуженный работник образования Республики Марий Эл) и «Верность» (руководитель Паймаков Р.В.).
Традиционными стали дни здоровья, дни профилактики, антинаркотические месячники, проводимые совместно с отделом полиции, прокуратурой, ЦРБ.
Особое значение приобретают вопросы укрепления физического здоровья подрастающего поколения, формирования здорового образа жизни, все шире внедряются здоровьесберегающие технологии обучения. В целях сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения качества и ассортимента питания, принята программа «Школьное питание на 2007-2010 годы». Проводится работа по оздоровлению детей в летний период. Охват учащихся всеми видами оздоровления и занятости ежегодно составляет 99%.
В районе активно развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Умело организует и координирует работу с приемными семьями Шубина О.И., ведущий специалист отдела образования. В настоящее время функционируют 31 приемная семья и 64 опекунские семьи, в которых воспитываются 122 ребенка. В 2009 году приемная семья Савельевых из д. Лаптево стала дипломантом республиканского конкурса замещающих семей.
Идет процесс реструктуризации сети образовательных учреждений:. Повышается оснащение ресурсных центров и базовых школ современным лабораторным и учебным оборудованием. В течение последних трех лет поступило 9 комплектов учебного оборудования для шести школ по предметам: биология, химия, география, физика и русский язык на общую сумму 2 млн. 886тыс.727 рублей. В учебном процессе трех школ используются интерактивные доски.
Активно действует программа «Школьный автобус».
Совершенствуются финансово – экономические механизмы функционирования системы образования: введены нормативно – подушевое финансирование, новая система оплаты труда, осуществлен перевод образовательных учреждений на лицевые счета.
Дополнительное образование детей
Системосвязующими компонентами в воспитательном пространстве района выступают учреждения дополнительного образования.
История развития учреждений дополнительного образования в Сернурском районе началась 15 августа 1953 года. Деятельность Дома пионеров развивалась по трем основным направлениям: учебно – кружковая, массовая и методическая работа. Первым директором был назначен Н. С. Скворцов.
Работали кружки: фото, кукольный, радиотехнический, авиамодельный, хоровой, «Умелые руки» с общим охватом 120 человек. Проводилось много интересных дел: вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности, выставки технического творчества.
С 1956 года в районе развивается туристско – краеведческое движение. С 80- х годов команды туристов района регулярно занимают призовые места на республиканских соревнованиях, а в настоящее время представители нашего района входят в сборную команду республики. Расширилась география туристских походов: не только по своей республике, но и Нижегородской, Кировской областями и даже по Крыму. В 2002 году команда района заняла 2 место на Всероссийском слете юных туристов-краеведов. В 2003 году обучающийся краеведческого кружка занял 2 место в XI Всероссийском конкурсе исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество», а в 2009 году стал дипломантом.

С 1979 года в районе начал свою работу клуб картингистов (руководитель Ворончихин В.А.) Сернурцы участвовали в составе сборной республики в Российских соревнованиях в городах Волгодонск, Тула, Гусь-Хрустальный.
В 1978 году с опытом работы Сернурского дома пионеров знакомились Горьком, Перми, на Всесоюзной конференции в Барнауле
Сегодня Сернурский районный Дом детского творчествa (директор Рябцева Г.И.) - многопрофильное учреждение, которое является координационным центром по работе с детьми, старшими вожатыми, туристскими организаторами, экологами, педагогами дополнительного образования. В учреждении работают кружки 7 направлений: технического и прикладного творчества, художественно – эстетические, эколого -биологические, туристско – краеведческие, спортивные, социально – педагогические. В 2009 году насчитывается 87 объединений с охватом 1277 человек.
Педагоги успешно используют в учебном процессе элементы передовых педагогических технологий, что позволяет достичь высоких результатов в районных и республиканских конкурсах детского творчества. В 2005 году краеведы стали победителями Международного конкурса «Маръямоль». С 2006 года юные экологи являются призерами межрегионального экологического форума «Зеленая планета», республиканского экологического слета, эколого – биологической олимпиады. В июле 2008 г. обучающаяся объединения «Калипсо» Никитина Альбина приняла участие в Российском слете экологов г. Медногорске Оренбургской области (руководитель Чеснокова Л.П.). На республиканском конкурсе лидеров детских объединений 2008 года Блиновой Анне было присвоено 3 место.
Педагоги ДДТ являются участниками профессиональных конкурсов. В 2007-2008 учебном году образовательная программа «Юный краевед» Глазыриной А.И. получила первое место в республиканском конкурсе авторских программ. Павлов Е.А. стал победителем республиканского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «туристско – краеведческая направленность».
В летний период организована работа экологического отряда и туристского лагеря «Пилигрим».
В настоящее время педагогический коллектив ДДТ сотрудничает более чем с 30 различными организациями, объединениями и образовательными учреждениями нашего района и республики.
Перед системой образования района на перспективу стоят новые задачи: создание условий для дальнейшего повышения качества обучения, обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.