Меню

Меню

Прокуратура Сернурского района разъясняет изменения

Ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица.

В соответствии с ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

К сведениям о частной жизни лица, составляющим его личную семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудио-, видеозаписи, выписки из медицинских документов и т.д.

Под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например, путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения.

Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их хотя бы одному лицу в устной, письменной или иной форме и любым способом, а также путем передачи материалов или их размещения в СМИ или сети Интернет в виде фото-, видео- или аудиоматериалов.

Уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ наступает за указанные действия, совершенные без разрешения лица и при отсутствии предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами оснований для получения, использования, предоставления сведений о частной жизни граждан без их согласия.

Не может повлечь уголовную ответственность собирание или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его воле.

За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до двухсот тысяч рублей, обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительных работ на срок до одного года, принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на те же сроки.

Частями второй и третьей статьи 137 УК РФ установлена повышенная ответственность за данное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а также в форме незаконного распространения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, в СМИ или сети Интернет информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

Максимальное наказание по ч. 3 ст. 137 УК РФ предусмотрено в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

 

Погашение и снятие судимости

 

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Если новое преступление совершено в период непогашенной судимости, то виновный несет более строгое наказание, в его действиях может быть усмотрен рецидив преступлений, для отбывания наказания в виде лишения свободы ему может быть определена исправительная колония с более строгим режимом.

Однако погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Поэтому при совершении нового преступления после погашения или снятия судимости лицо будет считаться впервые совершившим преступление (не имеющим судимости).

В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается по истечении определенных сроков, предусмотренных законом.

Так, судимость погашается в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

в отношении лиц, осужденным к таким видам наказания, как штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;

в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Следует отметить, что для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, указанные сроки погашения судимости значительно сокращены.

Законом предусмотрено снятие судимости до истечения срока ее погашения.

Это может сделать суд по ходатайству осужденного. При этом ему нужно доказать, что после отбытия наказания он вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением.

Кроме того, судимость может быть досрочно снята на основании акта об амнистии, принимаемого Государственной Думой РФ, или в порядке помилования Президентом РФ.

 

Права несовершеннолетних на получение образования

 

В соответствие со статьей 43 Конституции РФ гарантируется право каждого человека на образование.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 5 данного федерального закона право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

С этой целью федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

- создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

- осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение обязанностей по обеспечению получения детьми образования родители (законные представители) могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Внесены изменения в законодательство о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан

 

Указом Президента РФ от 01.12.2023 № 912 внесены изменения в правила установления ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, утвержденных Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175.

Согласно действующим правилам, ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы назначается только трудоспособному, но не работающему родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 10 000 рублей, а также другим лицам в размере 1 200 рублей.

С 01.01.2024 право на получение данной выплаты возникает у родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя), даже в случае осуществления им трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому.

Таким образом, расширены возможности социальной адаптации семей, имеющих инвалидов, а также предоставлена возможность получения мер социальной поддержки при наличии дохода, получаемого от неполной трудовой занятости.

 

Принят федеральный закон о запрете создания новых скотомогильников

 

Федеральный закон от 12.12.2023 № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на совершенствование регулирования отношений в области обращения с биологическими отходами.

Согласно Федеральному закону биологическими отходами признаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, ветеринарные конфискаты, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Предусматривается подразделение биологических отходов на две категории: умеренно опасные биологические отходы и особо опасные биологические отходы.

Федеральным законом устанавливаются особенности сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов. В частности, допускается уничтожение биологических отходов только с использованием объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников.

Запрещается создание новых скотомогильников и предусматривается ликвидация существующих скотомогильников в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации (за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, заражённые возбудителем сибирской язвы).

Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся учёта организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, а также объектов уничтожения биологических отходов.

Данный учёт осуществляется посредством включения соответствующей информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.

Определяются особенности содержания и (или) эксплуатации объектов биологических отходов и ликвидации скотомогильников.

В законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым правовым регулированием отношений в области обращения с биологическими отходами.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.

 

 

Медико-социальная экспертиза

 

Приказом Минтруда России от 08.11.2023 № 792н утверждены порядок и условия обеспечения проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя и их состава, вступившие в силу с 01.01.2024.

Заочная медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) проводится без доступа сотрудников бюро МСЭ к персональным данным гражданина по обезличенным документам.

Направления на экспертизу распределяются на цифровой платформе между бюро всех регионов независимо от места жительства гражданина.

По итогам экспертизы, после вынесения решения, персональные данные гражданина отражаются в финальном документе – справке об инвалидности и в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

Если в ходе МСЭ с ограниченным доступом к персональным данным принимается решение о проведении МСЭ с личным присутствием гражданина, то с документов снимается ограниченный доступ, и они направляются в бюро МСЭ по месту жительства гражданина (пребывания, фактического проживания), где проводится МСЭ с личным присутствием.

В случае отказа в признании гражданина инвалидом формируется (из электронного дела МСЭ) выписка с результатами проведения экспертизы и направляется гражданину (его представителю) на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в личный кабинет на Едином портале госуслуг.

В течение месяца его можно обжаловать в бюро МСЭ по месту жительства, где будет проводиться очная экспертиза.

МСЭ без доступа к персональным данным проводится в течение 30 рабочих дней, а в отношении нуждающихся в паллиативной помощи или в протезировании после ампутации конечности – в течение 3 рабочих дней.

 

 

 

Что относится к твердым коммунальным отходам

 

Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что твёрдые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Также согласно письму Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06 к ТКО относятся отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, - например, мусор и смёт уличный, мусор и смёт от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации  от 25.08.2008 № 641» предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.).

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. К таким отходам относится строительный мусор, бетон, рамы, бревна, доски и др.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.