Меню

Меню

Прокуратура Сернурского района информирует об изменениях в законодательстве

Родители детей-инвалидов смогут накапливать выходные

С 1 сентября 2023 года действует новый порядок – в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 714 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

В соответствии с новыми правилами однократно в течение календарного года допускается использование до двадцати четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году. График предоставления указанных дней в случае использования более четырех дополнительных оплачиваемых дней подряд согласовывается работником с работодателем. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Дополнительные выходные дни оплачиваются работнику работодателем с дальнейшим возмещением этих затрат из средств Социального фонда России.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» разъяснил, что не является дисциплинарным проступком использование работником дополнительных выходных дней в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в предоставлении таких дней.

Дополнительные выходные дни не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на дополнительный оплачиваемый выходной день.

Внесены изменения в законодательство о материнском капитале

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2023 № 1327 обновлена форма заявления о распоряжении средствами материнского капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка до достижения им возраста трех лет.

Возможность направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет независимо от очередности его рождения закреплена Федеральным законом от 05.12.2022 № 475-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2023 года.

Кроме этого, постановлением:

- расширен перечень видов доходов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячной выплаты;

- с 3 до 6 месяцев с месяца рождения ребенка увеличен срок, не позднее которого при подаче заявления о получении ежемесячной выплаты она будет осуществляться с месяца рождения ребенка, а не с месяца обращения за ее назначением;

- дополнены случаи принятия решения о прекращении ежемесячной выплаты и уточнены особенности отказа от ее получения;

- скорректирован перечень документов (сведений), необходимых для распоряжения средствами материнского капитала на получение ежемесячной выплаты.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Порядок и сроки обжалования судебных актов, вступивших в законную силу по гражданскому делу

Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Порядок и сроки подачи кассационных жалоб установлены главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Обращение в суд кассационной инстанции для обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений возможно, если исчерпаны иные установленные законом способы обжалования судебных постановлений.

Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение с указанием мотивов согласия или несогласия с суждениями суда первой инстанции.

Кассационная жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и должна в обязательном порядке содержать следующие сведения: наименование суда, куда подается жалоба; наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле; наименования иных лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес; наименования судебных органов, рассматривавших дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и существо принятых ими решений; номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на обжалуемый судебный акт; указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела; просьбу лица, подающего кассационную жалобу; перечень прилагаемых к жалобе документов.

Если кассационную жалобу подает лицо, не принимавшее участия в деле, должно быть также указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем (с приложением доверенности или другого документа, удостоверяющего полномочия представителя).

К кассационной жалобе прилагаются: 1) документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий этих кассационных жалобы, представления и приложенных к ним документов, если копии у них отсутствуют; 2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.

При несоблюдении вышеуказанных требований кассационная жалоба оставляется судом без движения.

В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении об оставлении кассационной жалобы без движения, судья возвращает жалобу.

Срок подачи кассационной жалобы составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Указанный трехмесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения не продлевают дату его вступления в законную силу.

При исчислении трехмесячного срока необходимо иметь в виду, что время рассмотрения кассационной жалобы в суде кассационной инстанции не учитывается. Вместе с тем, если кассационная жалоба была возвращена без рассмотрения, то время, в течение которого решался вопрос о возвращении жалобы, не подлежит исключению при подсчете трехмесячного срока.

Срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы, рассматривается судьей без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока или об отказе в его восстановлении. Данное определение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения.

Пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен только в исключительных случаях, если суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной жалобы, и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу, а для лица, не привлеченного к участию в деле, данный срок исчисляется с даты, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов обжалуемым судебным постановлением.

К уважительным причинам могут быть отнесены обстоятельства, объективно препятствующие совершению заявителем соответствующих процессуальных действий (например, чрезвычайные ситуации и происшествия: наводнение, пожар, землетрясение, эпидемия и т.п.).

В отношении физических лиц уважительными причинами могут быть признаны как обстоятельства, относящиеся к личности заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи и близких родственников, иные ситуации, требующие личного участия заявителя), так и иные обстоятельства, если они исключали либо существенно затрудняли подачу кассационной жалобы в установленные законом сроки.

Изменения в правилах поверки газового оборудования

С 1 сентября вступили изменения в статьи 2 и 3 Федерального закона Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации, меняющие правила проверки газового оборудования в многоквартирных домах. Газораспределительные организации будут обязаны заниматься техобслуживанием и ремонтом внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Согласно документу, заключать договоры с газораспределительной организацией на обслуживание многоквартирных домов будут управляющие организации и ТСЖ. При этом собственники и наниматели жилья обязаны заключить договор о техобслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования с той же организацией.

Вступили новые изменения по коммунальным платежам

С 13 июня 2023 года от начисления пеней в случае, если за жилое помещение и коммунальные услуги заплатили не в срок и (или) не в полном объеме, освобождены:

все мобилизованные — на время их военной службы;

лица, проходящие службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту и задействован в специальной военной операции, — на период участия в ней;

лица, заключившие контракт о добровольном содействии Вооруженным силам Российской Федерации во время мобилизации, — на срок контракта;

члены семей указанных категорий граждан.

Правило охватывает также пени по взносу на капремонт и касается еще некоторых лиц.

Порядок освобождения от начисления пеней определяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Меру поддержки можно применить только к одному помещению по выбору ее получателя.

Кроме того, запретили ограничивать и (или) приостанавливать коммунальные услуги для помещения, которое выбрали получатели меры поддержки.

Новшества распространятся на отношения, которые возникли с 24 февраля 2022 года.

Об отпуске без сохранения заработной платы в связи с регистрацией брака

Статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы сроком до пяти календарных дней в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников.

На практике встречаются ситуации, когда работник подает заявление о предоставлении отпуска в связи с вступлением в брак не сразу после его регистрации, а спустя какое-то время, например месяц. Возникает вопрос: вправе ли работодатель отказать работнику в предоставлении отпуска по причине разницы во времени между датой заключения брака и датой начала отпуска?

В письме от 13.01.2023 № ПГ/32716-6-1 Роструд разъяснил, что действующее законодательство не содержит ограничения срока, в течение которого работник имеет право на отпуск без сохранения заработной платы в связи с регистрацией брака. Вместе с тем срок, в течение которого работник вправе воспользоваться отпуском без сохранения заработной платы в связи с регистрацией брака, работодатель вправе закрепить в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Из сказанного специалистами службы по труду и занятости следует, что отказать работнику в предоставлении отпуска в связи с регистрацией брака работодатель может только в том случае, когда коллективным договором или локальным нормативным актом установлен срок, в течение которого работник вправе воспользоваться отпуском в связи с регистрацией брака, и работник подал заявление о предоставлении отпуска за пределами этого срока. Если же вышеуказанный срок в компании не установлен, работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении отпуска в связи с вступлением в брак, даже если заявление подано спустя значительное время после регистрации брака (например, спустя месяц или более).

Порядок взыскания алиментов должника, место пребывания которого неизвестно

В соответствии со статьей 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если место пребывания плательщика алиментов неизвестно, то иск может быть подан по последнему известному месту жительства плательщика или по месту жительства получателя алиментов (статья 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом в исковом заявлении следует указать адрес плательщика по его последнему известному месту жительства, так как согласно статье 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

Кроме того, в соответствии со статьей 120 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика. Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления территориальных органов исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов путем выдачи судебного приказа.

О компенсационных выплатах военнослужащим

Президентом Российской Федерации 11.09.2023 издан Указ № 669 «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям военнослужащих».

Согласно указу военнослужащим, которые заключили в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы, и гражданам Российской Федерации, которые призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (в том числе направлены в войска национальной гвардии Российской Федерации для прохождения военной службы), являвшимся получателями пенсии за выслугу лет, которая была назначена в соответствии с Законом РоссийскойФедерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и выплата которой была приостановлена в соответствии с этим же Законом в связипоступлением вновь на службу, устанавливается дополнительно к денежному довольствию (денежному содержанию) ежемесячная компенсационная выплата в размере 100% пенсии за выслугу лет, выплачиваемой на день приостановления ее выплаты, с учетом ежемесячной доплаты к указанной пенсии в размере, установленном статьей 2 Федерального закона от 25.02.2022 № 23-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 ЗаконаРоссийской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и увеличения (индексации) размера пенсии после приостановления ее выплаты.

Указ вступил в силу со дня его подписания.

О бесплатной юридической помощи участникам СВО и членам их семей

Участники СВО и члены их семей отнесены к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Федеральным законом от 13.06.2023 № 225-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», согласно которым право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют, в том числе:

- граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения натерриторию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанныхтерриториях, а также члены семей указанных граждан;

- граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территориюРоссийской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;

- лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года, а также члены семей указанных лиц.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

- обеспечение денежным довольствием военнослужащих и предоставление им отдельных выплат в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

- предоставление льгот, социальных гарантий и компенсаций;

- признание гражданина из числа лиц, указанных ранее (за исключением членов их семей), безвестно отсутствующим;

- объявление гражданина из числа лиц, указанных ранее (за исключением членов их семей), умершим.

Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

О цифровом паспорте

Подписан Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2023 № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий». В документе говорится, что представление гражданами сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, либо иных документах, выданных гражданам госорганами, в электронной форме с использованием мобильного приложения Единого портала госуслуг, приравнивается в случаях, определенных Правительством по согласованию с ФСБ, к предъявлению указанных документов.

Минцифры на основании информации, представленной юридическими лицами, ведет реестр, содержащий данные о юридических лицах и видах их деятельности, для осуществления которых используются сведения, представленные с использованием мобильного приложения, а юридические лица вправе осуществлять получение и (или) проверку сведений, представленных с использованием мобильного приложения, с момента внесения соответствующих данных в реестр.