Меню

Меню

Прокуратура разъясняет законодательство

Ответственность за подкуп работников, организующих государственные и муниципальные закупки

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена статья 200.5 УК РФ, которая предусматривает ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности за данное преступление привлекаются как лица, передающие незаконное вознаграждение, так и лица, его получающие.

В качестве незаконного вознаграждения могут выступать: деньги, ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество, а также услуги имущественного характера.

Получателями незаконного вознаграждения в данном случае являются лица, хотя и не относящиеся к категории должностных, но непосредственно участвующие в организации закупок. Например, в составлении конкурсной документации, организации электронных аукционов или проверке предоставляемых товаров (работ, услуг) перед подписанием уполномоченным должностным лицом соответствующих актов об их приеме.

За подкуп вышеперечисленных лиц предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, а за получение незаконного вознаграждения – в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом в соответствии с примечанием № 2 к статье 200.5 УК РФ передавшее незаконное вознаграждение лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения в правоохранительные органы о совершенном деянии и активного способствования раскрытию преступления.

 

Самовольное или несанкционированное подключение к электросетям

 

Самовольным или несанкционированным подключением к электросетям являются незаконные действия потребителя, направленные на потребление электрической энергии из электрической сети без получения соответствующего разрешения в энергокомпании и органах Ростехнадзора и (или) потребление электроэнергии с нарушением установленного порядка ее учета.

Под указанное потребление подпадает как бездоговорное, так и безучетное потребление.

Бездоговорное потребление означает, что:

- потребитель самостоятельно (самовольно) подключился к электросетям с нарушением установленной процедуры технологического присоединения;

- потребитель подключился к электросетям в установленном законом порядке, при этом не заключил договор энергоснабжения с поставщиком электрической энергии (то есть потребляет электроэнергию в отсутствие договора с энергокомпанией).

Безучетное потребление электрической энергии - потребление электрической энергии с нарушением порядка ее учета со стороны потребителя, при условии, что обязанность по эксплуатации прибора учета возложена на потребителя или прибор учета установлен в границах потребителя.

За указанные действия законодательством Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность.

Статья 7.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30 тыс. до 80 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб; на должностных лиц - от 80 тыс. до 200 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

При этом самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, влечет уголовную ответственность по ст. 215.3 УК РФ. Максимальное наказание за такое преступление предусмотрено до двух лет лишения свободы.

 

Коррупционные риски

 

Понятие коррупционных рисков приведено в Методических рекомендациях по выявлению и минимизации рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Министерством труда Российской Федерации.

Так, выявление и оценка коррупционных рисков необходимы в целях разработки и реализации превентивных мероприятий, направленных на минимизацию вероятного вреда от их проявления с учетом специфики деятельности органа (организации).

Коррупционный риск – это возможность совершения служащим (работником) коррупционного правонарушения, то есть действия, за совершение которого антикоррупционным законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Выявление и оценка коррупционных рисков сводится к пониманию природы их возникновения и возможностей для реализации.

 

Временное отстранение от должности подозреваемых (обвиняемых) в преступлениях коррупционной направленности

 

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к одной из мер процессуального принуждения отнесено временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности.

Учитывая, что данная мера ограничивает закрепленное статьей 37 Конституции Российской Федерации право свободно выбирать род деятельности и профессию, законом установлен судебный порядок ее применения.

Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности особенно актуально при расследовании уголовных дел коррупционной направленности, к которым относятся: злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ); получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) и иные составы.

Отстранение от должности может быть применено как к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, так и к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Рассматриваемая мера процессуального принуждения может быть применена при наличии оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, используя свое служебное положение, может воспрепятствовать производству по уголовному делу (воздействовать на свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, фальсифицировать или уничтожить доказательства).

Необходимость временного отстранения определяет следователь или дознаватель с учетом обстоятельств преступления, а также сведений о личности подозреваемого или обвиняемого.

Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности осуществляется на основании постановления суда, копия которого направляется по месту работы отстраняемого лица либо в вышестоящую организацию.

Данное постановление может быть обжаловано подозреваемым (обвиняемым), его защитником или прокурором в апелляционном порядке.

Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя (следователя) в случае отсутствия необходимости в применении этой меры.

На период временного отстранения от должности подозреваемому (обвиняемому) выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

 

С 1 апреля 2024 года проиндексированы социальные пенсии

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2024 № 262 утвержден коэффициент индексации с 1 апреля 2024 года социальных пенсий в размере 1,075.

Индексация социальных пенсий проводится ежегодно с 1 апреля исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионеров за прошедший год (абз. 4 ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

На социальные пенсии могут рассчитывать: граждане, у которых нет достаточного подтвержденного стажа для начисления страховой пенсии; лица с инвалидностью; те, кто потерял кормильца.

При этом в связи с индексацией социальных пенсий одновременно увеличатся и пенсии по государственному пенсионному обеспечению некоторых категорий граждан. В их числе: военнослужащие и добровольцы, ставшие инвалидами из-за военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Это же касается пенсий тех, кто награжден знаком "Жителю блокадного Ленинграда", "Житель осажденного Севастополя", "Житель осажденного Сталинграда", а также граждан из числа работников летно-испытательного состава.

 

Внесены изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

Унифицируются требования к условиям и порядку оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Расширен перечень лиц, которые не включаются в состав семьи при расчете среднедушевого дохода. Предусмотрена возможность подать заявление о назначении помощи, в том числе на основании соцконтракта, с помощью портала «Госуслуги».

 

 

 

Виды медицинской помощи, оказываемые гражданам

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство установило ряд основополагающий принципов охраны здоровья граждан, одними из которых является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и др.

Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь - это мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь - оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь - оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

4) паллиативная медицинская помощь - комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.

 

 

Внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»

 

Федеральным законом от 19.12.2023 № 607-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Согласно нововведениям сумма произведенного заемщиком платежа по договору потребительского кредита (займа) в случае, если она недостаточна для полного исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), погашает задолженность заемщика в следующей очередности:

1) задолженность по процентам;

2) задолженность по основному долгу;

3) проценты, начисленные за текущий период платежей;

4) сумма основного долга за текущий период платежей;

5) неустойка (штраф, пеня);

6) иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа).

 

Материнский капитал, какие изменения в этой сфере вступили в силу в 2024 году

 

Предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно указанному Федеральному закону дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В 2023 году в данный закон внесены изменения и дополнения в части требований к гражданству Российской Федерации как родителей, так и рожденного ребенка.

Так, с 01 января 2024 года с учетом внесенных Федеральным законом от 25.12.2023 №  634-ФЗ изменений право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у следующих лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;

6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.

Кроме того, изменениями закреплено, что при возникновении права на указанные меры государственной поддержки не будут учитываться дети, не приобретшие гражданство Российской Федерации  по рождению.

При этом действие указанных требований о наличии гражданства Российской Федерации не распространяется на граждан Российской Федерации, не имевших гражданства Российской Федерации и постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день рождения (усыновления) ребенка (детей) по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.