Меню

Меню

Прокуратура информирует законодательством

Отличия подарка от взятки

В соответствие со ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, кроме обычных подарков, стоимость которых не должна превышать 3 тыс. рублей работникам образовательных и медицинских организаций, а также оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, их супругами и родственниками.

Данное ограничение установлено также в отношении подарков лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Если размер вознаграждения, переданного одному из лиц, перечисленных в ст. 575 ГК РФ, будет превышать 3 тыс. руб., такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Любые подарки, стоимость которых превышает 3 тыс. руб., полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. В последующем подарок может быть выкуплен.

Главным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе в пользу дающего или представляемых им лиц.

Иными словами взятка – это принимаемые должностным лицом материальные ценности за действия либо бездействие в интересах взяткодателя, которые должностное лицо имеет право либо обязано совершить, с целью ускорить решение вопроса или решить его в положительном ключе, либо за совершение незаконных действий, то есть действий или бездействия, которые это лицо не может или не должно совершить в силу закона или своего служебного положения.

 

Виды коррупционных нарушений

Понятие «коррупции» определено ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространенными дисциплинарными проступками являются:

- неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона);

- непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона);

- непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона).

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст.285, 286 УК РФ);

- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст.290, ст.291 УК РФ);

- хищение должностным лицом бюджетных средств (ч.3,4 ст.159 УК РФ);

- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления.

Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

 

Использование электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает право инвалидов на получение за счёт средств федерального бюджета технических средств реабилитации, предусмотренных перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральный закон № 181-ФЗ предусматривает три возможных способа обеспечения граждан техническими средствами реабилитации (далее по тексту – ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями:

1) предоставление средства реабилитации региональным Отделением ФПСС;

2) самостоятельное приобретение инвалидом ТСР с последующей компенсацией расходов из федерального бюджета;

3) приобретение ТСР с использованием электронного сертификата.

Законодательством не установлен приоритет обеспечения инвалидов средствами реабилитации в натуральном виде (предоставлении по государственным контрактам) перед иными способами обеспечения (компенсация, электронный сертификат).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» электронный сертификат представляет собой определенную государством сумму, которую получатель социального изделия может самостоятельно потратить на приобретение ТСР в магазинах из перечня, который представлен на официальном портале Социального фонда России.

Заявление об оформлении электронного сертификата может быть подано путём личного обращения в региональное Отделение ФПСС, а также через многофункциональный центр, портал ЕСИА «Госуслуги», либо посредством почтовой связи.

Для оформления электронного сертификата необходимо предоставить заявление, документ, удостоверяющий личность, индивидуальную программу реабилитации, номер банковского счёта «Мир» (любой банк, действующий на территории Российской Федерации).

С 01.01.2023 стоимость электронного сертификата определяется как цена аналогичного средства реабилитации, которое ФПСС приобрёл по контракту для обеспечения граждан (учитывается последний исполненный контракт в конкретном регионе).

В соответствии с Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, решение о приобретении ТСР с использованием электронного сертификата принимается региональным Отделением ФПСС в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления.

По результатам оказания услуги гражданину на безвозмездной основе предоставляется выписка из реестра электронных сертификатов на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Использование электронного сертификата при оплате ТСР обеспечивается посредством банковской карты, указанной в заявлении.

Необходимо учитывать, что при превышении предельной стоимости ТСР, определённой в установленном порядке, разница в стоимости оплачивается за счёт собственных средств гражданина без получения компенсации.

После оформления электронного сертификата граждане имеют право отказаться от его использования путём подачи в уполномоченный орган обращения и воспользоваться иными способами обеспечения ТСР.

 

Изменения в законодательстве о миграционном учете

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2023 №1756 внесены изменения в Правила осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.

Установлен перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о прибытии при обращении иностранного гражданина в территориальный орган МВД.

Дополнительно при подаче документов для постановки на миграционный учёт иностранный гражданин должен указать свой контактный номер телефона.

При обращении иностранным гражданином в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в электронной форме к уведомлению о своём прибытии в место пребывания и прибытии в это же место пребывания его детей, не достигших 18-летнего возраста, прилагаются следующие документы:

а) копии всех страниц документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и его детей, не достигших 18-летнего возраста, которые содержат информацию о данных лицах и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иностранного государства;         

б) копия документа, подтверждающего право собственности принимающей стороны на жилое помещение, предоставляемое для фактического проживания (временного пребывания) иностранному гражданину и его детям, не достигшим 18-летнего возраста;     

в) копии миграционных карт (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также случая получения лицом без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации);     

г) копии документов, подтверждающих родственные отношения с детьми, не достигшими 18-летнего возраста, с переводом на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Изменения вступили в силу 26.10.2023.

Цифровой паспорт

Указом Президента Российской Федерации от 18.09.2023 № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий» введена возможность предоставления цифрового удостоверения вместо бумажного паспорта.

Данный Указ приравнивает предъявление документов, удостоверяющих личность, в электронной форме с помощью мобильного приложения федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» к предоставлению бумажной версии паспорта гражданина Российской Федерации.

Представление сведений с использованием мобильного приложения осуществляется добровольно.

В целях реализации Указа № 695 в мобильном приложении должны применяться шифровальные (криптографические) средства.

Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок поручено по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации определить перечень документов, содержащих сведения, которые могут быть представлены с использованием мобильного приложения, а также утвердить порядок применения мобильного приложения, состав сведений, которые могут быть представлены с использованием мобильного приложения, и порядок их обработки.

Юридические лица вправе осуществлять получение и (или) проверку сведений, представленных с использованием мобильного приложения, с момента внесения соответствующих данных в реестр, предусмотренный Указом № 695.

Нормативный правовой акт вступил в силу 18.09.2023.

 

Внесены поправки об общем имуществе собственников недвижимых вещей

С 01.10.2023 вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, согласно которым установлено, что собственникам недвижимых вещей, расположенных в пределах общей территории и связанных физически или технологически либо расположенных в здании или сооружении, принадлежит на праве общей долевой собственности имущество, использование которого предполагалось для удовлетворения общих потребностей таких собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, а также имущество, приобретенное, созданное или образованное в дальнейшем для этой же цели (общее имущество).

Доля в праве общей собственности на общее имущество, принадлежащая собственнику одной недвижимой вещи, пропорциональна площади принадлежащей ему соответствующей недвижимой вещи.

Предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на недвижимую вещь, не может быть выделена в натуре и не может быть отчуждена отдельно от права собственности на недвижимую вещь.

Также определяются особенности владения, пользования и распоряжения общим имуществом и порядок участия собственника недвижимой вещи в расходах и издержках по содержанию и сохранению общего имущества.

 

Безопасные условия труда

Обязанности по обеспечению безопасности условий и охраны труда в соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ возложены на работодателя.

Требования по охране труда, регулируются Трудовым кодексом Российской  Федерации. Также на законодательном уровне установлены стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Работник имеет право на обеспечение режима труда и отдыха в соответствии с Трудовым кодексом, иным законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия труда на каждом рабочем месте должны соответствовать установленным требованиям безопасности.

При приеме на работу работодатель должен ознакомить работников с требованиями охраны труда, обучить их безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, а впоследствии - проводить проверку знания работниками указанных требований.

Не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, не допускаются на работе. Кроме того, к исполнению трудовых обязанностей не допускаются также лица, не прошедшие обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, которые проводятся за счет работодателя, а также в случае медицинских противопоказаний.

Работодатель обязан приобретать за счет собственных средств специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты.Работники имеют право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Нарушение работодателем установленных требований охраны труда и безопасности условий труда влечет административную (ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации») и уголовную ответственность (ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда»).  

 

Внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Налоговая станет включать в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о предстоящем исключении любых компаний и ИП из соответствующих реестров. Сейчас в ЕГРЮЛ вносят такие данные только о компаниях из числа малого и среднего бизнеса, а в ЕГРИП подобную информацию не отражают.

Установят правила подачи в инспекцию возражений против предстоящего исключения организации из ЕГРЮЛ по Закону о противодействии легализации преступных доходов. Кредиторы таких компаний и ряд иных лиц смогут направить или представить возражения не позже полугода со дня публикации решения о предстоящем исключении.

Аналогичный порядок введут для ИП. Из перечня документов, которые нужны для регистрации ИП, исключат копию основного документа гражданина РФ.

 

 

 

Введена уголовная ответственность за незаконные действия коллекторов

 

Федеральным законом от 10.07.2023 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен ст. 172.4. «Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц».

Согласно ч. 1 указанной статьи уголовная ответственность наступает за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких, лицом, действующим от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работником организации-кредитора, либо лицом, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицом, действующим от имени или в интересах лица, которому переданы указанные права. За указанные действия предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Частью 2 ст. 172.4 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 указанной статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья; с уничтожением или повреждением имущества; в крупном размере. Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В силу ч. 3 ст. 172.4 УК РФ деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 указанной статьи, совершенные: организованной группой; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере от 1 000 000 до 5 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

С 01 октября 2023 года по 31 декабря 2023 года на территории Российской Федерации проходит осенний призыв граждан в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Федеральным законом от 31.07.2023 № 404-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2023 года, внесены изменения в статью 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 тысяч рублей.

За несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией на гражданина, может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей.

Гражданин, не сообщивший в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий, может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

В случае несообщения в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, установлено наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

 

Отзыв работника из отпуска

В соответствии со статьей 125 Трудового кодекса Российской Федерации отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных кодексом.

Так, при введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» особо подчеркнул, что, поскольку законом предусмотрено право работодателя досрочно отозвать работника из отпуска на работу только с его согласия (ч. 2 ст. 125 ТК РФ), отказ работника (независимо от причины) от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (п. 37).