Меню

Меню

ПУТЁМ ХУДОЖНИКА

В минувшую пятницу в музее имени Григорьева состоялось чествование народного художника республики Марий Эл, заслуженного художника России Измаила Ефимова, которому 14 ноября исполнилось 70 лет. Несмотря на все свои регалии, юбиляр был скромен и прост, и казалось, совсем не изменился за те двадцать лет, что прошли с его 50-летнего юбилея, праздновавшегося ещё в стенах Смоленского собора. Собора, который он восстанавливал.
Действительно – именно Измаилу Ефимову Смоленский собор обязан тем, что его своды по-прежнему украшают изображения ангелов и святых. В начале 80-х по просьбе отдела культуры Измаил Варсонофьевич взялся за нелёгкий труд восстановления церковной росписи. К тому времени у него уже был опыт таких работ: в течение двух сезонов он восстанавливал роспись Троицкой церкви в селе Емелево. Но если в первый раз у Ефимова был напарник, то роспись Смоленского собора ему пришлось восстанавливать одному, и сделал он это за один летний сезон. Просто невероятно.
Удивительно, но об этом его давнем подвиге – иначе не скажешь – на юбилее никто не упоминал. Видимо потому, что у Измаила Варсонофьевича немало других заслуг перед искусством. Довольно ёмко сказал об этом секретарь союза художников республики Владимир Кудрявцев, выделив три ипостаси в творчестве Ефимова. Первая – всем известная его деятельность как художника-реалиста. Главной темой его творчества является культура горномарийского народа, природа горного края. Художник воспел поэзию народной жизни, заключённую и в радости повседневного труда и в размахе широкого сельского праздника. К сельской тематике у художника тесно примыкает и тематика большого народного горя, связанного с войной.
Вторая ипостась Ефимова – это мало кому известная деятельность художника в таком современном направлении живописи как этнофутуризм – причём он стоял у самых истоков этого направления. И наконец третья – геральдика. С 1997 года Измаил Варсонофьевич занимал должность главного герольдмейстера республики и является автором всей государственной символики РМЭ, включая герб и флаг республики, а также автором герба Козьмодемьянска.
Выступавшие на юбилее говорили о самобытности таланта художника, о значительности его вклада в изобразительное искусство республики, называли художника выразителем духа марийского народа. Депутат Госсобрания РМЭ Владимир Шерстнёв как истинный историк привёл удивительную биографическую подробность: оказывается, в фондах музея хранится письмо к Александру Григорьеву от горномарийских школьников, подписанное... Измаилом Ефимовым.
Сам юбиляр, обращаясь с ответным словом, благодарил организаторов праздника, а также тех ребят, которые создали работы по мотивам его произведений (к юбилею была открыта выставка работ учащихся козьмодемьянской художественной школы). Измаил Варсонофьевич вспоминал своего первого учителя – замечательного козьмодемьянского художника Пландина, у которого он брал первые уроки живописи.
- Учитесь, - сказал художник, адресуясь к младшему поколению, - получайте знания, сейчас у вас для этого есть все условия. Учитесь задавать вопросы – и тогда получите хорошие умные ответы, откроете для себя новый, неизведанный мир.
По словам художника, он сам в настоящее время занимается педагогической деятельностью, работает с дипломниками художественного училища и непонаслышке знает, что и учить, и учиться – непросто. Но необходимо.
- Мой опыт – этой мой опыт, - сказал он ребятам в заключение, - у каждого из вас будет свой опыт, свой путь. Не бойтесь идти своим собственным путём.
Сам Измаил Варсонофьевич всю жизнь шёл своим путём. Путём настоящего художника.
О. МОРОЗЮК.​