Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.
Критерии доступности по ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» на 2020 год, согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи:
- прием пациентов врачом-терапевтом участковым, врачом-специалистом - в день обращения или по предварительной записи;
- очередность для плановых больных на прием к врачу-специалисту (в том числе осмотр на дому при наличии показаний по назначению врача-терапевта участкового, - не более 10 дней со дня обращения;
- проведение лабораторных исследований - в день обращения или на следующий день после обращения;
- очередность для плановых больных на проведение диагностических исследований - не более 15 дней со дня обращения;
- очередность на госпитализацию в дневной стационар и стационар на дому - не более 14 дней со дня обращения;
- очередность при оказании стационарной медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи -не более 14 дней со дня обращения;
- очередность при оказании специализированной стационарной медицинской помощи больным неврологического, кардиологического - не более 30 дней со дня обращения;
- нормативы оказания медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях - 9,120 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования -8,271 посещения;
- нормативы оказания медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,616 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования -0,557 пациенто-дня;
- нормативы оказания медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях -3,058 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,526 койко-дня.
Нормативы объемов медицинской помощи настоящей Программы определены в расчете на 1 человека с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения, транспортной доступности медицинских учреждений в Республике Марий Эл.
Качество медицинской помощи является фактором, влияющим на состояние личного и общественного здоровья.
Под качеством медицинской помощи следует понимать содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации персонала, то есть способность врача снижать риск прогрессирования заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой.
Показатели укомплектованности |
Медицинский персонал |
|
Врачи |
Средний медицинский персонал, медицинские сестры |
|
Общее количество |
57 |
116 |
Укомплектованность, в % |
55.8 |
771.6 |
сертификат |
100 |
100 |
имеющих высшую квалификационную категорию |
19.2 |
30 |
первую квалификационную категорию |
22.8 |
10.3 |
вторую квалификационную категорию |
3.5 |
2.6 |
не имеющих квалификационную категорию |
54.4 |
65.5 |
Медицинская эффективность |
||
Показатели эффективности |
Количество |
% |
Общее число законченных случаев |
51854 |
- |
Число законченных случаев с положительным исходом (выздоровление, улучшение, стабилизация состояния) |
51047 |
98.4 |
Удовлетворённость пациентов (по анкетам) |
||
Показатели удовлетворенности |
Количество |
в процентах % |
Общее количество опрошенных пациентов |
128 |
- |
Количество пациентов, удовлетворённых качеством медицинской помощи |
127 |
99 % |
Программой Государственных гарантий устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества оказания медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей:
удовлетворенность населения медицинской помощью;
число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом;
младенческая смертность;
охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления туберкулеза;
доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных Программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других), в том числе показатели обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками.
Выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения, а также стимулирование эффективности реализации территориальных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы
Целевые значения критериев
доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы
|
Наименование показателя |
Плановое значение показателя |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Критерии качества медицинской помощи: |
||||
1. |
Удовлетворенность населения медицинской помощью - всего (процентов от числа опрошенных), в том числе: |
84,0 |
85,0 |
86,0 |
|
городского населения |
84,0 |
85,0 |
86,0 |
|
сельского населения |
84,0 |
85,0 |
86,0 |
2. |
Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения) |
432,0 |
408,0 |
390,0 |
з. |
Доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте (процентов) |
42,0 |
41,5 |
41,3 |
4. |
Материнская смертность (на 100 тыс. человек, родившихся живыми) |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
5. |
Младенческая смертность - всего (на 1000 человек, родившихся живыми), в том числе: |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
|
городского населения |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
|
сельского населения |
7,6 |
7,5 |
7,4 |
6. |
Доля умерших в возрасте до 1 года на дому в общем количестве умерших в возрасте до 1 года (процентов) |
20,3 |
20,2 |
20,1 |
7. |
Смертность детей в возрасте 0-4 лет (на 1000 родившихся живыми) |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
8. |
Смертность населения - всего (число умерших на 1000 человек населения), в том числе: |
13,2 |
13,1 |
13,1 |
|
городского населения |
12,4 |
12,3 |
12,3 |
|
сельского населения |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
9. |
Доля умерших в возрасте 0-4 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0-4 лет (процентов) |
27,6 |
27,5 |
27,4 |
10. |
Смертность детей в возрасте 0-17 лет (на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста) |
45,5 |
45,4 |
45,4 |
11. |
Доля умерших в возрасте 0-17 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0-17 лет (процентов) |
29,5 |
28,0 |
27,5 |
12. |
Доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года (процентов) |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
13. |
Доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, лиц старше трудоспособного возраста в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года у лиц старше трудоспособного возраста (процентов) |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
14. |
Доля впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных онкологических заболеваний в течение года (процентов) |
21,4 |
22,2 |
23,0 |
15. |
Доля пациентов со злокачественными новообразованиями, находящихся под диспансерным наблюдением с даты установления диагноза 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, находящихся под диспансерным наблюдением (процентов) |
53,5 |
54,6 |
55,6 |
16. |
Доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года (процентов) |
55,0 |
57,1 |
59,3 |
17. |
Доля пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленных активно, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение (процентов) |
19,0 |
20,5 |
21,0 |
18. |
Доля пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями (процентов) |
89,0 |
91,0 |
93,0 |
19. |
Доля лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (процентов) |
56,0 |
56,0 |
56,0 |
20. |
Доля впервые выявленных случаев фиброзно-кавернозного туберкулеза в общем количестве выявленных случаев туберкулеза в течение года (процентов) |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
21. |
Доля пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 12 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда (процентов) |
50,0 |
55,0 |
58,0 |
22. |
Доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведено стентирование коронарных артерий, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда, имеющих показания к его проведению (процентов) |
37,5 |
37,8 |
37,9 |
23. |
Доля пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, которым выездной бригадой скорой медицинской помощи проведен тромболизис, в общем количестве пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, имеющих показания к его проведению, которым оказана медицинская помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи (процентов) |
32,5 |
33,0 |
33,5 |
24. |
Доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда, имеющих показания к ее проведению (процентов) |
13,0 |
13,1 |
13,2 |
25. |
Доля пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями (процентов) |
39,5 |
40,0 |
40,5 |
26. |
Доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры в первые 6 часов от начала заболевания (процентов) |
5,0 |
5,5 |
5,7 |
27. |
Доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры (процентов) |
5,5 |
5,7 |
6,0 |
28. |
Доля пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь, в общем количестве пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи (процентов) |
83,0 |
85,0 |
87,0 |
29. |
Доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания паллиативной медицинской помощи, в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании паллиативной медицинской помощи (процентов) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
30. |
Количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы (единиц) |
20 |
18 |
16 |
Критерии доступности медицинской помощи: |
||||
31. |
Обеспеченность населения врачами (человек на 10 тыс. населения) - всего в том числе: |
33,8 |
34,7 |
35,5 |
|
по городу |
45,0 |
45,05 |
45,1 |
|
по селу |
6,0 |
6,1 |
6,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
31.1. |
оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (человек на 10 тыс. населения) |
18,9 |
19,3 |
19,6 |
31.2. |
оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (человек на 10 тыс. населения) |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
32. |
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом (человек на 10 тыс. населения) - всего, |
99,9 |
101,4 |
104,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
по городу |
125,0 |
125,1 |
125,2 |
|
по селу |
34,0 |
34,1 |
34,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
32.1. |
оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (человек на 10 тыс. населения) |
44,7 |
44,8 |
46,0 |
32.2. |
оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (человек на 10 тыс. населения) |
41,6 |
41,8 |
42,9 |
33. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров в общих расходах на территориальную программу (процентов) |
9,1 |
9,15 |
9,2 |
34. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на территориальную программу (процентов) |
2,4 |
2,5 |
2,6 |
35. |
Доля охвата диспансеризацией взрослого населения, подлежащего диспансеризации (процентов) |
30,9 |
31,8 |
32,8 |
36. |
Доля охвата профилактическими медицинскими осмотрами взрослого населения, в том числе городских и сельских жителей, подлежащего профилактическим медицинским осмотрам (процентов) |
31,5 |
32,4 |
33,4 |
37. |
Доля охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей, в том числе городских и сельских жителей, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам (процентов) |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
38. |
Доля записей к врачу, совершенных гражданами без очного обращения в регистратуру медицинской организации, в общем количестве записей к врачу (процентов) |
28,0 |
34,0 |
40,0 |
39. |
Доля пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в общем числе пациентов, которым была оказана медицинская помощь в стационарных условиях в рамках территориальной программы ОМС (процентов) |
1,7 |
1,75 |
1,8 |
40. |
Число лиц, проживающих в сельской местности, которым оказана скорая медицинская помощь (на 1000 человек сельского населения) |
195,0 |
197,0 |
200,0 |
41. |
Доля фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, в общем количестве фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов (процентов) |
9,2 |
6,7 |
6,3 |
42. |
Доля посещений выездной патронажной службой на дому для оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению в общем количестве посещений по паллиативной медицинской помощи взрослому населению (процентов) |
45,0 |
48,0 |
52,0 |
43. |
Число пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь по месту жительства, в том числе на дому |
1500 |
1700 |
1900 |
44. |
Число пациентов, которым оказана паллиативная медицинская помощь по месту их фактического пребывания за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные пациенты зарегистрированы по месту жительства |
3 |
3 |
4 |
45. |
Доля женщин, которым проведено экстракорпоральное оплодотворение, в общем количестве женщин с бесплодием (процентов) |
20,7 |
21,0 |
21,3 |
46. |
Средняя занятость койки в году (количество дней) - всего, в том числе: |
326,0 |
326,0 |
326,0 |
|
в городской местности |
326,0 |
326,0 |
326,0 |
|
в сельской местности |
326,0 |
326,0 |
326,0 |
47. |
Функция врачебной должности (количество посещений на 1 занятую должность врача, ведущего прием), в том числе: |
4850,0 |
4850,0 |
4850,0 |
|
в городской местности |
4850,0 |
4850,0 |
4850,0 |
|
в сельской местности |
4850,0 |
4850,0 |
4850,0 |
В целях совершенствования контроля качества медицинской помощи пациентам ГБУ РМЭ Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» издан приказ № 164/2-п от 05.08 2017 г. «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы»».
Лекарственное обеспечение населения при оказании медицинской помощи осуществляется в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и расходных материалов, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи и медицинской помощи в дневных стационарах всех типов и Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и расходных материалов, необходимых для оказания скорой и неотложной медицинской помощи утвержденным разделом 2 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи на 2021 год (Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 502). Указанный Перечень ЖНВЛС формируется по международным непатентованным наименованиям с указанием формы выпуска лекарственного средства.
На основании данного Перечня ЖНВЛП медицинские организации республики составляют Формулярные перечни лекарственных препаратов, содержащие перечень наименований лекарственных препаратов, применяемых в данной медицинской организации.
Оказание бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях осуществляется в соответствии с утвержденными Формулярными перечнями.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 502
О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов