В самом северном из известных могильников древней марийской культуры обнаружено 13 погребений и жертвенный комплекс

​Археологи Марий Эл подвели первые итоги экспедиции 2017 года. В июле в Шарьинском районе Костромской области продолжились раскопки могильника Кузинские хутора.
 
Они проводились силами отряда Марийской археологической экспедиции под руководством научного сотрудника отдела археологии Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории А.В. Акилбаева, совместно с сотрудниками Костромского музея-заповедника, волонтерами из Русского географического общества и при поддержке местной администрации.
 
Могильник финно-угорского населения, проживавшего в Поветлужье в эпоху средневековья, располагается к юго-западу от города Шарьи Шарьинского района Костромской области на берегу ручья Кузинки. Название связано с кордоном, который находился на этом месте до 50-х годов XX в.
 
Могильник обнаружен еще в 2013 году, когда в музей города Шарьи были переданы отдельные вещи. Тогда он был зафиксирован как объект археологии разведочными отрядом МарНИИЯЛИ под руководством В.В. Никитина. В 2014 году под руководством Т.Б. Никитиной начались раскопки.
 
Материалы первого года исследований опубликовало одно из центральных научных изданий – Краткое сообщение Института археологии РАН. По мнению учёных, о наиболее сложной проблемой для этого памятника является определение его этнокультурной принадлежности: археологи отметили пермские и волжско-финские традиции в вещевом комплексе и погребальном обряде. Предварительно могильник датировали IX-XI вв.
 
В 2017 году исследования продолжились. На площади в 80 кв. метров, марийские археологи выявили 14 объектов: 13 погребений и 1 жертвенный комплекс. Жертвенный комплекс – характерная черта средневекового марийского погребального обряда, когда в пространстве между могилами закапывался комплекс вещей в качестве дара покойнику или посмертного подношения, сделанного по просьбе умершего. На могильнике Кузинские хутора он состоял из одежды, в которую были завернуты украшения, и глиняного горшка. Это первый жертвенный комплекс, обнаруженный на данном памятнике.
 
Интересно, что сегодня Кузинские хутора – единственный древнемарийский могильник, где все захоронения совершены по обряду кремации. В погребения клали жженые кости и металлические предметы: украшения, орудия труда. Многие из них имеют следы воздействия огня. Часто всё это клали на подстилку из войлока или дерева.
 
В целом, полученные в 2017 году материалы подтвердили выводы 2014 года об общей датировке памятника и о его двух культурных составляющих, один из которых древнемарийский, что подтверждается наличием височных колец с отогнутыми концами и жертвенным комплексом, содержащим украшения. Кроме того, получены и другие находки, характерные для марийцев IX-XI веков: щитковые «усатые» перстни, гривна, так называемого глазовского типа, граненые дротовые браслеты, подвеска в виде всадницы. Интерес представляет находка кинжала в ножнах, имеющего аналогии в других марийских могильниках этого периода. Имеются и находки, связанные с более западными территориями: перстни, заколки-фибулы и др., что объясняется широкими торговыми связями региона Поветлужья.
 
Другая составляющая этого памятника пока точно не определена, однако аналогии отсылают ученых к материалам финно-угров Прикамья: этническим маркером являются, например, найденная в 2014 году подвеска с изображением медведя, а также элементы обряда сожжения, при котором кальцинированные кости вместе с вещами бессистемно ссыпались в могилу по мере ее заполнения. Ученые утверждают, что для марийского обряда характерно укладывание кальцинированных костей на дно могильной ямы и раскладывание вещевого комплекса в порядке ношения при жизни. По-видимому, два народа сосуществовали на одной территории и хоронили своих родственников на одном кладбище. Это крайне редкое явления для могильников Волго-Уральского региона.
 
Несмотря на то, что материалы полевых исследований пока не обработаны и предстоит кропотливая камеральная обработка, А.В. Акилбаев отмечает, что памятник уникален не только выраженной двуэтничной составляющей – на сегодняшний день он является самым северным из известных могильников средневековой марийской культуры.
 
Основной вывод, который делают исследователи – могильник не исчерпал себя, и работы на нем будут продолжены. Это означает, что в скором времени трудами археологов будет существенно дополнена еще одна страница истории марийского народа.