Археологи Марий Эл подвели первые
итоги экспедиции 2017 года. В июле в Шарьинском районе Костромской области продолжились
раскопки могильника Кузинские хутора.
Они проводились силами отряда
Марийской археологической экспедиции под руководством научного сотрудника
отдела археологии Марийского научно-исследовательского института языка,
литературы и истории А.В. Акилбаева, совместно с сотрудниками Костромского
музея-заповедника, волонтерами из Русского географического общества и при поддержке
местной администрации.
Могильник
финно-угорского населения, проживавшего в Поветлужье в эпоху средневековья, располагается
к юго-западу от города Шарьи Шарьинского района Костромской области на берегу
ручья Кузинки. Название связано с кордоном, который находился на этом месте до
50-х годов XX в.
Могильник
обнаружен еще в 2013 году, когда в музей города Шарьи были переданы отдельные
вещи. Тогда он был зафиксирован как объект археологии разведочными отрядом
МарНИИЯЛИ под руководством В.В. Никитина. В 2014 году под руководством Т.Б.
Никитиной начались раскопки.
Материалы
первого года исследований опубликовало одно из центральных научных изданий – Краткое
сообщение Института археологии РАН. По мнению учёных, о наиболее сложной
проблемой для этого памятника является определение его этнокультурной
принадлежности: археологи отметили пермские и волжско-финские традиции в
вещевом комплексе и погребальном обряде. Предварительно могильник датировали IX-XI вв.
В 2017 году
исследования продолжились. На площади в 80 кв. метров, марийские археологи
выявили 14 объектов: 13 погребений и 1 жертвенный комплекс. Жертвенный комплекс
– характерная черта средневекового марийского погребального обряда, когда в
пространстве между могилами закапывался комплекс вещей в качестве дара
покойнику или посмертного подношения, сделанного по просьбе умершего. На
могильнике Кузинские хутора он состоял из одежды, в которую были завернуты
украшения, и глиняного горшка. Это первый жертвенный комплекс, обнаруженный на данном
памятнике.
Интересно,
что сегодня Кузинские хутора – единственный древнемарийский могильник, где все
захоронения совершены по обряду кремации. В погребения клали жженые кости и
металлические предметы: украшения, орудия труда. Многие из них имеют следы
воздействия огня. Часто всё это клали на подстилку из войлока или дерева.
В целом, полученные
в 2017 году материалы подтвердили выводы 2014 года об общей датировке памятника
и о его двух культурных составляющих, один из которых древнемарийский, что
подтверждается наличием височных колец с отогнутыми концами и жертвенным
комплексом, содержащим украшения. Кроме того, получены и другие находки,
характерные для марийцев IX-XI веков: щитковые «усатые»
перстни, гривна, так называемого глазовского типа, граненые дротовые браслеты,
подвеска в виде всадницы. Интерес представляет находка кинжала в ножнах,
имеющего аналогии в других марийских могильниках этого периода. Имеются и
находки, связанные с более западными территориями: перстни, заколки-фибулы и
др., что объясняется широкими торговыми связями региона Поветлужья.
Другая
составляющая этого памятника пока точно не определена, однако аналогии отсылают
ученых к материалам финно-угров Прикамья: этническим маркером являются,
например, найденная в 2014 году подвеска с изображением медведя, а также
элементы обряда сожжения, при котором кальцинированные кости вместе с вещами
бессистемно ссыпались в могилу по мере ее заполнения. Ученые утверждают, что для
марийского обряда характерно укладывание кальцинированных костей на дно
могильной ямы и раскладывание вещевого комплекса в порядке ношения при жизни. По-видимому,
два народа сосуществовали на одной территории и хоронили своих родственников на
одном кладбище. Это крайне редкое явления для могильников Волго-Уральского
региона.
Несмотря на
то, что материалы полевых исследований пока не обработаны и предстоит
кропотливая камеральная обработка, А.В. Акилбаев отмечает, что памятник
уникален не только выраженной двуэтничной составляющей – на сегодняшний день он
является самым северным из известных могильников средневековой марийской
культуры.
Основной
вывод, который делают исследователи – могильник не исчерпал себя, и работы на
нем будут продолжены. Это означает, что в скором времени трудами археологов
будет существенно дополнена еще одна страница истории марийского народа.