Меню

Меню

В Советском создают роботов

Сегодня практически у каждого ребенка есть радиоуправляемые игрушки, ими уже никого не удивить. А вот иметь робота—предел всех мечтаний.
 

Да если ещё и управлять им самому, заставлять его ходить, говорить, выполнять какие-то другие функции, так это уже просто круто.

Простому обывателю научиться собирать робота кажется чем-то недосягаемым, а научить детей делать роботов—и вовсе задачей невозможной. Но, тем не менее, воспитанники детского центра компьютерного развития "Айтишка" способны и не на такое. Здесь под руководством опытных преподавателей ребята сами создают и программируют роботов на занятиях по робототехнике.

 

От простого к сложному

Робототехника—прикладная наука, объединяющая в себе сразу несколько дисциплин: механику, электронику, математику, алгоритмику, логику, физику, программирование. С их помощью создаются автоматизированные технические системы. Звучит для непосвященных довольно сложно. Но чем же тогда она так интересна?

--На самом деле всё очень просто—мы создаём и программируем настоящих роботов,--важно отвечают Тимур Васинкин и Миша Решетов, обычные третьеклассники, которые уже не первый год посещают занятия по робототехнике и даже в соревнованиях уже успели поучаствовать.

Конструированием роботов в "Айтишке" начинают заниматься с 5 лет. И обучение здесь построено "от простого к сложному", причем, на самих занятиях дети не просто занимаются конструированием и собиранием роботов из деталей, а выполняют проекты: знакомятся с теоретическими вопросами, ставят поисковые задачи, учатся работать в команде, обсуждать. А робот помогает пройти этот путь легко и с удовольствием: весь материал познается детьми в игре, в творчестве и поиске решения задачи, поэтому робототехника и увлекает детей.

 

От LEGO WeDo до EVA3

На занятиях в младшей ступени ребята пытаются разобраться в том, как устроен реальный мир и по каким физическим законам существует всё, что нас окружает. Одновременно дети знакомятся с конструктором, из которого они будут создавать своего первого робота и делать первые шаги в робототехнике. Конструируя и исследуя робота-аллигатора или робота-обезьяну, к примеру, ребята интуитивно воспринимают законы механики и физики. А на реальных примерах из жизни они узнают, где еще встречаются подобные механизмы и законы и с удовольствием находят ответы на все свои "почему?".

На следующих ступенях дети изучают всё более сложные элементы, ещё более углубляются в простые механизмы, постигают основы математики и физики, строят более сложные конструкции, способные решать конкретные задачи. И разумеется, что программы у каждой возрастной ступени свои. К примеру, младшие фактически играют с простейшим конструктором для конструирования роботов LEGO WeDo. Детали робота довольно легко соединяются. Программа для движения робота, которую создают обучающиеся, тоже несложная и пишется из готовых "блоков" под руководством преподавателя. Но робот у них получается самый настоящий.

Ребята постарше пользуются конструктором LEGO Mindstorms и EVA3. Они более сложные, с другим принципом крепления, поэтому позволяют создавать и программировать более сложные модели. Освоив эти ступени, желающие переходят на следующий этап—олимпиадную робототехнику и готовятся к участию в соревнованиях. Здесь ребят учат программировать не только в среде EVA3, но и в Small basic. Так что, если в дальнейшем подопечные "Айтишки" решат посвятить себя IT-специальностям, захотят стать программистами или разработчиками, к примеру, им будет проще освоить профессиональную среду.

 

Опытные педагоги научат и помогут

Насколько эффективны занятия в кружке, во многом зависит от преподавателя. В "Айтишке" обучением детей занимается учитель высшей категории, сертифицированный судья Всероссийской робототехнической олимпиады Russian Robot Olympiad и Всероссийского робототехнического фестиваля "Робофест", преподаватель робототехники, робофизики и веб-программирования школы "Инфосфера" г.Йошкар-Олы Д.М.Иванов. Именно ему принадлежит идея создания детского компьютерного центра "Айтишка". На первых этапах обучения с детьми занимается не менее опытный педагог, а сам Дмитрий Михайлович ведет занятия в старших группах. Его воспитанники являются постоянными участниками различных соревнований республиканского и регионального уровней, таких, как, например, "Profest", "WRO","Перворобот", занимают победные и призовые места. Кстати, по словам Дмитрия Михайловича, баллы, полученные за успешное выполнение теоретической, тестовой, части по физике в конкурсе "Profest", которую сдают дети старшей категории, идут в зачет при поступлении в некоторые ВУЗы Москвы.

 

Для общего развития

Робототехника—не только интересна, но и полезна для обучения детей. В этом смогли убедиться родители воспитанников "Айтишки". Изучение основ робототехники помогает детям осваивать школьные дисциплины с большим интересом и осознанностью. Создавая роботов, каждый ребенок начинает понимать на практике, почему так важно изучать базовые предметы—математику, информатику, физику. Для него уже не будет новостью, что с помощью рычага, например, можно без усилий поднять автомобиль, или, что можно увеличить мощность двигателя, добавив лишь одну маленькую шестеренку.

Кроме того, при таких занятиях тренируется логика, память, внимание, развивается фантазия и пространственное мышление.

Сегодня в "Айтишке" основам робототехники обучаются порядка 20 детей от 6 до 15 лет, учеников СОШ №2, СОШ №3 п.Советского, лицея-интерната п.Ургакш, Алексеевской и Ронгинской школ. Конечно, робототехника больше привлекает мальчишек, но занятия могут посещать и девочки, никаких противопоказаний для этого нет. Лицеистка Светлана Левагина, к примеру, занимается в "Айтишке" со дня его открытия, и уже успешно продемонстрировала свои навыки и умения, приобретенные в детском центре, на соревнованиях по робототехнике.

Кстати, многие ошибочно полагают, что робототехника подходит детям только с математическим уклоном. На самом деле это направление подходит всем, ведь занятия направлены на развитие у детей не только научно-технического, но и творческого потенциала. "Собирая какую-либо модель или механизм, а затем еще и программируя их, ребенок сам создает игрушку, а не получает готовую,--говорит Д.М.Иванов.—Дети из младших групп собирают менее сложные модели—это хороший тренажер для развития мелкой моторики. Дети постарше изучают основы программирования и алгоритмов. Уверен, что в будущем они могут стать талантливыми программистами, инженерами-конструкторами, или освоят другие востребованные сегодня специальности IT-сферы".

 

Детский центр компьютерного развития (п.Советский, ул.Свердлова, 29 Б (здание за магазином "Лакомка") приглашает детей на занятия по следующим направлениям: робототехника на Lego WeDo, курс робофизики, робототехника на EVA3, олимпиадная робототехника. Обращаться по телефону: 89677563256.