Меню

Меню

В комбайнеры я б пошел, пусть меня научат

Для работников сельского хозяйства лето – самая жаркая во всех отношениях пора, в хозяйствах запасаются кормами и собирают выращенный урожай. И в этом деле большая ответственность возложена на комбайнеров. Им приходится трудиться в поле практически без передышки, убрать урожай необходимо в максимально сжатые сроки и качественно. Чтобы лично убедиться, насколько ответственен и нелёгок труд хлебороба, я решил попробовать сам лично сесть за баранку комбайна. Тем более что в «ВР» есть специальная рубрика «Журналист меняет профессию».

За рулем полевого «лексуса»
Для того чтобы меня научили водить комбайн, в один из последних дней августа я отправился на поле ЗАО племзавода «Шойбулакский» возле д. Ивановки. Механизаторы хозяйства занимались уборкой озимой пшеницы. По прибытию на место главный агроном «Шойбулакского» по Советскому району М.И. Андреев поручил меня «в подмастерья» опытному комбайнеру С.М. Смирнову, который работает на технике с 1985 года. Оказалось, что Сергей Михайлович начал участвовать в уборке «золотой нивы» еще в подростковые годы в роли помощника комбайнера в совхозе. А во время учебы в средней школе д. Курукнур Медведевского района он окончил курсы по механизации сельского хозяйства и получил профессию «механизатор». Так и работает по полученной профессии всю свою жизнь.
Сергею Михайловичу довелось водить различные виды комбайнов – «Нива», «Елисей» и другие, а сейчас он трудится на дорогостоящей импортной машине, оснащенной современной компьютерной аппаратурой – CLAAS LEXION 560. Между механизаторами «Шойбулакского» она неофициально именуется «лексус». От прочих комбайнов на поле он отличается самым большим бункером и другими техническими нюансами. Именно на этом «лексусе» мне удалось «поколесить» по полю и убрать отведенную мне долю урожая.
Сергей Михайлович детально объяснил мне и показал все нюансы управления техникой, рассказал о ее компьютерной «начинке», периодически доверяя мне вести эту огромную чудо-машину. Было очень интересно, увлекательно: по мере освоения руля отпускать его из рук и вовсе не хотелось – так затянул меня процесс.
Несмотря на то что техника сложная, спроектирована она для простого обывателя, не имеющего высокий уровень мастерства и длительного стажа вождения. Комбайн легок в управлении, прилагать больших усилий для вращения рулевого колеса не нужно, так как во внутреннее устройство сельхозмашины встроен гидроусилитель. Все переключатели скоростей, управление жаткой и т.д. находятся на джойстике справа от водителя, что очень удобно в управлении большой техникой. Также и скорость комбайна можно увеличить прямо на панели управления, представляющей собой набор кнопок с понятными даже ребенку символами. Кроме того, в водительском сидении установлена одна хитрая система – если с него встать, то машина остановится.
Показатели основных систем комбайна – уровень масла, бензина, скорость, заряд аккумуляторных батарей, частота вращения коленвала, давление масла в системе и прочие --  выводятся на дисплей компьютера. Помимо этого, в кабине есть аппарат, который выводит на длинной бумажной ленте отработанную статистику: количество потраченных литров бензина, убранного зерна, пройденных километров, а также отмечает влажность зерна и прочие данные по уборке. Все неисправности в ходе работы комбайна также показываются на экране монитора.
В чем-то эта электроника, джойстик и просторная кабина с большими окнами даже показались мне похожими на кабину пилота космического корабля. Лишь вид за стеклом давал знать, что я со своим наставником нахожусь на родной матушке-земле.
Нужно заметить также, что кабина машины герметична, поэтому внутри ее относительно тихо и чисто от пыли. В комбайнах более устаревших марок такого комфорта никогда не было. И самое главное, что создают комфортные условия работы в жаркий летний день – это установленный кондиционер. Никакой духоты и жары не ощущается. Словом, все для того, чтобы хлебороб не испытывал дискомфорта, а был максимально сосредоточен на самом процессе уборки урожая.

 Чтобы не было зигзагов и «петушков»
Несмотря на то, что комбайн легок в управлении, нужно уметь максимально держать руль прямо, иначе машина будет двигаться зигзагообразно, что соответственно отразится и на скошенном поле. Признаться, когда я сел впервые за руль комбайна, после меня осталась волнообразная линия на оставшейся части нескошенной пшеницы. Кроме того, после моих заездов на поле оставались так называемые «петушки» - небольшие нескошенные участки растений в виде кустиков. За такую уборку агроном М.И. Андреев, который также находился в поле и весь день контролировал работу подопечных, точно не похвалит. Надеюсь, что мне такие ошибки простили, к тому же потом мы с Сергеем Михайловичем убрали все мои огрехи.
Чуть освоившись я, конечно, стал управлять техникой увереннее и немного прямее. Однако мой наставник все же не доверил скашивать мне «загонку» - линию, что отделяет небольшой участок от основного поля, чтобы потом комбайнерам было быстрее, удобнее и экономнее убирать зерновую культуру.
И еще, мне доверяли руль лишь на сухих участках почвы. Дело в том, что земля после затяжных дождей еще не полностью высохла. В те места, где было сыро, мы с Сергеем Михайловичем старались не лезть вообще. Хоть из кабины довольно трудно определить, где именно почва еще не просохла, мой опытный наставник мог безошибочно узнавать их. Едва колеса стали буксовать, с помощью джойстика он мгновенно останавливал двенадцатитонную «махину» и включал заднюю передачу.
Оказывается, что несмотря на опыт и знания бывалого комбайнера, на этом поле его комбайн все же уже трижды умудрился «сесть». Вытаскивать тяжелую машину приходилось трактору Т-150, который пригнали сюда как раз для таких случаев. Кстати, груженные убранным зерном КамАЗы застревали здесь нынче регулярно. Я сам стал очевидцем одного из таких моментов. В итоге машинистам даже пришлось отказаться от прицепов, иначе и Т-150 не помог бы им выбраться из грязи.

Наполнил-выгрузил
Кроме комбайна CLAAS LEXION 560 поле с озимой пшеницей убирали два представителя той же марки TUKANO 450 и два новеньких TUKANO 340, которыми управляли Владимир Ильич Орехов, Алексей Викторович Крылов, Василий Иванович Шалагин и Максим Сергеевич Дмитренко. Наша машина превосходила их прежде всего по объему бункера в 12 000 литров и двенадцатиметровой жаткой. В день 560 комбайн набирал в бункер около 100 тонн чистого зерна. Оставшиеся от колосьев стебли измельчалась и разбрасывалась позади машины. При необходимости измельчитель можно было отключить и формировать из соломы валки.
Максимальная скорость обмолота зерна комбайном составляет 4 км/ч. Превысить эту цифру уже нельзя: машина не будет успевать обрабатывать колосья, и они будут вылетать через измельчитель вместе с соломой. Скорость комбайна зависит от урожайности. Иногда колосья вырастают настолько крупными, что машина двигается со скоростью 2 км/ч. Такое было в прошлые годы.
Всего за день Сергей Михайлович успевал заполнить бункер 11-12 раз. О том, сколько в нем зерна, звуковым сигналом комбайнера оповещал компьютер, после чего выводил процент наполнения на дисплей. Я примерно подсчитал, что 12 тыс. литров механизатор набирал примерно за 40 минут. Далее комбайнер включал световую сигнализацию на бортах машины, выезжал на открытый участок поля и выставлял выгрузную трубу. Увидев, что комбайн полный, водители грузовых автомобилей, торопились к нему. Правда, происходило это не так быстро, как хотелось бы: по полю с влажной почвой сильно не разгонишься. Некоторые комбайнеры на такой случай приобретали даже рацию для упрощения процесса общения.
Во время выгрузки Сергей Михайлович выдавал водителям КамАЗов специальные талоны, на которых писалось количество зерна и название комбайна. По приезду на зерносушильный комплекс эти данные уже обрабатывали учетчики, от них напрямую зависит зарплата водителей.

Трудовые будни
Рабочий день комбайнеров племзавода начинается в шесть часов утра. Они подготавливают технику к предстоящему трудовому дню, получают талоны и путевые листы, в которых обозначены задачи по уборке урожая. Далее механизаторы проходят медицинский осмотр у врача. Медработник определяет состояние здоровья и готовность к длительному трудовому дню. При необходимости врач может провести более тщательный тест на физическое состояние работника с помощью специальных аппаратов.
Непосредственно сами уборочные работы начинаются в восемь часов, а заканчиваются не раньше семи часов вечера. Понятно, что при таком графике и обед, и ужин механизаторы проводят прямо в поле. Подвоз продуктов организует племзавод. Кстати, кормят комбайнеров и водителей вкусно и сытно. Домой работников развозит дежурный автомобиль.
Я поинтересовался у своего наставника, устает ли он после такого долгого трудового дня. Разумеется, усталость чувствуется немалая. Сергей Михайлович признался, что больше всего устает спина.

Врезки
По сравнению с Медведевским и Оршанским районами на обрабатываемых ПЗ «Шойбулакским» полях нашего района озимая пшеница выросла намного лучше. Урожайность культуры составила 40 центнеров с гектара. В день здесь убирают по 70-100 га площади. Каждый из четырех КамАЗов вывозит за рейс 12 500-12 800 т., а всего в день они делают по 6-7 рейсов.
Работа во время уборки урожая на любой технике, а особенно на комбайне, требует большого опыта и высокой квалификации. В этом я убедился лично, что позволило мне сделать вывод, что в поле возле деревни Ивановки трудятся отличные специалисты.
Их самоотверженный, на первый взгляд, незаметный труд, мы ощущаем ежедневно, когда откусываем очередной кусок хлеба. После освоения новой профессии я с еще большим уважением отношусь к этим людям!