Меню

Меню

«Адмиралы» полей

20170714_2.JPG
При подготовке статей для рубрики «Журналист меняет профессию» я много кем успел «поработать»: освоил ряд строительных специальностей, был сантехником, очищал крыши от снега, разносил почту и даже побывал в детском саду в роли воспитателя. Но следующая моя профессия, в которую я недавно «погрузился», отличается от них кардинально. Труд механизатора почетен и нелегок, требует от человека выносливости, терпения и очень ответственного подхода к делу. Чуть замешкался, не справился с планом -- и про урожай можно забыть. Поэтому издавна хлеборобов называют уважительно кормильцами или «адмиралами», «покорителями» полей.

На пути к урожаю
Для того чтобы освоить профессию, я отправился в одно из передовых хозяйств нашего района – СПК колхоз «У Илыш». Там полным ходом шла заготовка кормов для КРС. Работают здесь невзирая ни на какие капризы погоды. И даже в дождь комбайнеры, трактористы и водители грузовых автомобилей занимаются уборкой скошенной травы, которая потом превратится в силос и сенаж. Тянуть с этим важным делом нельзя, время может быть безвозвратно упущено. Да и ждать нынешним летом скорого прекращения осадков, похоже, бессмысленно.
Правда, день моего «трудоустройства» выдался на удивление ясным и даже жарким. Солнышко провожало меня на работу уже с пяти часов утра (трудовой день летом в колхозе начинается не позже этого времени). Стоя у гаража с сельхозтехникой колхоза, я с нетерпением ждал указаний от главного агронома «У Илыша» Н.И. Богачук. Надежда Ивановна поставила перед механизаторами задачи на предстоящий день, распределила задания. Работники, и я в том числе, разошлись по «железным коням», предварительно подготовив их к выезду. Я сел в грузовой автомобиль ГАЗ-53 со своим первым наставником С.М. Федоровым, который поначалу работал в колхозе электриком, а потом, после продолжительного перерыва, вернулся и сел за баранку автомобиля.
Мы с Сергеем Михайловичем поехали убирать скошенный многолетний козлятник на поле за д. Куркумбалом. Местами грунтовую дорогу было трудно проехать из-за грязи и больших луж, легковая машина точно не пробралась бы через такую преграду. Вскоре мы добрались до места назначения. Надо заметить, что это не единственное поле хозяйства, на котором убирают скошенную траву, еще одно находится вдоль дороги из бетонных плит между деревнями Семейкино и Тапшером, и засеяно оно люцерной.
К моменту нашего приезда на поле собралось уже немало техники: кроме нас три трактора, два грузовых автомобиля. Ими управляли опытные механизаторы, не один год отдавшие своей любимой профессии: Владимир Витальевич Таныгин, Владимир Витальевич Пекешин, Олег Владимирович Созонов, Леонид Алексеевич Казаков, Владимир Витальевич Торопов. А потом появились и комбайнеры на своей технике – Иван Витальевич Гребнев, Александр Семенович Бояринов – они приступили к уборке валков козлятника, который уже подсох под лучами солнца.

Операция «Уборка»
 
Работа по уборке валков была проста. К ним подъезжает комбайн, при помощи мотовила (часть жатвенной машины) захватывает траву, которая далее по шнеку отправляется в выгрузное устройство, а затем уже в кузов автомобиля или телегу трактора, двигающихся параллельно и с той же скоростью. Когда кузов или телега заполняются, комбайнер подает знак трактористу или водителю автомобиля, и те уже уезжают с поля, уступая место следующим.
Подошла и наша с Сергеем Михайловичем очередь, мы подъехали к комбайну Александра Семеновича, и он нагрузил кузов нашего автомобиля травой. Потом мы отправились на весовую станцию колхоза, где взвесили машину с травой. На эту операцию ушло буквально меньше минуты. Также Сергей Михайлович сообщил молодой весовщице, студентке-практикантке Анастасии Чепруновой, от какого комбайна он привез груз. Она взвесила, подсчитала цифры и записала все данные в журнал. А ближе к вечеру Анастасия составляет для главного агронома хозяйства отчет о проделанной за день работе.
Практикантка Настя родом из Нижегородской области, учится на третьем курсе Марийского государственного университета, на факультете агрономии, по специальности «защита растений». На практике в «У Илыше» она вместе с подругой-однокурсницей Галиной из с. Косолапово Мари-Турекского района уже почти два месяца, с 1 мая. В тот день Галина готовила склады для приема и хранения зерна. Девушки во время практики прошли все азы агрономии, начиная от умения отличать пшеницу от ячменя до норм высева.
Далее мы с Сергеем Михайловичем отправились к траншеям, где складировались силос и сенаж. Мне пришлось выйти из автомобиля, так как нашу технику с грузом пришлось затаскивать буксировкой с помощью троса, прикрепленного к трактору Т-150. Иначе автомобиль Сергея Михайловича не заехал бы на эту гору «зеленки». Вскоре машину отбуксировали наверх траншеи, и она вывалила содержимое кузова.
 
Погода плохая, но убирать надо

Воспользовавшись небольшим перерывом в моем «труде», я поспешил пообщаться с председателем колхоза И.Н. Барановым, который уже с самого раннего утра находится у траншей и следит за ходом работ по заготовке кормов.
-- Наше хозяйство на протяжении 15 лет занимает первые места по урожаям. В этом году за достигнутые успехи в области весеннее-полевых работ мы получили сразу два кубка – районный и республиканский, – с таких слов начал разговор Иван Николаевич. - И все это заслуга простых работников колхоза и механизаторов, конечно, которые с 5 утра трудятся не покладая рук, даже в дождь, потому что ждать у нынешнего лета хорошей погоды нельзя. А ведь мы еще должны произвести второй укос с полей, где растет многолетняя трава, которой также необходимо достигнуть нужной вегетации (роста), поэтому с уборкой нужно торопиться. Иначе для всего полутора тысячного поголовья скота хозяйства кормов на зиму и весну не хватит.
Мы планируем в этом году наполнить четыре траншеи многолетней травой, а две – «однолеткой». А потом мы заложим три кургана сенажа. За каждую заполненную траншею наши работники получают 10-15 тысяч рублей премии.
 
Вообще я как руководитель и правление хозяйства стараемся сделать все, чтобы улучшить качество жизни наших работников, в том числе организовать их досуг. Вот недавно провели свой праздник «Пеледыш пайрем». Организовали концерт, на который пригласили известных артистов республики. На него пришли не только наши работники и жители с. Верх-Ушнура, но и люди из соседних деревень. Провели мы и лотерею с розыгрышем ценных призов, а труженикам колхоза вручили премии, общая сумма которых составила около 250 тысяч рублей.
Что касается наших дальнейших планов, то в скором времени мы собираемся увеличить поголовье скота. На территории животноводческого комплекса будет построена ферма на 200 голов. Строительство будет осуществлено за счет собственных средств. Общая стоимость проекта составит 25 миллионов рублей.
Хочу отметить, что во многом мне помогают коллеги из других преуспевающих хозяйств республики, входящие в состав Клуба крупных производителей молока РМЭ, одним из организаторов и членом которого я являюсь. Мы делимся информацией и опытом, необходимым для работы и развития наших сельхозпредприятий.
 
Из кабины водителя
Наконец настало время сменить наставника и отправиться снова на уборку скошенной травы. На этот раз моим «учителем» стал Л. А. Казаков. Как оказалось, Леонид Алексеевич с момента демобилизации из армии беспрерывно работает в колхозе. Его трудовой механизаторский стаж составляет 33 года.
Сделав несколько рейсов от траншеи до поля, я заметил на крыше некоторых животноводческих ферм, находящихся в аварийном состоянии, работающих кровельщиков. Они меняют старую кровлю на новую. На двух зданиях ее уже поменяли, а на остальных двух недавно начали. Как пояснил потом председатель Иван Николаевич, работы ведут бригады ПК «Советской ПМК» и ООО «Берлога». Замена старой кровли ведется за счет собственных средств. Общая стоимость работ составляет порядка 7,5 миллионов рублей.
Смею заверить любопытного читателя, что «работая» на технике, за руль автомобиля я так и не рискнул сесть самостоятельно, исходя из небольшого водительского опыта. Всю работу я доверил профессионалам. Мне лишь оставалось сидеть рядом с водителем и с интересом наблюдать за ходом работ по заготовке кормов в хозяйстве.
 
На страже новых технологий

Поколесив пару часов с Леонидом Алексеевичем, я сошел возле траншеи, рядом с которой стояла главный зоотехник колхоза Е.А. Щербакова. Елизавета Аркадьевна следила за правильностью осуществления технологии укладки сенажа. Тут же на тракторах работали Геннадий Николаевич Царегородцев и Владимир Геннадьевич Богданов. Они занимались трамбовкой сенажа. А в ночную смену, с 19.00 до 05.00, их должны будут сменить другие рабочие: Альберт Васильевич Прозоров из д. Кукмари.
Поднявшись на траншею, заполненную утрамбованным сенажом, я решил расспросить Елизавету Аркадьевну более подробно о заготовке кормов и технологии укладки сенажа.
-- С сеном нынче плохо не только у нас, но и в других хозяйствах. Поэтому мы делаем упор на сенаж, силос и солому, – сообщила Елизавета Аркадьевна. - Сейчас для нас главное – это сохранить качество кормов и полезные вещества в них. Поэтому трактористы без остановок на перерывы стараются как можно лучше трамбовать сенаж, чтобы он был плотным и в нем не было воздуха. Привезенную траву – люцерну и козлятник -- мы перемешиваем. Такое сочетание двух трав придает кормам массу и необходимые для КРС витамины.
Помимо этого, через каждые 40 тонн, привезенной травы, Геннадий Николаевич на тракторе Т-150 всю площадь траншеи обрабатывает специальным раствором консерванта, в состав которого входит закваска «Лактобио», представляющая собой размноженную культуру полезных молочнокислых бактерий на основе двух осмотолерантных гомоферметативных бактерий. Специально для распыления этой закваски, растворенной в воде в пропорциях 1:50, к трактору прикреплена бочка с распылителем. «Лактобио» является универсальным биологическим консервантом для силосования многолетних, однолетних, злаковых, бобовых и их смесей, а также слабопровяленного растительного сырья в анаэробных условиях. Бактерии закваски обеспечивают интенсивное накопление молочной кислоты и подавления вредной микрофлоры, способствуя получению более качественного корма, который с аппетитом поедается коровами и влияет на их продуктивность. Они являются полностью безопасными для людей и животных и не влияют на экологию.
Но траншеи для кормов возле д. Колокудо мы засыпаем солью. Она также необходима для консервации трав. Что лучше, соль или же закваска, мы пока не определились.
Сегодня мы закончим укладывать сенаж на первой траншее и параллельно начнем заполнять вторую. Для этого в скором времени туда навезут солому. Она нужна для того, чтобы сенаж не имел контакта с бетоном, на котором могут быть бактерии, во избежание нарушения хода консервации. А сенаж в первой траншее после ночной трамбовки животноводы утром закроют полиэтиленовой пленкой.
 
После того как я побыл достаточно продолжительное время возле траншей меня отвезли на поле между деревнями Семейкино и Тапшер, где Ю.В. Пауткин на тракторе МТЗ-80 с навесным агрегатом косил люцерну. С Юрием Васильевичем я пробыл до конца моего трудового дня. Вскоре на поле привезли обед, я поел и отправился домой, чтобы поскорее записать свои впечатления. А он и еще другие механизаторы еще продолжали работать до семи часов вечера. Кстати, в горячую летнюю пору рабочих на поле кормят не только обедом, но и ужином. И только после этого трудяги уставшие, но довольные проделанной работой, отправляются домой.
 
Так я лично убедился, насколько нелегок труд механизатора. Но земледельцы не сетуют, а неустанно, кропотливо и добросовестно выполняют свою работу… Они знают, что земля не любит лентяев, и именно от результатов их труда зависит, как хозяйство проживет предстоящий год. День за днем, начиная с весны и до самой поздней осени, садятся они за баранку с рассветом, работают до сумерек, а то и в ночную смену, без выходных, до последней крупицы собирая урожай. Давайте же поблагодарим их за стойкость, трудолюбие и неравнодушие к нашей матушке-земле.