Меню

Меню

Региональный навигатор - основной инструмент персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием

В 2021 году в Республике Марий Эл в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» при  внедрении Целевой модели был предусмотрен механизм персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием, с использованием функционала Автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Республики Марий Эл». 

В 2023 году дополнительные общеразвивающие программы по данным АИС «Навигатор» реализовывали 494 организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по подвиду дополнительное образование детей и взрослых:

461 муниципальная образовательная организация;

32 государственные образовательные организации, подведомственные Министерству образования и науки Республики Марий Эл;

1 образовательная организация федерального уровня подчинения.

6 процентов организаций из зарегистрированных в АИС «Навигатор» не осуществляли работу в информационной системе.

В 2023 году реализовано 5158 дополнительных общеразвивающих программ.

Наиболее широко в республике представлены программы по социально-гуманитарной, художественной и физкультурно-спортивной направленности. Среднее количество программ по естественно-научной направленности - 14 %. Наименьшее количество программ по двум направленностям: по технической - 8 %, по туристско-краеведческой направленности - 6 % от общего количества реализуемых программ.

Один ребенок может посещать одновременно несколько программ дополнительного образования в разных учреждениях и по разным направленностям дополнительного образования, т.е. получать несколько услуг одновременно.

Финансирование обучения по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется тремя способами:

за счет бюджетных средств республиканского или муниципального бюджета, когда до учреждений доводится государственное или муниципальное задание на реализацию дополнительных общеразвивающих программ;

за счет бюджетных средств муниципального бюджета, выделенных на персонифицированное финансирование, когда средства, предусмотренные на сертификаты дополнительного образования (социальные сертификаты) доводятся до учреждений конкурентным способом в случае выбора программы потребителем;

на внебюджетной (платной) основе, когда обучение оплачивают родители (законные представители) потребителя.

74394 ребенка от 5 до 18 лет охвачены услугами дополнительного образования.

Данные регионального навигатора за 2023 год по охвату детей в разрезе возрастных категорий, говорят о том, что половина обучающихся по программам дополнительного образования - это дети от 6 до 10 лет (контингент начальной школы). В среднем 79 % детей данной возрастной категории охвачены дополнительным образованием.

Наименьший охват дополнительным образованием наблюдается среди подростков старшей школы, в возрасте 16 и 17 лет - 34,8 % и 19,7 % соответственно. Сокращение участия старшеклассников в программах дополнительного образования объясняется концентрацией на подготовке к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). При этом отмечается и дефицит предложения программ, соответствующих актуальным запросам представителей данной возрастной группы.

Охват дополнительным образованием среди дошкольников (дети 5 лет) составляет 74,2 %.

Программы социально-гуманитарной направленности пользуются популярностью среди детей и подростков всех возрастных категорий.

Наибольший охват среди дошкольников, которые занимаются на программах, направленных на социальную адаптацию и подготовку ребенка к школе, а также среди подростков 14 - 17 лет, имеющих активную гражданскую позицию и занимающихся в патриотических объединениях, проектных школах и школах лидера, интересующиеся профориентационным направлением.

Дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности (без учета дополнительных предпрофессиональных программам в области искусств) наиболее популярны среди дошкольников и детей начальной школы.

Дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности (без учета программ спортивной подготовки) наиболее популярны среди подростков 11-17 лет.

Программы естественно-научной направленности наиболее популярны среди подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Это объясняется тем, что большинство программ естественнонаучной направленности углубляют знания по школьным предметам, что помогает в подготовке к государственной итоговой аттестации, а также имеют профориентационный характер, что актуально для подростков, которые к этому возрасту уже имеют интерес к определенной области знаний.

Программы технической направленности востребованы среди детей и подростков начальной и средней школы. Наибольший интерес к техническому творчеству и информационным технологиям в возрасте 11-13 лет.

Программы туристско-краеведческой направленности востребованы среди детей и подростков 11-15 лет.