Меню

Меню

Государственно-общественное управление школой, или Суверенная система образования как фактор стабильности

Контекст

Президент России Владимир Путин 2 марта 2023 года во время общения с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» сказал, что «мы продолжим формирование суверенной системы образования <…> Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях – от школы до колледжей и вузов». Сегодня важно понять, что суверенизация – это совершенствование и органичное развитие современного российского образования на отечественных началах с учетом лучших достижений мирового образовательного сообщества дружественных России стран. Поэтому целью предстоящих преобразований должно стать создание российского образования как одного из лучших в мире с точки зрения ценностей и смыслов, содержания и качества, новых методов управления образованием. Образование является составной частью социальных систем. Любая система образования всегда соответствует определенному периоду истории своей страны.

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов 25 января 2023 года во время лекции студентам и преподавателям Московского государственного областного педагогического университета сказал, что «когда мы говорим о суверенной системе образования, мы прежде всего говорим о том, что да, есть предложения, есть различные подходы в разных странах, но если они вредят нашей стране, нам, нашим детям, то такие подходы нам не нужны».

Осознавая всю актуальность озвученных задач в сфере образования, мы понимаем, что современный этап развития системы образования в России характеризуется динамическими изменениями, происходящими под влиянием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная система образования должна выступить в качестве фактора стабильности государственной системы России, тем самым выполняя важную государственно-­социальную функцию. При этом роль суверенной системы образования должна представлять собой стабилизирующий социальный институт, и его роль сегодня возрастает как никогда, и на Международном совещании по безопасности 24 мая 2023 года это было отмечено отдельно.

 

Содержание

Сегодня устойчивость и стабильность государственной системы России во многом зависят и от эффективности государственно-общественного управления в сфере образования, так как школа – особая форма взаимодействия государства и общества, предполагающая постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией в субъектах Российской Федерации. Важны наличие в образовательной организации (разной организационно-правовой формы) такой модели коллегиального органа управления, как управляющий совет, смещение взаимоотношений от контроля к мониторингу, от отписок к совместному принятию решений в системе общих правил и норм, а также реализация права всех участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления, имеющий полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательной организации.

Расширение масштаба взаимодействия с родителями, общественностью, поиска новых технологий социального партнерства – одно из важнейших направлений развития государственно-общественного управления суверенной системы образования России. Образовательная организация становится тем уникальным образовательным пространством, где участник образовательных отношений находит возможность участвовать в общественной жизни и ощутить свою значимость. Однако не только социум является двигателем развития образовательной организации, источником ресурсов, но и образовательная организация как социальный институт может оказывать влияние на социальное окружение через коллегиальные органы управления (модель «управляющий совет»), тем самым дает возможность участия через воспитательные и патриотические работы в формировании правовой и политической культуры всех участников образовательных отношений посредством зарождения правильных парадигм мышления и соответствующим им действий с целью формирования активной личности, обладающей определенной идеологией. Например, уроки «Разговоры о важном» – это неформальное общение с ребятами на те темы, которые их интересуют. Очень значимы «Разговоры о важном для взрослых», урок «Россия – страна возможностей», «Россия в системе международных отношений», вовлечение ребят в деятельность детских и молодежных объединений РДДМ и многие другие, посвященные тем возможностям, которые дает суверенная система образования России.

Значимой тенденцией последних лет является усиление внимания родителей к образовательной политике, например к содержанию образовательных программ и технологиям, условиям пребывания детей в образовательной организации, дополнительному образованию, способствующим развитию детей. Со стороны родителей отмечается рост востребованности информации о достижениях и проблемах в развитии обучающихся. Наличие подобных эффектов ориентирует образовательные организации на усиление вовлечения родителей в образовательный процесс: создание эффективных форм коммуникации (общественный диалог) между семьей и образовательной организацией – оказание помощи семьям в создании среды для развития ребенка, использование ресурсов семьи в организации воспитательных и досуговых мероприятий, интеграции программ образовательных организаций и практик семейного воспитания. Исходя из вышеизложенного можно сказать, что сегодня проблематичным является и грамотное участие общественности в управлении образованием. Уровень степени готовности родительской, педагогической, ученической и другой общественности, заинтересованной в развитии образования, дает основания сделать вывод, что у общественных классов сформирована потребность участия в деятельности образовательной системы, включая управление образованием.

Закрепленный в ФЗ «Об образовании в РФ» принцип государственно-общественного управления образованием реализуется номинально. Формальность государственно-общественных отношений и фактическое отсутствие взаимодействия и сотрудничества по вопросам управления образованием между общественным классом и органами управления образованием позволяют государственным структурам по-прежнему сохранять закрытость муниципального управления образованием и самими образовательными организациями, то есть работать в основном на поддержание функционирования уже существующей императивной системы управления образованием, а не на ее развитие. Анализ показывает, что в сложившихся системах управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях общественная составляющая представлена довольно слабо. Общественное управление образованием преимущественно заключается в работе попечительских советов, наблюдательных советов и родительских собраний, управленческие функции которых весьма ограниченны. В отдельно взятых образовательных организациях функционируют ученические советы, но возможности школьников в управлении школой неоправданно занижены, однако такая форма общественного участия в управлении образованием, как модель управляющего совета, обеспечивает баланс интересов государственной и общественной составляющих управления, позволяет максимально реализовать потенциал участия общественности в управлении образованием.

 

Выводы

Если брать во внимание все вышесказанное и начать учитывать данный фактор, то это позволит использовать данную многомерную модель управления (управляющий совет) в качестве одного из ключевых компонентов методики по формированию и актуализации стратегии государственной образовательной политики. Учет выявленных общественно-государственных факторов в конкретных условиях образовательной деятельности поможет системно спрогнозировать возможность их отрицательных и положительных проявлений, что в итоге позволит выстроить эффективную управленческую технологию и осуществить перевод модели государственно-общественного управления образованием в суверенной национальной системе образования России в режим развития.

 

Андрей АЛФЁРОВ, президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации

 

Справка «УГ»

В рамках Года педагога и наставника Национальная ассоциация взаимодействия управляющих советов образовательных организаций (НАВУСОО) совместно с ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) и при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации проводит Третий Всероссийский съезд управляющих советов образовательных организаций Российской Федерации с международным участием «Государственно-общественное управление в контексте суверенной национальной системы образования России и в мире. Новый рубеж».

Работа съезда пройдет в очном и дистанционном форматах с 23 по 25 ноября 2023 года.

Особенностью мероприятия станет его международный статус – к его работе приглашены представители профильных министерств 17 дружественных стран.


Источник: https://ug.ru/gosudarstvenno-obshhestvennoe-upravlenie-shkoloj-ili-suverennaya-sistema-obrazovaniya-...