Меню

Меню

ЕГЭ: объективность и эффективность

ЕГЭ: объективность и эффективность
19.01.2016
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как выпускники и их родители, студенты и преподаватели оценивают объективность ЕГЭ, пользу Открытого банка заданий, как относятся к списыванию и наличию дополнительных вступительных испытаний в вузах.​
Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей. Так, 80 % учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ называет и большинство одиннадцатиклассников (62 %), и нынешних первокурсников, заработавших в 2015 году высокие баллы (60 %). И только те, кто в прошлом году на выпускных экзаменах получил средние или низкие баллы, скорее считают результаты заниженными (52 %), чем соответствующими их реальным знаниям (35 %).​
При этом 72% преподавателей вузов, исходя из собственного опыта, отмечают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, как правило, подтверждают свой уровень знаний на вступительном экзамене или конкурсе. Студенты первых курсов 2015 - 2016 годов обучения в большинстве своем соглашаются с тем, что школьных знаний было достаточно и для сдачи вступительного экзамена/творческого конкурса (с этим согласны 66 % «высокобалльников» и 58 % «середняков» ЕГЭ).​
В целом, наличие вступительных испытаний опрошенные первокурсники, будущие абитуриенты и их родители не рассматривают как барьер для поступления в желаемый вуз на выбранную специальность.​
Среди критериев выбора вуза поступление без дополнительного испытания не было названо в числе основных (к ним отнесли репутацию и престижность вуза, наличие бюджетных мест, конкретной специальности, стоимость обучения). Большинство преподавателей вузов (69 %), впрочем, полагают, что именно данный фактор является решающим при выборе места получения высшего образования.​
Портал Открытого банка заданий ЕГЭ востребован выпускниками: при подготовке к единому государственному экзамену ресурсом воспользовались более 55 % выпускников прошлого года, а среди будущих абитуриентов-2016 тех, кто уже прибегал к его помощи или планирует это сделать, согласно данным опроса, насчитывается более 70 %. При этом молодые люди высоко оценивают его пользу при подготовке к сдаче экзаменов. Учителя также подтверждают его востребованность для подготовки к ЕГЭ.​
Однако о достаточности собственных сил при подготовке для получения высоких баллов на ЕГЭ говорит только треть учителей (33 %), родителей (32 %) и нынешних выпускников (32 %), а также первокурсников, у которых не было высоких баллов (33 %). Тогда как большинство уверено, что без дополнительных занятий с репетитором не обойтись. А вот среди студентов-высокобалльников каждый второй (52 %) уверен в продуктивности самостоятельной подготовки.​
Использовать шпаргалки или мобильные телефоны при сдаче экзамена и остаться незамеченным, по мнению большинства одиннадцатиклассников, – миф (73 % считают это невозможным). Однако многие выпускники 2015 года, обучающиеся сегодня на первых курсах вузов, говорят о реальности подобных действий (48 % среди «высокобалльников и 40 % среди «середняков»). При этом только около 10% нынешних студентов-первокурсников сообщили о том, что использовали «шпоры», тогда как более 85% заявили, что на выпускных ничего из перечисленного не применяли.​
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён в октябре-ноябре 2015 г. в 20 субъектах России, не менее чем в 3-х типах населенных пунктов в каждом субъекте. Всего опрошено 2200 человек в различных целевых группах (600 студентов 1-х курса вузов, 400 преподавателей 1-х курсов вузов, 400 выпускников 11-х классов, 400 родителей выпускников, 400 учителей 11-х классов). Метод - личные формализованные интервью. Тип выборки - целевая.​

Подробная информация:  http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115550​