Меню

Меню

Ужесточена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений

Федеральным законом от 25.03.2022 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривающую ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений.

Внесенными изменениями увеличен срок наказания по части 1 статьи 261 УК РФ с 3 до 4 лет, увеличены минимальный размер штрафа, назначаемого подсудимому с 200 до 300 тыс. и максимальный размер штрафа – с 400 до 500 тыс. Теперь в качестве обязательного предусмотрен признак для квалификации действий по части 1 статьи 261 УК РФ в виде значительности причинённого ущерба, в следствии уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Значительным ущербом для данной статьи признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и иным насаждениям, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 10 тыс.руб. Часть 2 статьи 261 УК РФ регламентировавшая ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности с причинением крупного ущерба, признана утратившей силу.

В силу положений статьи 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Таким образом, лица, привлеченные к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 261 УК РФ, совершенно до 05.04.2022, и не причинили своими действиями ущерб более 10 тыс.руб., вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 397 УПК РФ, с ходатайством об освобождении от наказания и снятии судимости, поскольку их действия законодателем декриминализованы. В то же время декриминализация не дает лицу права на реабилитацию.