Меню

Меню

Часто задаваемые вопросы

Основные понятия и термины закон​одательства о противодействии коррупции.

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. 

Основные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 05 марта 2018 года № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия». 

Виды ответственности за коррупционные правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ, в частности, относительно следующих преступлений:

злоупотребление служебным положением (статья 285 УК РФ),

дача/получение взятки (статьи 290, 291 УК РФ),

злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ),

коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ),

мошенничество (статья 159 УК РФ).

За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.

Административная ответственность предусмотрена КоАП РФ, в частности, относительно следующих правонарушений:

нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;

использование служебной информации на рынке ценных бумаг;

нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

получение незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут применяться следующие наказания: дисквалификация, административный штраф, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена ГК РФ, и включает в себя, в том числе, взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, а также расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений.

Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции предусмотрена для всех должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в частности, за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, осуществление предпринимательской деятельности, а также за непредставление сведений о доходах и расходах.

К числу дисциплинарных взысканий относятся замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение, в связи с утратой доверия. 

Информация об ответственности лиц, сообщивших о факте коррупции, если этот факт не будет доказан.

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействия) должностных лиц этих и других органов.

Органы власти, в свою очередь, гарантируют, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

установлен факт вымогательства;

гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;

гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления. не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

За заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.

В случае если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения могут быть взысканы по решению суда. 

При столкновении с фактами вымогательства взятки, с целью обеспечения фиксации покушения на совершение уголовного преступления необходимо:

вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться как готовность дать взятку или совершить подкуп;

внимательно выслушать и точно запомнить поставленные условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форму подкупа, последовательность решения вопросов);

постараться перенести выбор времени и места передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое место для следующей встречи;

позволить потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить как можно больше информации.

После окончания беседы надлежит немедленно обратиться с заявлением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.