Меню

Меню

Федеральное законодательство

 

1. Федеральным законом от 14 ноября 2023 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» скорректирован порядок подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. Уточняется, в частности, что органы местного самоуправления вправе выделять из местного бюджета средства на оказание содействия в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, в том числе на информирование избирателей и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

2. Федеральным законом от 14 ноября 2023 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Установлено, что с введением военного положения высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, на территории которого действует военное положение, вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о назначении выборов, референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

- в отношении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - не ранее чем за 105 дней и не позднее чем за 95 дней до дня голосования;

- в отношении выборов в органы местного самоуправления - не ранее чем за 95 дней и не позднее чем за 85 дней до дня голосования;

- в отношении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума - в течение 5 дней со дня признания законодательным органом субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, установленным требованиям.

В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней предложение о назначении выборов должно быть направлено в течение сроков, установленных для выборов более высокого уровня.

На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая комиссия формируется территориальной комиссией (по решению территориальной комиссии - командиром соответствующей воинской части) из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.

Фото- и видеосъемка в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, участках референдума, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.

На избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность определяются в соответствии с федеральным законом.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 г. № 1910 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления» с 1 января 2024 года устанавливается новый порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты.

Установлено, что участниками информирования являются в числе прочих органы местного самоуправления. Информирование гражданина осуществляется, в том числе при личном посещении гражданином органов местного самоуправления.

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1931 «Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» с 1 января 2024 г. устанавливаются правила оказания субъектами Российской Федерации государственной социальной помощи на основании социального контракта нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на ее территории.

Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации на дату обращения.

Приводятся в числе прочего примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения государственной социальной помощи, а также форма заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Установлено, что при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта органа социальной защиты населения осуществляет взаимодействие с органами службы занятости населения, исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 3215-р «Об утверждении распределения дотаций на премирование муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», предоставляемых в 2023 году» утверждено распределение дотаций на премирование муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», предоставляемых в 2023 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления» государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».

6. Письмом ФНС России от 16 ноября 2023 г. № БС-4-21/14484@ «Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения по вопросу применения коммерческими организациями повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога.

Со ссылкой на позицию Верховного Суда Российской Федерации сообщается, в частности, что с налогового периода 2020 года коммерческие организации исключены из субъектов, которые вправе применять пониженную ставку земельного налога в отношении участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях возведения объектов жилищного строительства для реализации гражданам.

Также, по мнению ФНС, начиная с указанного налогового периода в отношении таких земельных участков, в установленных случаях, при исчислении налога подлежат применению повышающие коэффициенты, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости на этих земельных участках.

7. МЧС России от 14 ноября 2023 г. № 2-4-48-8-5 утверждены организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на 2024 год.

Руководителям органов местного самоуправления рекомендовано основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС направить в числе прочего на:

совершенствование и развитие нормативно-правовой и методической баз муниципальных образований по взаимодействию с организациями, осуществляющими добровольческую (волонтерскую) деятельность в области ГО и ЧС;

разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;

формирование перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, с учетом новых критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации;

выявление бесхозяйных ПОО, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров
на них;

корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном и региональном уровнях, включая предупреждение, обнаружение и ликвидацию природных (ландшафтных) пожаров, обратив особое внимание на распределение сил и средств по участкам работ при возможных ЧС.

8. Росавиацией в целях реализации, в том числе органами местного самоуправления абзаца 2 пункта 52(4) Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации
от 11 марта 2010 г. № 138, подготовлены рекомендации по подготовке представлений на установление зон полетов беспилотных воздушных судов в части подготовки представлений на установление зон полетов беспилотных воздушных судов.

 

Республиканское законодательство

 

1. Указом Главы Республики Марий Эл от 13 ноября 2023 г. № 233 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 18 февраля 2002 г. № 20» внесены изменения в Положение о Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл, утвержденное Указом Президента Республики Марий Эл от 18 февраля 2002 г. № 20.

Закреплены новые задачи комиссии: подготовка предложений о повышении эффективности взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание; осуществление контроля за соблюдением права лица просить о помиловании.

В новой редакции изложен состав комиссии.

2. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 ноября 2023 г. № 565 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. № 427 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» в новой редакции изложена государственная программа Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013 - 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. № 427.

Действие государственной программы продлено до 2030 года.

Приведены оценка текущего состояния культуры в Республике Марий Эл; приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации культуры; взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации; задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере культуры в Республике Марий Эл.

Утверждены правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл в рамках государственной программы.

Признаны утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Марий Эл о правилах предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на государственную поддержку отрасли культуры.

3. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2023 г. № 570 «О межведомственной рабочей группе по вопросу создания противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов на территории Республики Марий Эл, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, а также противопожарных расстояний от зданий и сооружений до лесных массивов» сформирована межведомственная рабочая группа по вопросу создания противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов на территории Республики Марий Эл, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, а также противопожарных расстояний от зданий и сооружений до лесных массивов. Одной из функций указанной рабочей группы является обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл по вопросам пожарной безопасности.

4. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 ноября 2023 г. № 577 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. № 398 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» излагается в новой редакции государственная программа Республики Марий Эл «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020 - 2030 годы, утвержденная постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. № 398.

Действие государственной программы продлено до 2030 года.

Утверждены правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл в рамках государственной программы.

 

Судебная практика

 

1. Постановлением от 22 сентября 2023 г. № 45-П Конституционный Суд дал оценку конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции, поскольку они не предоставляют органам местного самоуправления ничем не ограниченное право после истечения срока согласования проекта генерального плана муниципального образования считать его согласованным без получения положительного заключения на него от уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации также отметил следующее:

- указанные нормы предполагают, что проект генерального плана не считается согласованным до тех пор, пока не будет получено соответствующее заключение, содержащее положение о согласии с этим проектом;

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан направить органам местного самоуправления такое заключение в установленный законом срок;

- в случае получения заключения, содержащего положение о несогласии с проектом генерального плана, органы местного самоуправления могут оспорить его в судебном порядке;

- в случае несоблюдения указанного порядка согласования решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана может быть признано судом не действующим в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.

Данное в указанном постановлении конституционное истолкование не распространяется автоматически на решение вопроса о форме и порядке согласования при утверждении документов территориального планирования в других аспектах, кроме связанных
с землями лесного фонда.

2. Определением от 21 сентября 2023 г. № 2171-О Конституционный Суд Российской Федерации проанализировал положения абзацев четвертого и девятнадцатого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно оспоренным положениям обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, указанные положения являются лишь нормами-дефинициями, подлежащими применению во взаимосвязи с иными правовыми нормами. Выяснение же в каждом конкретном случае того, осуществляет ли юридическое лицо, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которого образуются те или иные виды отходов, деятельность в области обращения с отходами и, соответственно, какие именно обязанности, предусмотренные законодательством, оно должно выполнять, составляет прерогативу правоприменительных органов, включая суды, которые при разрешении соответствующих вопросов обязаны учитывать все юридически значимые обстоятельства конкретного дела.

3. Постановлением от 13 июля 2023 г. № 40-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части восьмой (до внесения изменений Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 210-ФЗ - части четвертой) статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основе решается вопрос о взысканиис работодателя в пользу работника, уволенного по соглашению сторон (пункт 1 части первой статьи 77, статья 78 Трудового кодекса Российской Федерации), выходного пособия (компенсации), выплата которого при увольнении по данному основанию предусмотрена трудовым договором и (или) соглашением сторон о его расторжении.

Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренное законоположение не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно не предполагает отказа в выплате работнику, уволенному по соглашению сторон, выходного пособия в размере, установленном соответственно трудовым договором и (или) соглашением о его расторжении. 4. Постановлением от 21 июля 2023 г. № 44-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании по требованию работника решается вопрос об опровержении как не соответствующих действительности (недостоверных) распространенных работодателем сведений о совершении работником дисциплинарного проступка, если приказ работодателя о привлечении к дисциплинарной ответственности, сведения о котором были распространены, признан незаконным в связи с недоказанностью факта дисциплинарного проступка и отменен в судебном порядке.

Оспоренное законоположение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - оно предполагает, что если такой приказ (распоряжение) работодателя признан незаконным (недействительным) в изложенных обстоятельствах, то содержащиеся в нем и распространенные сведения о совершении работником дисциплинарного проступка, являющиеся порочащими честь, достоинство или деловую репутацию работника, презюмируются не соответствующими действительности с момента его издания. Это предполагает наряду с другими предусмотренными законом последствиями возложение судом на работодателя, если он уклоняется от действий по опровержению содержащихся в таком приказе (распоряжении) сведений или осуществляет опровержение способом, не позволяющим в полной мере восстановить доброе имя работника, по требованию работника обязанности распространить тем же способом, которым распространены сведения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности (или аналогичным, но во всяком случае таким же по охвату аудитории и по доступности такой информации способом), информацию об отмене судом этого решения, чтобы из нее было очевидно, что сведения о совершении работником дисциплинарного проступка не соответствуют действительности.

5. Верховный Суд Российской Федерации утвердил обзор практики № 3 (15 ноября 2023 г.)

Обзор включает в себя правовые позиции по разрешению споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, возникающих из договорных и внедоговорных отношений, связанных с защитой нематериальных благ и пр., а также правовые позиции по ряду процессуальных вопросов. Рассмотрена практика применения законодательства о юридических лицах, законодательства об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг, законодательства о налогах и сборах.

В частности, следует обратить внимание на следующие позиции:

а) Собственники помещений в многоквартирном доме не могут перейти на прямые расчеты за теплоноситель для подогрева воды. Вывод применим, если соблюдены 2 условия:

- нет централизованного горячего водоснабжения;

- теплоснабжающая организация не использует общедомовое оборудование для приготовления горячей воды, а лишь поставляет теплоноситель для этой цели по договору с управляющей организацией.

Управляющая организация должна доказать необоснованность решения общего собрания собственников о размере платы за содержание общего имущества. Суждения о том, что снижение размера платы ставит под угрозу безопасность проживающих в доме граждан, должны быть подкреплены надлежащими доказательствами, а не носить абстрактный характер (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 307-ЭС23-2986);

б) Нельзя размещать кондиционер на фасаде многоквартирного дома без решения общего собрания собственников. Такие действия нарушают право общей долевой собственности, которое принадлежит всем собственникам помещений в доме (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2023 г. № 5-КГ22-150-К2);

в) Управляющая организация обязана следить за состоянием почтовых ящиков в доме (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2023 г. № 51-КГ23-3-К8).

В обзор судебной практики № 3 за 2023 год включили несколько трудовых споров.

В частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2023 г. № 4-КГ22-53-К1 указано, чтобы сделать вывод о том, что сотрудник не может работать по должности и его следует уволить при отказе от перевода по состоянию здоровья, работодателю нужно медицинское заключение. Его выдает специализированная медицинская организация после экспертизы профпригодности.

Отметим, что Роструд также указывал, что переводить на другую работу по медицинским показаниям нельзя без медицинского заключения.