Меню

Меню

Порядок обжалования нормативных правовых актов

Порядок обжалования нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства
и обладающих нормативными свойствами, а также решений, действий (бездействия) Министерства внутренней политики,
развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл, должностных лиц, государственных служащих
Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл

С 15 сентября 2015 года введён в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, актов, содержащих разъяснения законодательства
и обладающих нормативными свойствами, Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики
Марий Эл (далее - Министерство), административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства, должностных лиц, государственных служащих Министерства рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок обжалования нормативных правовых актов Министерства

В соответствии со статьей 208 Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии со статьёй 209 Кодекса форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 Кодекса.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 Кодекса;

2) наименование Министерства, должностного лица Министерства, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения
каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 Кодекса;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 Кодекса, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня его подачи.

       

Порядок обжалования актов Министерства, содержащих разъяснения законодательства
и обладающих нормативными свойствами

Административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 Кодекса, с особенностями, определёнными статьёй 217.1. Кодекса.

С административным исковым заявлением о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1-4 статьи 208 Кодекса, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

 

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) Министерства, должностных лиц, государственных служащих Министерства

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) Министерства, должностного лица, государственного служащего Министерства в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а также у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Кроме того, согласно части 4 статьи 218 Кодекса органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Срок обращения в суд с административным исковым заявлением определён в пределах трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Федеральным законодателем установлен и сокращённый срок для подачи административного искового заявления. 

Административное исковое заявление об оспаривании бездействия Министерства, должностного лица, государственного служащего Министерства может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указаннных лиц сохраняется обязанность совершать соответствующее действие, а также в течение  трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Так, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства по вопросам, связанным
с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также
с вынесенным Министерством предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд
в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Законодатель предусматривает возможность восстановления пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением, если срок был пропущен по уважительной причине, за исключением случаев, если восстановление срока не предусмотрено Кодексом.

Требования к форме административного искового заявления установлены частью 1 статьи 220 Кодекса.

Обращаем внимание, что административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты
по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Содержание административного искового заявления определено частью 2 статьи 220 Кодекса.