Меню

Меню

Федеральное законодательство

 

1. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 338).

Федеральный закон № 338-ФЗ регулирует отношения по совместному владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании собственников гаражей в границах территории гаражного назначения, либо собственников машино-мест и нежилых помещений, расположенных в гаражных комплексах.

Кроме этого, указанным федеральным законом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, в статью 18 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно внесенным изменениям органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов вправе осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные
в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Мероприятия, направленные на выявление указанных лиц и оказание содействия гражданам в приобретении прав на гаражи и на земельные участки, на которых они расположены, вправе осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов или муниципальных округов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечить выполнение кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении объектов, указанных в настоящей части. При этом, если отсутствуют права на указанные объекты, а также отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование соответствующего земельного участка, либо если утвержденный проект межевания территории не предусматривает образование соответствующего земельного участка, это не является препятствием для выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов на основании документов, подготовленных по результатам таких работ. В указанном случае комплексные кадастровые работы могут выполняться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Федеральный закон № 338-ФЗ вступает в силу с 1 октября 2023 года.

2. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 365-ФЗ «О внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 365-ФЗ). Указанным федеральным законом закреплена возможность предоставления гражданам с их согласия в письменной форме жилого помещения по договору социального найма не только в границах населенного пункта по месту их жительства, но и в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

Также в числе прочего уточнены порядок проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, и порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий в отношении проводимых работ, расширены требования к содержанию и использованию такого объекта, включенного в соответствующий реестр. Предусматривается, в частности, что для ведения указанных работ не применяются требования по проведению государственной историко-культурной экспертизы, не требуется получение задания и разрешения, а также согласование проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия. Не допускается выполнять работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, нарушающие требования к обеспечению сохранности этого многоквартирного дома. Основанием для начала проведения указанных работ является направляемое в орган охраны объектов культурного наследия уведомление.

Федеральный закон № 365-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

3. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 349-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Поправками в указанный федеральный закон в частности предусмотрена процедура производства по административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, связанных с определением кадастровой стоимости. Согласно внесенным изменениям органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

4. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно внесенным поправкам увеличен срок направления некоммерческой организацией информации
в уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно общему правилу юридические лица обязаны в течение семи рабочих дней сообщать в регистрирующий орган (ФНС России) об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В целях обеспечения единообразия правоприменительной практики для направления информации некоммерческими организациями установлен аналогичный семидневный срок (вместо трех дней), предусмотренный Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях».

5. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 343-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным федеральным законом уточнен порядок осуществления охраны лесов от пожаров и применения мер экстренного реагирования.

Установлено в частности, что план противопожарного обустройства лесов на территории лесничества разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.

6. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Указанным федеральным законом установлены особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей.

Определено, в частности, что решение об условиях приватизации объекта газоснабжения и договор купли-продажи объекта газоснабжения должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами. К эксплуатационным обязательствам относится обязанность покупателя или иного законного владельца по использованию объектов газоснабжения в целях оказания услуг по транспортировке и подаче газа потребителям, технологическому присоединению газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, их реконструкции, развитию газораспределительной системы и обеспечению безопасной эксплуатации объектов газоснабжения.
В случае отсутствия в договоре купли-продажи объекта газоснабжения существенного условия, предусматривающего обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами, сделка приватизации объекта газоснабжения является ничтожной. В отношении объектов газоснабжения устанавливается принцип их целостности и единства, разделение (дробление) объектов газоснабжения на части не допускается. Преимущественное право покупки объекта газоснабжения может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий: покупатель является газораспределительной организацией; покупатель осуществляет эксплуатацию приватизируемого объекта газоснабжения на законном основании непрерывно в течение двух и более лет. Уступка преимущественного права на приобретение приватизируемого объекта газоснабжения не допускается.

Эксплуатационные обязательства в отношении объекта газоснабжения сохраняются в случае перехода права собственности на объект газоснабжения к другому лицу.

В случае включения объекта газоснабжения в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление функций по приватизации объектов газоснабжения (далее - орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объектов газоснабжения), лицо, обладающее преимущественным правом покупки объекта газоснабжения в течение девяноста календарных дней с даты размещения на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, перечня федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, вправе направить в орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объектов газоснабжения, заявление о намерении заключить договор купли-продажи объекта газоснабжения.

Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении объекта газоснабжения осуществляется органом, уполномоченным на осуществление функций по приватизации объектов газоснабжения, либо органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым соответствующие полномочия переданы в установленном порядке.

Порядок осуществления контроля за исполнением эксплуатационных обязательств в отношении объекта газоснабжения устанавливается органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.

В случае существенного нарушения эксплуатационных обязательств в отношении объекта газоснабжения орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объектов газоснабжения, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, которым соответствующие полномочия переданы в установленном порядке, вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа объекта газоснабжения, стоимость которого определяется по результатам проведения оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие нарушения эксплуатационных обязательств.

7. 24 июля 2023 г. принят Федеральный закон № 368-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Указанным законом уточняется порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении объектов незавершенного строительства, включенных в федеральный или региональный реестры незавершенных объектов капитального строительства.

По заявлению федерального органа исполнительной власти, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) осуществляются одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанные объекты незавершенного строительства.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанные объекты незавершенного строительства осуществляются без подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимости, составленной в форме электронного документа. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право на земельный участок, на котором расположен указанный объект незавершенного строительства, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на такой земельный участок не требуются.

При этом орган регистрации прав не несет ответственности за убытки, причиненные в результате осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, в связи с предоставлением указанными органами государственной власти или местного самоуправления недостоверных сведений о таком объекте.

8. 24 июля 2023 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1194, определяющее общие принципы проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, заключении государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности и критерии оценки последствий принятия указанных решений, а также общие принципы формирования и деятельности комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, заключении государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей.

9. 29 июля 2023 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1235 «Об утверждении Правил ведения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи» (далее – Постановление № 1235). Постановление
№ 1235 устанавливает порядок ведения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. Реестр ведется в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Определены в числе прочего перечень сведений, включаемых в реестр, основания для внесения информации в реестр, сроки внесения оператором информации в реестр. Приведена форма реестра.

Кроме этого, Постановление № 1235 определяет участниками информационного взаимодействия в рамках ведения реестра в числе прочих пользователей информации - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.

10. 25 июля 2023 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1211 «О внесении изменений в Положение о воинском учете и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление
№ 1211). Согласно Постановлению № 1211 постановка и снятие с воинского учета будут осуществляться без личной явки, путем внесения сведений в реестр воинского учета. Постановка, снятие с учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах и информационных ресурсах, без проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию, а также по профессиональному психологическому отбору граждан, которые проводятся при последующей явке гражданина в военный комиссариат.

Гражданам, состоящим на воинском учете, при необходимости могут направляться повестки для уточнения военно-учетных данных и сверки сведений.

Также Постановлением № 1211 расширен перечень сведений о гражданах, включаемых в документы первичного воинского учета и уточнены некоторые процедуры, связанные с проведением мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет.

11. 24 июля 2023 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1204 «О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Указанное постановление изменяет правила вручения повесток
и условия освобождения от призыва. Формирование списка призывников будет осуществляться военными комиссариатами муниципальных образований с использованием ведомственных информационных систем Министерства обороны Российской Федерации.

Повестки призывникам теперь могут направляться также по почте заказными письмами с уведомлением о вручении.

Повестки, направленные в письменной форме, будут дублироваться в электронной форме и размещаться в личных кабинетах граждан в Реестре направленных (врученных) повесток.

Подать заявление о наличии уважительных причин неявки на заседание призывной комиссии (с приложением подтверждающих документов) необходимо будет не позднее даты явки, указанной в повестке военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), в письменной форме на бумажном носителе.

Отдельные виды отсрочки или освобождения от призыва на военную службу могут предоставляться без личной явки, при наличии достаточных сведений в государственном информационном ресурсе, например: о наличии 2 и более детей; обучение по очной форме, наличие ученой степени, избрание депутатами, членство в органах государственной власти и др.

12. 25 июля 2023 г. приказом Росстата № 354 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья» (далее – приказ № 354) утверждена годовая форма ФСН № 65 «Сведения о хронических вирусных гепатитах». Согласно приказу № 354 данные по форме предоставляются в срок до 20 января после отчетного периода:

1) респондентами - юридическими лицами муниципальной формы собственности - органу местного самоуправления, осуществляющему функции и полномочия учредителя такого респондента;

2) респондентами - юридическими лицами государственной формы собственности - органу местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального округа, муниципального района, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения по месту их регистрации по данным единого государственного реестра юридических лиц.

Административные данные по форме предоставляются:

1) органом местного самоуправления городского поселения, сельского поселения, внутригородского района (учредителями респондентов - юридических лиц муниципальной формы собственности) - органу местного самоуправления муниципального района, городского округа с внутригородским делением соответственно;

2) органом местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального округа, муниципального района, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения - органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, в срок до 20 февраля после отчетного периода.

13. 25 июля 2023 г. приказом Росстата № 355 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья» (далее – приказ № 355) утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения № 36 «Сведения о контингентах психически больных». Согласно приказу № 355 данные по форме предоставляются в срок до 10 января после отчетного периода:

1) респондентами - юридическими лицами муниципальной формы собственности - органу местного самоуправления, осуществляющему функции и полномочия учредителя такого респондента;

2) респондентами - юридическими лицами государственной формы собственности - органу местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального округа, муниципального района, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения по месту их регистрации по данным единого государственного реестра юридических лиц.

Административные данные по форме предоставляются:

1) органом местного самоуправления городского поселения, сельского поселения, внутригородского района (учредителями респондентов - юридических лиц муниципальной формы собственности) - органу местного самоуправления муниципального района, городского округа с внутригородским делением соответственно;

2) органом местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального округа, муниципального района, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения - органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, в срок до 10 февраля после отчетного периода.

14. 30 июля 2023 г. Минфином России подготовлены рекомендации о подходах к формированию входящих показателей учета и отчетности 2023 года. Согласно письму Минфина России от 30 июля 2023 г. № 02-06-07/71391 «О формировании входящих показателей бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности 2023 года организациями бюджетной сферы» начиная с 2023 года при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы учитываются положения Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

 

Республиканское законодательство

 

24 июля 2023 г. принято постановление Правительства  Республики Марий Эл № 349 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 мая 2023 г. № 230». Указанным постановлением внесены изменения в Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на проведение мероприятий по подготовке объектов жизнеобеспечения населения и социальной сферы в Республике Марий Эл к работе в осенне-зимний период, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 мая 2023 г. № 230. Согласно внесенным изменениям администрации муниципальных образований представляют
в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл заявки о перечислении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня возникновения потребности в расходовании субсидии. Исключено подписание акта выполненных работ как основание для представления заявки.

 

 

Судебная практика

 

1. Постановлением от 30 мая 2023 г. № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.

Конституционный Суд Российской Федерации обязал законодателя определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок.

Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором.

Впредь до внесения соответствующих изменений допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором.

При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Постановлением от 7 июня 2023 г. № 31-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он обязывает избирательную комиссию, организующую выборы, рассматривать ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных документов в отношении отдельных кандидатов, не позволяющие достоверно определить граждан, выдвинутых в соответствующих избирательных округах, в качестве нарушения установленного порядка выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы муниципальных образований и отказывать в его заверении в случае, когда указанные ошибки (опечатки) не препятствуют установлению иных кандидатов, включенных в такой список.

Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя урегулировать отдельные вопросы, касающиеся заверения избирательной комиссией списка кандидатов  по избирательным округам.

Впредь до внесения соответствующих изменений избирательная комиссия при заверении списка кандидатов и соответствующий суд при оспаривании отказа в заверении такого списка обязаны руководствоваться правовыми позициями, выраженными
в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2023 г. № 31-П.

3. Постановлением от 15 июня 2023 г. № 32-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя урегулировать вопросы, касающиеся снижения размеров отдельных выплат в случае наличия у работника неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания.

Часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации  в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.

Впредь до внесения соответствующих изменений применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания стимулирующих выплат или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности и достижением определенных результатов труда (экономических показателей).

В то же время факт применения к работнику взыскания может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда
к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

При этом снижение размера указанных премиальных выплат  не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%.

4. Постановлением от 25 апреля 2023 г. № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей указанной категории граждан в обозначенных обстоятельствах.

Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя решить вопрос об условиях и порядке реализации жилищных прав малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений
и являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

5. Постановлением от 22 июня 2023 г. № 34-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указанные законоположения в их взаимосвязи являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о дне, с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Оспоренные законоположения в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение указанного вопроса.

Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на исполнение.