Меню

Меню

Новое в законодательстве о выборах


20 марта 2015 года председатель Моркинской районной территориальной избирательной комиссии Александрова Алена Сергеевна выступила перед депутатами Собрания депутатов муниципального образования «Моркинский муниципальный район», депутатами представительных органов городского и сельских поселений с докладом, который был посвящен изменениям Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл». Так, на последней сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл 26 февраля 2015 года в республиканский закон был внесен ряд существенных изменений.

В своем докладе председатель территориальной избирательной комиссии А.С. Александрова отметила, что 13 сентября этого года пройдут самые главные выборы нашей республики – выборы Главы Республики Марий Эл.

Законом Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» предусматривается, что Глава Республики Марий Эл избирается сроком на 5 лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории нашей республики и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно положениям Закона, Главой республики может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на должность Главы Республики Марий Эл выдвигаются только политическими партиями или их региональными отделениями.

Для справки: по состоянию на данный момент Управлением Минюста России по Республике Марий Эл зарегистрировано 31 региональное отделение политических партий.

При этом политические партии вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность, как члена данной политической партии, так и лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии, то есть беспартийного гражданина. Самовыдвижение кандидатов Законом республики не предусматривается.

Новым является и то, что наш закон предусматривает освобождение всех политических партий от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения своих кандидатов.

Между тем, несмотря на то, что политические партии освобождены от сбора подписей избирателей на выборах, Законом Республики Марий Эл установлены правовые процедуры, обеспечивающие выдвижение в качестве кандидатов на должность Главы Республики лиц, поддержанных депутатами и (или) избранными на муниципальных выборах главами органов местного самоуправления Республики Марий Эл.

Законом установлено, что каждый кандидат на должность Главы республики должен получить в свою поддержку 9 процентов подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.

Здесь необходимо отметить, что поддержка выдвижения кандидата на должность Главы Республики Марий Эл осуществляется исключительно депутатами представительных органов муниципальных образований, поскольку в настоящий период законодательством республики и уставами муниципальных образований не предусмотрена возможность избрания глав муниципальных образований на прямых муниципальных выборах.

В Республике Марий Эл в соответствии с уставами муниципальных образований предусмотрена общая численность депутатов представительных органов муниципальных образований в количестве 1358 мандатов.

Депутаты представительных органов муниципальных районов (267) в этой формуле не учитываются, поскольку в настоящий период все районные собрания сформированы путем делегирования из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.

9 % от числа 1358 составляет 123 - это минимальное количество подписей депутатов. В соответствии с законом, максимальное число представляемых в ЦИК Марий Эл подписей депутатов муниципальных образований всех уровней может превышать число необходимых подписей не более чем на 5 %. Превышение на 5% от минимального значения (123) составляет 6 подписей. Соответственно, максимально возможное количество подписей депутатов муниципальных образований всех уровней, представляемых в ЦИК Марий Эл, составляет 129 подписей.

Далее, в числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должно быть также 9 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл.

Следует отметить, что общая численность депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл в соответствии с уставами указанных муниципальных образований составляет 339 мандатов. 9 % от числа 339 составляет 31 - это минимальное количество подписей депутатов. В соответствии с законом, если требуется представить менее 40 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, максимальное число представляемых подписей может превышать число необходимых подписей не более чем на две подписи. Соответственно, максимально возможное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, представляемых в ЦИК Марий Эл, составляет 33 подписи.

При этом кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов.

В Республике Марий Эл имеется 3 городских округа и 14 муниципальных районов. Соответственно, кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов в 13 районах и городских округах из 17 имеющихся.

Далее, кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Кроме этого, кандидат обязан представить сведения о наличии у него и его близких родственников недвижимого имущества за рубежом, а также сведения о расходах, если сумма сделки превышает общий доход кандидата за три последних года.

Несоблюдение кандидатом любого из вышеуказанных требований является основанием для отказа в его регистрации.

Далее, уточнен в Законе Республики Марий Эл, введенный в 2012 году так называемый «криминальный фильтр»:
Теперь не имеют права быть избранными следующие граждане:
1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления,
2) осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких преступлений – до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости,
3) осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений – до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.

Одновременно с этим предусматривается, что в избирательных документах, (таких как заявление о выдвижении кандидата, избирательный бюллетень и т.д.) указываются сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, как это предусматривалось ранее, но о любой, когда-либо имевшейся у него судимости.

Помимо указанных новаций, в Закон Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» внесены изменения, направленные на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 11-П. В частности, пунктом 2 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с учетом изменений, вытекающих из указанного Постановления) установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

Конституционный Суд в своем Постановлении отметил, что весьма велика вероятность того, что гражданин не сможет в день голосования воспользоваться открепительным удостоверением, поскольку будет находиться вне территории голосования, что, по сути, делает бессмысленным его получение и способно в значительной мере дискредитировать данный способ голосования в глазах избирателей.

В этой связи утрачивают силу положения Закона «О выборах Главы Республики Марий Эл», предусматривающие голосование по открепительным удостоверениям. Взамен этого для граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства по уважительной причине, предоставляется возможность досрочного голосования.

Помимо этого, в Закон Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» были внесены и другие изменения, необходимость которых была выявлена анализом избирательного законодательства.

Так, например, поскольку от имени кандидатов вправе выступать исключительно их доверенные лица и уполномоченные представители по финансовым вопросам, из Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» были исключены положения, связанные с назначением и деятельностью уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательного объединения, выдвинувшего кандидата.

Исходя из того, что кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно ее проводит, из Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» исключены нормы, предоставляющие возможность проведения предвыборной агитации избирательным объединением, выдвинувшим кандидата.