Разъясняют специалисты Управления Росреестра
по Республике Марий Эл
Договор
купли-продажи земельного участка - соглашение, по которому продавец
передает покупателю земельный участок, а покупатель обязуется принять и
оплатить его на условиях договора.
Для того чтобы оформить сделку
необходимо убедиться, что продавец является собственником участка и
участок не заложен, на нем нет арестов, он не обременен правами третьих
лиц, одним словом, участок должен быть чистым. Для этого надо заказать
выписку из ЕГРН на данный земельный участок в любом близлежащем офисе
МФЦ.
Далее необходимо заключить договор купли-продажи. В договоре
купли-продажи земельного участка указываются те же существенные условия,
что и в договоре купли-продажи любого объекта недвижимости: предмет
(земельный участок, адрес, кадастровый номер, площадь) и цена.
Кроме
того, в договоре нужно отразить имеется ли на земельном участке
какой-либо объект недвижимости, так как действующим законодательством
предусмотрено отчуждение земельного участка вместе с находящимися на нем
зданиями, строениями.
Договор купли-продажи заключается в простой
письменной форме. Обязательного нотариального удостоверения не
требуется, за исключением следующих случаев: если продавцом является
несовершеннолетний или гражданин, признанный ограниченно дееспособным, а
также, если осуществляется сделка по отчуждению или договор ипотеки
долей в праве общей собственности на недвижимое имущество.
Следующим шагом является регистрация перехода права в Росреестре.
Для
этого необходимо представить в МФЦ ряд документов: 1) заявление на
регистрацию перехода права собственности и регистрацию права
собственности за покупателем;
2) договор купли-продажи земельного участка, как правило, в трех экземплярах;
3)
паспорта участников сделки, (в случае, если документы подает
представитель, необходимо представить нотариальную доверенность с
соответствующими полномочиями);
4) нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на отчуждение участка (если участок приобретался в период брака);
5) акт приема-передачи.
Также необходимо оплатить госпошлину. Размер госпошлины при регистрации
права собственности на земельный участок для физических лиц составляет
(пп. 22, 24, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; Письмо Минэкономразвития России
от 20.04.2017 N Д23и-2207):
• 350 руб. в отношении участка для
ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства,
индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с
равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории
земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного
использования;
• 2 000 руб. - в иных случаях, для юридических лиц - 22000 руб.
Представление
документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется.
Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при
отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной
информационной системе о государственных и муниципальных платежах по
истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав
возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч.
7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).
Срок регистрации составит 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из
ЕГРН, а также специальной регистрационной надписью на договоре
купли-продажи.