Более 22 тыс. км дорог привели к нормативу благодаря дорожному нацпроекту в 2023 году

В 84 субъектах страны завершены работы на объектах национального проекта «Безопасные качественные дороги». Общая площадь укладки верхних слоев покрытия на региональной и местной дорожной сети составила более 151 млн кв. м. 
«Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», который реализуется по инициативе Президента РФ, мы решаем важные задачи по повышению комфорта поездок граждан, безопасности движения, а также связанности нашей большой страны. В регионах проводим масштабную работу по строительству, реконструкции и ремонту дорог, вводим мосты и путепроводы. Так, в этом году строительно-монтажные работы велись на 6,7 тыс. региональных и местных объектов, их общая протяженность составила 22, 1 тыс. км», ― сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Также благодаря нацпроекту в 2023 году проведены работы по строительству и реконструкции участков федеральных трасс. Мероприятия реализованы в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети». В программу работ вошли участки дорог Росавтодора и трасс, находящихся в доверительном управлении ГК «Автодор». Их общая протяженность составила 327 км. 

«Главная цель федерального проекта ― повышение уровня экономической связанности территорий страны. Кроме этого, ключевой задачей остается развитие дорожного каркаса как между регионами, так и внутри городов, создание транспортно-логистических центров и коридоров. Для этого строятся обходы крупных городов, транспортные развязки, искусственные сооружения. По итогам 2023 года Росавтодором в соответствии с паспортом федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» был запланирован ввод объектов в эксплуатацию протяженностью 225,8 км, работы выполнены в полном объеме. Вместе с тем совместно с подрядными организациями ведется работа по дополнительному вводу участков», ― отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

Масштабные работы велись не только на федеральной и региональной сети, но и на местных дорогах. Среди крупнейших капиталоемких мероприятий этого года— завершение реконструкции автодороги от улицы 40 лет Октября до улицы Центральной в Пензе. Работы здесь стартовали в 2019-м, общая протяженность объекта составляет свыше 6,7 км. Теперь это современная автомобильная дорога, которая позволила обеспечить вывод транзитного транспорта из центра города, соединив аэропорт с федеральной трассой Р-208 Тамбов – Пенза.

В Красноярском крае построен самый северный мост через реку Енисей. С появлением новой транспортной артерии вблизи поселка Высокогорский решена проблема сезонной доступности районов правобережья Енисея, которая ранее обеспечивалась паромными и ледовыми переправами. 

Общая протяженность автомобильного перехода превышает 2 км, длина Высокогорского моста ― почти 1,2 км. Кроме того, построены примыкания к дорогам общего пользования, выполнено устройство кольцевой развязки, соединяющей автодорогу Красноярск – Енисейск с основной трассой мостового перехода на левом берегу Енисея. 
По мнению специалистов, Высокогорский мост позволит многократно снизить транспортные издержки и повысить эффективность новых инвестиционных проектов.

Еще один мост-гигант возвели в Ленинградской области на берегах реки Свирь. Протяженность сооружения, получившего название Мост Победы, ― 2,5 км вместе с подходами. 

Мост построен с опережением проектных сроков на три года и значим не только для Ленинградской области, но и для соседней Карелии, откуда в сторону Санкт-Петербурга идет постоянный грузовой транзит. Новое сооружение полностью переключит транспортные потоки с плотины Верхне-Свирской ГЭС, установит постоянную связь между правым и левым берегами, а также даст новый импульс развития экономики восточной части Ленинградской области. 

При планировании дорожных работ традиционно особое внимание уделяется маршрутам к социально значимым объектам. В этом году к нормативам привели 830 участков дорог к детским образовательным и досуговым учреждениям общей протяженностью 2,5 тыс. км, обновили около 600 объектов ― маршрутов к медучреждениям (2,6 тыс. км). Безопасными и качественными стали свыше 180 участков дорог, ведущих к спортивным объектам (780 км). Также в этом году обновили еще 360 участков туристических маршрутов общей протяженностью 2,2 тыс. км. 

Например, в столице Амурской области выполнена реконструкция улицы Тепличной. Обновленный участок (640 м) ― маршрут к крупнейшей школе Приамурья, строительство которой завершили в этом году. По проекту работы должны проводиться в более протяженные сроки ― 12-16 месяцев, но специалисты подрядной организации выполнили годовой объем за 5 месяцев.

В Калининском районе Санкт-Петербурга привели в нормативное состояние улицу Чугунную протяженностью 2,3 км. Это одна из основных улиц, по которой люди добираются в клиническую больницу Святителя Луки: ежедневно за медицинской помощью сюда обращаются тысячи пациентов. Кроме того, в соседних кварталах располагаются лечебно-профилактический центр Санкт-Петербургского института восстановительной медицины и реабилитации, а также образовательные учреждения и различные предприятия.

В Кабардино-Балкарской Республике преобладают автомобильные дороги, проходящие по высокогорьям и горным местностям. Именно эти районы посещают многочисленные гости республики. В 2023 году дорожники обновили маршрут к альплагерям «Шхельда», «Джантуган» ― основным учебно-спортивным базам национального парка «Приэльбрусье». Участок протяженностью 3,3 км пользуется особой популярностью у спортсменов и туристов, готовящихся к восхождениям на гору Эльбрус. 

Сегодня одной из приоритетных задач нацпроекта остается снижение аварийности на дорогах. К 2030 году показатели смертности в ДТП должны уменьшиться в 3,5 раза. Для достижения этой цели проектами строительства предусмотрены меры по обеспечению не только качественного покрытия, но и обустройству элементов дорожной инфраструктуры. 
Например, в Белгороде в этом году на пересечении улиц Победы и Белгородского полка с помощью монтажа новых светофоров удалось сократить число аварий. Раньше левый поворот от «Конпрока» был нерегулируемым. Многие автомобилисты испытывали трудности из-за потока машин, идущих с моста, выезжать было проблематично. После появления светового регулировщика ситуация улучшилась. 
Второй светофор, который расположен на пересечении с Гражданским проспектом, был модернизирован. Со светофорным объектом на перекрестке улиц Победы и Белгородского полка он будет работать от одного контроллера, что позволит наиболее эффективно управлять движением.

Кроме того, для повышения безопасности в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 51 субъекте прошли мероприятия по внедрению интеллектуальной транспортной системы. Работы проводились в 57 городских агломерациях. 

Еще одна важная социальная задача нацпроекта — обновление пассажирского общественного транспорта. В настоящее время 3,4 тыс. транспортных средств поставлены и приняты субъектами Российской Федерации. Оставшиеся 1,5 тыс. транспортных средств уже произведены и находятся на стадии доставки и приемки в регионы страны.
В частности, автопарк города Улан-Удэ (Республика Бурятия) благодаря нацпроекту за последние два года пополнился 73 автобусами. «Волгобасы» распределили по 11 отдаленным микрорайонам. За 11 месяцев 2023 года новым транспортном воспользовались 3,5 млн пассажиров. 

Отметим, большой «Волгабас» может вместить сразу 111 пассажиров. У него есть шесть печек в салоне, большой кондиционер. Для подзарядки смартфонов и гаджетов установлены USB-розетки. Автобус адаптирован и для маломобильных граждан.