В соответствии с повесткой дня LXV заседания Ассоциации законодателей ПФО спикеры региональных парламентов округа обсудили ход реализации на местах Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Основные цели проводимой реформы – переориентация деятельности контрольно-надзорных органов с выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предупреждение нарушений обязательных требований, создание комфортных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций в регионы.
Участниками заседания было отмечено, что в субъектах Приволжского федерального округа своевременно приняты базовые региональные законы и осуществлена комплексная корректировка отраслевых региональных законов, регулирующих вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора).
На примере Кировской и Самарской областей была дана оценка первым результатам работы в рамках новой модели организации контрольно-надзорной деятельности.
По мнению Председателя Законодательного Собрания Кировской области Р.А. Береснева, "основой реформы можно назвать принцип добросовестности бизнеса, когда предприниматели и организации по умолчанию соблюдают все установленные требования, поэтому можно перейти от проверок, в том числе внеплановых, к профилактике возможных нарушений".
По темпам снижения количества проверок Кировская область занимает первое место в Приволжье. За год среднемесячное количество проверок снизилось практически в три раза, с 860 до 280. Количество проверок субъектов малого и среднего предпринимательства за последние полгода снизилось на 65,5 %. При этом существенно увеличено количество профилактических мероприятий.
В числе других положительных моментов реформы названы: риск-ориентированный подход, при котором частота проверок напрямую зависит от уровня опасности объекта; информатизация процедуры проверки, когда взаимодействие контролеров и контролируемых лиц осуществляется в электронном виде; уход от "палочной системы" (эффективность контроля оценивается не по количеству проведенных проверок и сумм взысканных штрафов, а по предотвращенным рискам).
Принятые федеральные законы, как отметил Роман Александрович, учтены в региональном законодательстве, создана необходимая нормативная база, чтобы использовать новые подходы и оптимизировать сферу контрольно-надзорной деятельности. В Кировской области эта работа была завершена к 1 января 2022 года.
О том, как реализуется федеральный закон о государственном контроле в Самарской области, как налажена работа по поддержке малого и среднего бизнеса в рамках проведения контрольно-надзорной деятельности, коллегам рассказал Председатель Самарской Губернской Думы Г.П. Котельников.
Главным принципом проводимой работы спикер обозначил переориентацию деятельности с выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предупреждение нарушений обязательных требований. В настоящее время в регионе завершено формирование необходимой нормативной базы на областном и муниципальном уровнях. Бизнесмены могут воспользоваться срочной правовой помощью в формате телефонной или персональной консультации в момент проведения незаконной проверки или надзорного мероприятия контрольными органами. Внедрен механизм досудебного обжалования решений контрольных органов (предприниматели могут подать жалобу через портал "Госуслуги" в случае несогласия с решениями уполномоченных органов). Завершено внедрение системы управления рисками при плановых проверках, благодаря чему исключается необходимость проведения плановых контрольных мероприятий.
Реализуемые меры привели к сокращению административных барьеров для предпринимателей, позволили снизить количество проверок бизнеса на 85 %.
В ходе обсуждения прозвучавших докладов было отмечено, что, несмотря на положительные моменты, существуют определенные проблемы.
По словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. Комарова, данные Национального рейтинга инвестклимата показывают, что в большинстве регионов округа по-прежнему фиксируется большое количество проверок контрольно-надзорных органов в отношении одного субъекта предпринимательства в год. Игорь Анатольевич напомнил об ограничениях, установленных в отношении проверок юридических лиц и предпринимателей. "На всех уровнях власти нужно следить за выполнением установленных ограничений и не допускать перегибов при проведении контрольных мероприятий", – сказал полпред.
Члены Ассоциации в свою очередь высказали ряд предложений, связанных с дальнейшим совершенствованием нормативной правовой базы в сфере контроля (надзора), которые вошли в принятое решение.
Так, Государственной Думе предложено рассмотреть возможность внесения необходимых изменений в Жилищный кодекс России, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также и в основной закон об организации государственного контроля (надзора), который необходимо, в частности, дополнить положениями, предусматривающими порядок действий в случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отказом в предоставлении доступа в жилое помещение контролируемым лицом.
В адрес Правительства Российской Федерации будут направлены предложения по корректировке положений ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" с целью выработки единообразного подхода в части контроля за осуществлением торговой деятельности на муниципальном уровне.
Ряд рекомендаций и запросов Ассоциация направит в Министерство экономического развития и Министерство строительства и ЖКХ России, в исполнительные органы власти субъектов ПФО.