Меню

Меню

О подготовке кадров для рынка труда региона говорили участники Дня депутата

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. По традиции марийский парламент первый в новом году выездной День депутата посвящает теме года. Сегодня, 26 января, он прошел в республиканском Центре опережающей профессиональной подготовки. ЦОПП создан в 2022 году в рамках национального проекта "Образование" на базе ведущей образовательной организации региона в сфере подготовки специалистов для строительной отрасли и ЖКХ – Йошкар-Олинского строительного техникума. Марий Эл вошла в число 59 субъектов, где уже начали работать подобные центры. К 2024 году планируется открытие 100 таких центров во всех субъектах Российской Федерации. Задача Центра – в кооперации с работодателями скоординировать развитие и использование ресурсов республики в целях опережающей профессиональной подготовки граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным для региона профессиям и компетенциям. В ходе экскурсии по ЦОПП депутатам были продемонстрированы функциональные зоны: компьютерный класс, зона проектной деятельности, медиазона, аудитории-трансформеры. Все они оснащены современным оборудованием, на которое было выделено 20 млн рублей из федерального бюджета. Министр образования и науки Лариса Ревуцкая подробно рассказала участникам Дня депутата об организации опережающей профессиональной подготовки кадров для рынка труда Марий Эл, подчеркнув, что синхронизация региональных систем среднего профессионального образования (СПО) и кадровых потребностей экономики является сегодня ключевой задачей развития системы подготовки кадров, обозначенной в Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года. В республике в настоящее время подготовку рабочих и специалистов осуществляют 25 профессиональных образовательных организаций (ПОО). Кроме того, программы СПО реализуются на базе структурных подразделений двух марийских вузов – МарГУ и ПГТУ. Всего в 2022-2023 учебном году в ПОО обучается 17 448 человек. В целом, как сказала руководитель ведомства, структура подготовки соответствует структуре занятых в экономике: 16 % обучающихся получают профессии и специальности промышленного профиля; 16,5 % – строительного; 13 % – в сфере транспорта и логистики; 9 % – общественного питания; 7 % – сельскохозяйственного профиля; 6 % – в сфере IT-технологий. Министр отметила необходимость соответствия требованиям времени содержания и технологий профобразования и обучения, быстрого реагирования на запросы рынка и предприятий реального сектора экономики, действия на опережение. Сегодня развивается инфраструктура, повышается уровень материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создаются новые современные мастерские. Так, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" нацпроекта "Образование" с 2019 года создано 25 мастерских, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, по актуальным направлениям: "Информационные и коммуникационные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика", "Промышленные и инженерные технологии", "Сельское хозяйство", "Социальная сфера", "Искусство, дизайн и сфера услуг". К 2024 году планируется открыть 50 мастерских, в том числе для проведения демонстрационных экзаменов. Говоря о программах опережающей профподготовки, Лариса Ревуцкая подчеркнула, что короткие программы, до полугода, ускоренное обучение под запрос, становятся сегодня фокусом развития профорганизаций. Для разных категорий граждан они дают возможность получить дополнительную квалификацию к основной профессии или специальности, пройти профессиональную подготовку или переподготовку под актуальные вакансии рынка труда, профессиональное обучение для развития имеющихся знаний, получения новых компетенций и навыков, повышения своей профессиональной мобильности. В настоящее время профессиональными образовательными организациями реализуется более 200 программ профобучения и около 100 дополнительных профпрограмм. На 2023 год стоит задача по их актуализации. С 2021 года ПОО республики подключились к реализации мероприятий федерального проекта "Содействие занятости" нацпроекта "Демография". Созданный в республике Центр опережающей профессиональной подготовки инициирует активное партнерское сотрудничество образовательных организаций, предприятий, организаций среднего и малого бизнеса, органов управления и обеспечивает быстрое реагирование на запросы рынка. Образовательные программы в ЦОПП предусмотрены для всех категорий граждан, не только для взрослого населения, но и для лиц с ОВЗ и в рамках целенаправленной профориентации для освоения первой профессии школьниками. Каждый желающий может через личный кабинет пользователя на базе цифровой платформы зарегистрироваться, выбрать для себя программу подготовки, переподготовки или повышения квалификации, разработать для себя индивидуальную траекторию обучения, сочетать различные формы обучения, в том числе очную, заочную, вечернюю, дистанционную. В завершение выступления Лариса Анатольевна отметила, что поставленные серьезные задачи по подготовке кадров в соответствии с потребностями рынка возможно только в тесном взаимодействии система СПО с работодателями. О том, как организована работа ЦОПП, рассказала гостям его руководитель Ирина Петрова. По ее словам, ежегодно условиями ЦОПП будут пользоваться не менее 4 тысяч человек. Деятельность выстраивается на основе заказчиков кадров – работодателей и от запросов различных целевых групп населения республики. Центр является своеобразным проводником и логистом в системе профессиональной подготовки. При этом важен комплексный подход. Ирина Петрова остановилась на некоторых мероприятиях и первых итогах работы Центра, имеющихся цифровых ресурсах: сайте (copp12.ru), цифровой платформе (р12.цопп.рф), группе ВКонтакте и канале в Телеграм, которые помогают осуществлять связь между образовательными организациями, потенциальными работниками и работодателями. В частности, большой массив информации можно получить через цифровую платформу ЦОПП, позволяющую в том числе размещать вакансии и резюме. После прозвучавших выступлений депутаты задали интересующие их вопросы. Спрашивали об оснащенности организаций СПО (в первую очередь работающих в районах) необходимым оборудованием и техникой для подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям, об обеспеченности техникумов и колледжей преподавательскими кадрами достаточного уровня, об организации обучения и трудоустройстве лиц с инвалидностью и ОВЗ. Прозвучали предложения о сотрудничестве с соседними регионами при подготовке некоторых категорий специалистов, о введении мер поддержки для работодателей, которые способствуют подготовке востребованных для производства кадров, а также для педагогов колледжей и техникумов, по созданию новых направлений подготовки специалистов для отраслей экономики, которые обозначены как приоритетные для нашей республики. Председатель республиканской профсоюзной организации работников народного образования и науки Людмила Пуртова, поблагодарив депутатов за внимание к сфере образования, призвала при первой возможности вернуться к рассмотрению вопроса о повышении стипендий студентам СПО. В заключение Председатель Анатолий Смирнов поблагодарил всех участников Дня депутата за конструктивную работу, высказанные предложения и замечания, которые будут обобщены. В знак признательности за содействие в организации мероприятия он вручил министру образования и науки Ларисе Ревуцкой и коллективу Центра опережающей профессиональной подготовки благодарности Государственного Собрания, руководителю ЦОПП Ирине Петровой, директору Йошкар-Олинского строительного техникума Ирине Зяблицевой и заведующему хозяйством техникума Алексею Афанасьеву – благодарственные письма марийского парламента.