Меню

Меню

Можно ли ограничить доступ к воде

Проблема свободного доступа граждан к водным объектам, особенно в теплое время года, имеет особую актуальность.
Право каждого иметь свободный доступ к водным объектам общего пользования, бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд гарантировано Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ). Для общего пользования также отводятся и береговые полосы (полоса земли вдоль береговой линии (границ водного объекта) шириной 20 м) для передвижения и пребывания около них, а также для осуществления любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств (статья 6 ВК РФ).
В данном случае, понятие «свободный доступ» подразумевает
возможность не только прохода к берегу, но и возможность использовать всю береговую полосу безвозмездно и без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта. При том соответствующая обязанность распространяется на владельцев не только участков непосредственно в береговой полосе, но и расположенных за её пределами вблизи от водного объекта.
Исключение из данного правила до 1 марта 2027 года составляют так называемые лечебные пляжи, т. е. пляжи, организованные санаторно-курортными организациями, осуществляющими лечебный процесс и имеющие статус лечебно-профилактических организаций на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. Доступ на лечебный пляж может быть предоставлен только работниками санаторно-курортных организаций и лицам, являющимся получателями услуг этих организаций (пункт 35(1) СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3).
В большинстве случаев учреждения отдыха и оздоровления детей, а также социальные и оздоровительные учреждения, являющиеся владельцами прибрежного земельного участка обременены обязанностью по соблюдению санитарно-эпидемиологическое законодательства и по обеспечению безопасности людей в пределах участка водопользования. Поэтому собственникам и арендаторам данных прибрежных участков целесообразно предусмотреть такое ограждение на своем земельном участке, которое не препятствовало бы доступу граждан (в том числе, инвалидов колясочников и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) к береговой полосе водного объекта. При этом в образовавшемся проходе вполне могут быть установлены механические приспособления, ограничивающие свободный въезд на береговую полосу транспортных средств.
Если же такая схема заграждений конструктивно невозможна или заграждения уже установлены и их модернизация или снос требуют несоразмерных затрат и неудобств, то владельцу земельного участка следует организовать возможность беспрепятственного прохода к береговой полосе через огороженную часть находящегося в его владении участка посредством калиток (дверей).
Кроме того, Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дает возможность организациям отдыха детей и их оздоровления (детским лагерям) на своих пляжных территориях устанавливать правила нахождения на своей территории (включая осуществление обособленного водопользования), где будут прописаны особенности доступа к пляжам, на которых отдыхают дети, находящиеся в этих организациях.
Ограничение доступа к водному объекту общего пользования безусловно противоречит требованиям водного законодательства Российской Федерации. В тоже время оценка законности действий лиц, перекрывающих доступ к водному объекту, дается только после проведения проверки по указанным фактам, в ходе которой устанавливаются основания пользования земельным участком, на котором стоит ограждение (шлагбаум), выясняется категория указанных земель, наличие сервитутов, наличие самого факта перекрытия доступа и т. д.
Если гражданин считает, что его права нарушены неправомерным ограничением доступа к водному объекту общего пользования (его береговой полосе), он вправе обратиться с соответствующим заявлением:
в Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора (если водный объект является объектом федерального экологического контроля в том числе реки Волга, Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Большой и Малый Кундыш, Илеть, Сура, Немда, Лаж, Буй, Уржумка, Ноля, Юшут, Петьялка, Вонча, озера Яльчик, Глухое, Кичиер, Мушан-Ер, Шушер и другие);
в Министерство природных ресурсов экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и в органы местного самоуправления, в компетенцию которых в силу статьи 27 ВК РФ также входит обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и они несут ответственность за бездействие, выражающееся в неисполнении данных полномочий и обязаны принять меры по демонтажу ограждающих конструкций и прекращению иных действий, препятствующих свободному доступу.
Вместе с тем за защитой своих прав граждане могут обратиться в Марийскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Дополнительно информируем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 № 1039 предусмотрено взимание платы за посещение особо охраняемых природных территорий (не за доступ к водным объектам в их пределах) физическими лицами, не проживающими в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, а также установлены случаи освобождения от взимания платы для отдельных категорий физических лиц (например - въезд на территорию национального парка «Марий Чодра»).