Внесен законопроект о присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.


Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект № 1 212 908−7 «О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года»
В соответствии с Конвенцией:
— государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому государству об инциденте, после которого судно затонуло;
— затронутое государство обязано в срочном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна, а также информировать государство регистрации судна и собственника судна (далее — собственник);
— если затонувшее судно представляет опасность, собственник представляет затронутому государству доказательства страхового или иного финансового обеспечения и удаляет затонувшее судно, представляющее опасность;
— если собственник не удаляет затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее быстрыми способами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды;
— собственник судна валовой вместимостью 300 и более должен для покрытия своей ответственности осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение;
— свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения, выдается каждому судну валовой вместимостью 300 и более соответствующими органами государства регистрации судна;
— собственник несет ответственность за расходы на установление места нахождения, обозначение и удаление затонувшего судна;
— собственник освобождается от ответственности, если морская авария, в результате которой судно затонуло, произошла по тем же обстоятельствам, при которых собственник судна освобождается от ответственности за загрязнение в соответствии с применимыми нормами соответствующих международных договоров Российской Федерации;
— собственник имеет право ограничить свою ответственность на основании любого применимого национального или международного режима;
— государство-участник не разрешает эксплуатацию судна, имеющего право плавания под его флагом, если оно не имеет указанного свидетельства;
— каждое государство-участник обеспечивает, чтобы согласно его национальному законодательству страхование или иное финансовое обеспечение имелось в отношении каждого судна валовой вместимостью 300 и более независимо от места его регистрации, входящего в порт на его территории, подходящего к прибрежному сооружению в его территориальном море или отходящего от него.
В то же время, законопроектом предусматривается, что Российская Федерация не будет считать себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 Конвенции, которые предусматривают следующее:
2) Если в течение разумного периода времени, не превышающего двенадцать месяцев после того, как одно государство-участник уведомило другое государство-участника о существовании между ними спора, урегулировать спор оказалось невозможным, mutatis mutandis применяются положения, касающиеся урегулирования споров, приведенные в части XV Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, независимо от того, являются ли государства — стороны в споре также государствами — участниками Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года.
3) Любая процедура, выбранная государством-участником настоящей Конвенции и Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года согласно статье 287 последней, применяется к урегулированию споров согласно настоящей статье, если государство-участник при ратификации, принятии, утверждении настоящей Конвенции или присоединении к ней или в любое время после этого не выберет иную процедуру согласно статье 287 для цели урегулирования споров, возникающих из настоящей Конвенции.