С 1 июля 2021 года при плановых и внеплановых проверках инспекторы вправе применять семь способов контроля с участием организации.


Благодаря Закону № 248-ФЗ с 1 июля 2021 года при плановых и внеплановых проверках инспекторы вправе применять семь способов контроля с участием организации. Раньше было только четыре. Так, проверяющие могут не только провести выездную или документарную проверку, но и прийти с инспекционным визитом, выборочным контролем и мониторинговой закупкой. Конкретные виды мероприятий каждый контрольный орган определит в своем положении. Например при инспекционном визите проверяющие за один рабочий день проверят предприятие по месту деятельности или объекту контроля. О визите предприятие специально не уведомят, так как информацию об ожидаемой проверке предприятие сможет найти в новом реестре проверок. В ходе визита проверяющий вправе осмотреть помещения, истребовать документы, опросить сотрудников, взять с них письменные объяснения. В тоже время при данном виде контроля проверяющий не сможет отобрать пробы, назначить экспертизу, эксперимент или испытания. По «Новому закону» проверку проверяющие смогут провести и в формате онлайн, в том числе с помощью средств аудио- и видеосвязи, например по Skypе (ст. 70 Закона № 248-ФЗ). В 2021 году проверяющие вправе прийти с инспекционным визитом вместо плановой выездной проверки. Правило действует, если проверка начнется после 30 июня 2021 года. В этом случае о проверке руководитель узнает за 10 рабочих дней (п. 1, 3 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
На выборочный контроль проверяющий приедет без уведомления. В рамках проверки проведут инструментальное обследование или отбор проб образцов продукции, чтобы подтвердить ее безопасность и качество. Например, проверить могут организации, которые хранят или реализуют товары. Точного срока проверки нет. У проверяющих есть столько времени, сколько нужно, чтобы изъять пробы и провести экспертизу. И если при инспекционном контроле поверяющие не имеют права брать пробы или назначать экспертизу, то здесь наоборот, эти действия проверяющие при данном виде контроля обязаны провести. Отбор проб они должны провести при руководителе или уполномоченном представителе организации, также проверяющие могут для проведения выборочного контроля привлечь независимых экспертов.
При мониторинговая закупке проверяющий придет без предварительного уведомления, купит товар, закажет работу, услугу. Наоборот, проверяющий покажет представителю организации удостоверение и копию решения о проверке уже после произведенной закупки… Протокол составят на месте и направят продукцию, результаты работ или услуг на инструментальное обследование, испытание или экспертизу. При проверке инспектор вправе проводить фотосъемку, видео- и аудиозапись (ст. 68 Закона № 248-ФЗ).
Теперь у проверяющих появилось два бесконтактных способа, чтобы узнать, что происходит на предприятии. При этом она о такой проверке даже не узнает. К таким мероприятиям относится мониторинг безопасности и выездное обследование:
Мониторинг безопасности. В этом случает проверяющие без визита на предприятие проверят, соблюдает ли оно законодательство. Для этого проверяющие предварительно готовясь к мониторингу запросит сведения из государственных и муниципальных баз, а также с базы по межведомственному взаимодействию. Если найдет нарушения, то проверяющий придет с внеплановой проверкой, направит предостережение или выдаст предписание (ст. 74 Закона № 248-ФЗ).
Выездное обследование. В этом случае проверяющий внешне осмотрит общедоступные объекты на предмет нарушений. Если выявит признаки нарушений, может сразу провести контрольную закупку, если это позволяет положение о виде контроля (ст. 75 Закона № 248-ФЗ).