АНАЛИЗ экологической ситуации по РМЭ за 2011 год

​СПРАВКА
об экологической обстановке и состоянии законности в
сфере природопользования и охраны окружающей среды
в Республике Марий Эл в 2011 году
 
 
Результаты анализа статистических данных о состоянии окружающей среды, результатов прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и природопользования, информаций органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствуют о том, что в 2011 году экологическая обстановка на территории Республики Марий Эл оставалась стабильной. Не зафиксировано чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Этому способствует специфика территории Республики Марий Эл: техногенная нагрузка на природную среду в республике по-прежнему невелика, вследствие чего, загрязнение всех природных компонентов незначительно.
Органами государственной власти республики принимаются определенные меры к улучшению состояния окружающей среды республики.
 
В целях улучшения ситуации в сфере охраны вод Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл разработан проект республиканской целевой программы «Повышение эффективности использования и охрана водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Марий Эл на 2012 - 2015 годы». Программа предусматривает проведение мероприятий, направленных на оценку и прогнозирование состояния водных объектов, охрану водных объектов; снижение негативного воздействия вод на объекты окружающей среды.
 
Проект постановления Правительства Республики Марий Эл «О республиканской целевой программе «Повышение эффективности использования и охрана водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Марий Эл, на 2012 - 2015 годы» находится на согласовании в Правительстве Республики Марий Эл.
Вместе с тем, меры, принимаемые в этой сфере соответствующими заинтересованными органами, не всегда своевременны и адекватны сложившемуся положению.
 
В Республике отсутствует программа, целью которой является улучшение обеспечения населения доброкачественной питьевой водой.
 
В целях решения вопросов водоснабжения и водоотведения реализуются муниципальные программы, однако в ряде случаев установлены факты их недофинансирования или отсутствия финансирования.
 
Так, в МО «Сернурский муниципальный район» принята «Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры  МО «Сернурский муниципальный район» на 2011-2015 годы» По программе предусмотрено строительство водопроводных сетей и устройства водопроводных скважин в 2013-2014 годах. Денежные средства в 2011 году не выделялись.
 
В ГО «Город Волжск» принята муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности населения городского округа «Город Волжск» на 2011-2015 годы на общую сумму 600000 рублей. Денежные средства в 2011 году не выделялись.
 
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости объединения усилий и выработки скоординированных мер, направленных на улучшение качества водных объектов в Республике Марий Эл, в связи с чем целесообразно рассмотреть данный вопрос на межведомственном совещании.
 
Состояние поверхностных водных объектов и обеспечение населения качественной питьевой водой
 
Водосборная площадь бассейна р. Волга в Республике Марий Эл составляет 19,1 тыс. кв. км. В р. Волгу впадает 116 основных крупных и средних рек. Наиболее крупные водные источники – Куйбышевское и Чебоксарское водохранилища, притоки р. Волги – Ветлуга, Большая Кокшага, Малая Кокшага, Илеть. В республике расположено 689 озер, 25 из которых отнесены к памятникам природы.
 
Загрязнение поверхностных водных объектов недостаточно очищенными сточными водами очистных сооружений канализации и ливневых стоков является основной экологической проблемой.
 
Согласно данным статистического наблюдения по форме  № 2 –тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за 2010 г., предоставленным Отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Марий Эл, на территории Республики в 2010 году сброшено в поверхностные водные объекты 60,34 млн. куб.м. недостаточно очищенных сточных вод (в 2009 году - 62,23 млн.куб.м.).
 
По данным государственного мониторинга водных объектов в 2010 году увеличилось количество рек с категорией качества «умеренно загрязненные» (с 25% до 58,7%), уменьшился процент «грязных» рек с 21,9% до 9,5% , и только процент «очень грязных» остался на уровне прошлого года - 6,3%.
 
Так, в Чебоксарском и Куйбышевском водохранилищах на территории РМЭ в 2010 г. вследствие низкой водности качество воды в целом ухудшилось до «очень загрязнённой». Качество воды в водохранилищах, в первую очередь, определяется переносом загрязняющих веществ с территорий вышележащих субъектов (Нижегородской области, Республики Чувашия).
 
В Республике Марий Эл основная масса загрязняющих веществ в водные объекты поступает в районах, где на берегах сконцентрировано большинство промышленных предприятий и жилищно-коммунальных хозяйств, которые являются основными загрязнителями водных объектов (г. Йошкар-Ола, г. Волжск, г. Козьмодемьянск).
 
При этом многие существующие очистные сооружения в Республике не обеспечивают очистку сточных вод до нормативного уровня. Практически все имеющиеся очистные сооружения требуют реконструкции и ремонта, в некоторых населенных пунктах требуется строительство новых. В результате изношенности, малой мощности очистных сооружений, отмечается ухудшение качества р. Малая Кокшага (ниже очистных сооружений г. Йошкар-Ола), р. Сердяжка (ниже н.п. Сернур), р. Параньгинка (ниже н.п. Параньга), р. Немда (ниже н.п. Куженер), р.Ронга (ниже н.п.Советский), р.Ноля (ниже д. Кирла).
 
Необходимо строительство сооружений очистки ливневых стоков в г.г. Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск, Звенигово.
 
Указанная ситуация обязывает считать основным направлением деятельности прокуратуры в 2012 году гражданско-исковую работу, направленную на обеспечение надлежащей очистки сбрасываемых сточных вод и реконструкцию очистных сооружений.
 
Вызывает озабоченность положение с обеспечением населения питьевой водой надлежащего качества. По данным статистического наблюдения по форме N 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» за 2010 год количество населения, обеспеченного недоброкачественной питьевой водой, составляло 61,2 тыс. чел. или 8,76% от общего числа населения республики (для сравнения, в среднем по России – 9,4%, в Астрахани – 8,8%, в Ульяновске – 6,8%, в Татарстане – 1,6% населения).
 
Одной из причин высокого процента населения, обеспеченного недоброкачественной питьевой водой, является преимущественное использование в сельской местности нецентрализованных источников водоснабжения (колодцы). При этом, изучение результатов анализов качества питьевой воды показало, что основные критерии несоответствия качества питьевой воды это органолептика (цветность, мутность, запах) и химические ингредиенты, превышение содержания которых в воде обусловлено природными факторами: железо, медь, цинк.
 
В 2010 году на территории Республики Марий Эл имелось 1262 источников питьевого централизованного водоснабжения, из них 1 поверхностный, 1261 подземные, причем поверхностные воды для питьевого водоснабжения используются только в городах Йошкар-Ола (14%) и Волжск (8%).
 
Из общего количества 55 источников (или 4%) не отвечают санитарным нормам и правилам из-за отсутствия зоны санитарной охраны. Источников, не отвечающих санитарным нормам и правилам из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений и отсутствия обеззараживающих установок, не имелось.
 
В 2010 г. из распределительной сети на санитарно-химические исследования было отобрано 2578 проб воды, удельный вес проб, не отвечающих санитарным нормам и правилам, составил 6,1%, в 2009 г. - 4,3 % (для сравнения в среднем по РФ – 16,9%, по ПФО 11,6%). Причиной химического загрязнения питьевой воды в разводящей сети является поступление веществ природного характера из подземных источников водоснабжения. Данное обстоятельство связано с гидрогеологическими особенностями подземных вод республики. Водопроводы с повышенным содержанием железа расположены в Волжском, Медведевском, Новоторъяльском районах, с высокой жесткостью, минерализацией – в г. Волжске, Звениговском, Моркинском районах. Низкое содержание в воде фтора характерно практически для всей территории республики. Радиологические показатели воды на протяжении всего года соответствовали нормативным требованиям.
 
По микробиологическим показателям из водопроводной сети отобрано 3802 проб питьевой воды, удельный вес проб, не соответствующих требованиям санитарных норм, составил 3,5 %, в 2009 г. -2,0% (для сравнения, в среднем по РФ – 5,1%, по ПФО – 5,1%). Возбудители инфекционных заболеваний не выделялись. Основными факторами, влияющими на ухудшение микробиологических показателей, являются: увеличение аварийности вследствие износа водопроводных сетей и сооружений; невыполнение ежегодных мероприятий по обеззараживанию водопроводных сетей (промывка с хлорированием), предусмотренных правилами эксплуатации; невыполнение мероприятий по промывке и обеззараживанию сетей водоснабжения после ликвидации аварийных ситуаций; несоблюдение мероприятий по содержанию охранных зон водозаборов; отсутствие и выход из эксплуатации установок обеззараживания воды при подаче в водопроводную сеть на станциях второго подъема; невыполнение мероприятий по ликвидационному тампонажу бездействующих скважин, непригодных для дальнейшей эксплуатации.
 
Сложившаяся в республике ситуация с обеспечением населения питьевой водой потребует в 2012 году усиления взаимодействия с Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и его территориальными отделами с целью оперативного обмена информацией. Возможно проведение семинара-совещания по вопросам фиксирования фактов подачи населению  питьевой воды ненадлежащего качества, подготовки и направлению материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
 
Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние водозаборных артезианских скважин, используемых как для питьевого водоснабжения, так и в хозяйственных целях. Большинство проверенных артезианских скважин не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, зоны санитарной охраны не установлены, сами водозаборные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, производственный контроль качества питьевой воды не осуществляется.
 
Так, в деятельности ОАО «Медведевский водоканал» Марийской межрайпрокуратурой выявлены нарушения п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения". Установлено, что на территории первого пояса ЗСО отсутствовало ограждение. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности МП «Куженерводоканал», МУП «Сернурводоканал», МУП «Водоканал».
 
В ходе проверок выявляются факты использования предприятиями поверхностных водных объектов при отсутствии правоустанавливающих документов. Так, ООО «Водоканал сервис» осуществляет сброс сточных вод в р. Ноля и р. Буй, МУП «Сернурводоканал» осуществляет сброс сточных вод в р. Сердяжка при отсутствии решений о предоставлении в пользование водных объектов.
 
Проверки показывают, что большинством предприятий на территории Республики не соблюдаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
 
Крупнейшими загрязнителями водных объектов Республики являются предприятия целлюлозной промышленности и ЖКХ. Наибольшие объемы загрязненных стоков поступают от ОАО «Марийский Целлюлозно-Бумажный комбинат» (около 20 млн. куб.м.) и МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» (около 30 млн. куб.м.).
 
Марийской МРП в суд направлен иск о присуждении Открытому акционерному обществу «Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат» к исполнению обязанности в натуре в виде обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище (р. Волга). В удовлетворении иска отказано судом 30.01.2012 в связи с вводом в эксплуатацию новой установки по доочистке сточных вод, и результатами лабораторных исследований за последние 3 месяца, свидетельствующими об отсутствии превышений ПДК ЗВ в сбросах.
 
Аналогичные нарушения при сбросе сточных водах в поверхностные водные объекты выявлены в деятельности МУП «Водоканал» п. Параньга, ООО «ИнвестКоммунСтрой», МП «Куженерводоканал», МУП «Новоторъяльский водоканал», ЗАОр «НП «Завод Искож», ОАО «Марийский Целлюлозно-Бумажный комбинат», МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы», МАУ «Козьмодемьянсккоммунхоз», ОАО «Медведевский водоканал», МУП «Оршанский водоканал».
Во всех случаях внесены представления, приняты меры административного воздействия.
 
Сфера лесопользования
 
Более 50% территории Республики Марий Эл занимает лесной фонд, половину которого составляют защитные леса, подлежащие особой охране, выполняющие средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции.   
 
Серьезную обеспокоенность вызывает незаконное природопользование, особенно в лесопромышленном комплексе Республики. В 2011 году совершено 120 незаконных порубок (2010 г. – 182), в результате которых государственному лесному фонду причинен ущерб в сумме 18,1 млн. руб. (34,1 млн. руб.). По данным ИЦ в республике в 2011 г. зарегистрировано 92 уголовных дела, возбужденных по ст. 260 УК РФ, из которых раскрыто 74, направлено в суд 40, по 34 делам производство приостановлено.
 
В 2011 году на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 57 лесных пожаров, на общей площади 18,7 га, что значительно меньше, чем в 2010 году (461 лесной пожар на площади 76,5 тыс. га). Ущерб лесному хозяйству от лесных пожаров в 2011 году составил 924,1 тысяч рублей, из них расходы на тушение – 800,8 тысяч рублей, потери древесины – 123,3 тысячи рублей. Фактов гибели людей, причинения значительного ущерба объектам экономики, вызванных лесными пожарами, за пожароопасный период 2011 года на территории республики не зарегистрировано. В связи с лесными пожарами по ст. 261 УК РФ возбуждено 8 уголовных дел, из которых 1 направлено в суд, 7 приостановлено.
 
Прокурорскими проверками выявлялись многочисленные нарушения арендаторами лесных участков требований Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений. В большинстве случаев ими не производится очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Всего по указанным основаниям Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено 6 представлений, по которым 9 виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. К административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 8 лиц.
 
Обеспечение соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах станет приоритетным направлением деятельности прокуроры в 2012 году.
 
Организация обращения с отходами производства и потребления
 
В Республике Марий Эл острой проблемой  является  загрязнение земли промышленными и бытовыми отходами. Полигоны ТБО фактически переполнены, и их состояние зачастую не соответствует требованиям действующего законодательства. Хранение и утилизация отходов осуществляется с нарушениями технологического процесса, в связи с этим возникают самовозгорания на полигонах, происходит загрязнение атмосферного воздуха, что представляет угрозу окружающей среде и здоровью населения.
 
Отсутствие в муниципальных образованиях эффективной системы сбора, утилизации отходов влечет образование несанкционированных свалок, которых в Республике насчитывается более 1500.
 
В декабре 2009 г. Волжской прокуратурой в Республике Марий Эл проведено расширенное межведомственное совещание по вопросу состояния законности в области обращения с отходами производства и потребления в работе которого приняли участие органы власти, местного самоуправления, контролирующие природоохранные и правоохранительные органы Республики. Реализация мероприятий, разработанных на совещании, способствовала укреплению законности в рассматриваемой сфере.
 
Во исполнение Решения во всех муниципальных образованиях в 2010 году разработаны и приняты муниципальные нормативные акты в области обращения с отходами (правила благоустройства территорий, порядок сбора и вывоза отходов, схему санитарной очистки населенных мест).
 
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.12.2010 № 356 утверждена республиканская целевая программа  «Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011 – 2014 годы».
 
В Совете муниципальных образований Республики Марий Эл прокуратурой проведено совещание по вопросам правового регулирования  реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами. Совместно с Минюстом РМЭ проведен семинар по проблемам благоустройства территорий населенных мест в части сбора и вывоза отходов.
 
В результате принятых органами местного самоуправления мер на поднадзорной территории Республики Марий Эл ликвидировано 128 несанкционированных свалок.
 
Марийской межрайпрокуратурой только в 2011 г. в данной сфере выявлено 184 нарушения закона, в т.ч. выявлено и опротестовано 112 нормативных правовых актов в данной сфере.
 
В 2011 году  Марийской межрайпрокуратурой   выявлено и оспорено 112  нормативных правовых актов  органов  местного самоуправления, из которых 63 рассмотрено и приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.
 
Большое внимание  прокуратурой уделяется работе, направленной на предупреждение принятия органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов. В 2011 году межрайпрокуратурой  проведена правовой анализ 61 проекта нормативного правового  акта органов местного самоуправления Республики Марий Эл, по результатам  которого направлено 16 информаций о необходимости доработки проектов. 
 
 К примеру, в ходе изучения проекта постановления главы администрации Медведевского городского поселения Медведевского района РМЭ «Об утверждении порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Медведевское городское поселение» установлено, что в проекте НПА не предусмотрено норма об информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп. Указанный правовой пробел отражен в информации, подготовленной по результатам изучения проекта правового акта. При издании правового акта выявленный правовой пробел устранен, правовой акт дополнен положениями, регулирующими процедуру информирования Администрацией поселения юридических лиц и граждан о порядке сбора и вывоза ртутьсодержащих отходов с территории поселения.
 
Особо охраняемые природные территории
 
В целях сохранения уникальной природной среды в Республике создана и функционирует система особо охраняемых природных территорий, среди которых Национальный парк «Марий-Чодра», заповедник «Большая Кокшага», а также 8 заказников, 38 памятников природы, 1 ботанический сад, общая площадь которых составляет 96 тыс. га. В заповедниках, заказниках, лесах и полях обитает 369 видов животных, 250 видов птиц. В реках и озерах водятся 40 видов рыб. При этом в Красную книгу Республики Марий Эл занесено 124 редких и нуждающихся в охране видов животных, а также 107 видов представителей растительного мира.
 
Проведенными в 2011 году проверками в деятельности уполномоченного органа - Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл выявлены нарушения при реализации полномочий в сфере управления ООПТ, связанные с не постановкой земель особо охраняемых природных территорий на учет в государственный кадастр объектов недвижимости,  отсутствием паспортов и охранных обязательств памятников природы республиканского значения, администраций государственных природных заказников. Из республиканского бюджета в 2010 – 2011 г. на финансирование мероприятий, связанных с ООПТ выделено лишь
30 тыс. рублей.
 
Указанные обстоятельства явились основанием для внесения представления в адрес руководителя Департамента.
Проведенной Марийской межрайпрокуратурой в 2011 г. проверкой Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности, связанные с недостатком пожарной техники, оборудования, инвентаря, оснастки, вспомогательных материалов и средств, необходимых для функционирования ПХС различного типа, в соответствии с установленными требованиями, степень износа 10 единиц техники, закрепленными за ПХС составляет 100%. При существующей потребности в 16 специалистах по тушению лесных пожаров, в наличии имеется лишь 5 человек, обустройство и ремонт дорог противопожарного назначения проведен на 2,2 км из 8 запланированных, не проведен ремонт моста. По вышеуказанным фактам нарушений Марийской межрайпрокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого, ФГБУ «НП «Марий Чодра» приняты меры к устранению нарушений, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
 
Ветеринария и предупреждение болезней, общих для человека и животных
 
Республика Марий Эл более 15 лет является благополучной по заразным и иным болезням животных по особо опасным болезням животных, в том числе общим для человека и животных, а также массовым отравлениям (пищевым токсикоинфекциям) благодаря постоянному осуществлению государственного ветеринарного надзора и проведению ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл и охране территории Республики Марий Эл от заноса заразных и иных болезней животных с территорий других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
 
Вместе с тем, в 2011 году на территории соседнего субъекта Российской Федерации – Нижегородской области зафиксирована вспышка африканской чумы свиней. Указанная ситуация потребует проведения в 1 кв. 2012г. межведомственного заседания уполномоченных органов республики Марий Эл и, возможно, проведения выборочных проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих выращивание свиней и ввоз кормов и пищевых добавок из других субъектов Российской Федерации.
 
Гидротехнические сооружения
 
На поднадзорной Марийской межрайонной природоохранной прокуратуре территории Республики Марий Эл расположено 189 ГТС, которые эксплуатируются 90 организациями различных форм собственности.
 
По классу капитальности 2 ГТС - III класса, остальные 187-IV класса. Подлежат декларированию 3 ГТС. Задекларированы - 3 ГТС.
 
Классификация ГТС по уровню безопасности (согласно данным Приволжского управления Ростехнадзора):
 
Нормальный – 49 ед.
 
Пониженный – 88 ед.
 
Неудовлетворительный – 52 ед.
 
Опасный – 0 ед.
 
Основные проблемами, связанные с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных гидротехнических сооружений являются:
 
неудовлетворительное состояние основных сооружений (ухудшения показателей прочности материалов), в силу их большого возраста;
 
отсутствие служб эксплуатации и обученного квалифицированного персонала;
 
отсутствие проектно-технической документации на местах;
 
отсутствие финансовых средств у муниципальных образований на проведение капитальных ремонтов ГТС;
 
частое рассматривание факта наличия ГТС владельцем как обузу, а не как собственность, имеющую рыночную цену, которая могла бы приносить доход.
 
Общая оценка состояния безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных гидротехнических сооружений можно оценить как удовлетворительная.
 
На начало 2011 года на территории Республики Марий Эл числилось 2 бесхозяйных гидротехнических сооружения – это гидротехническое сооружение на территории Администрации МО «Знаменское сельское поселение» на р. Семеновка в с. Семеновка Медведевского района и на территории Сельской администрации МО «Великопольское сельское поселение» на р. Пуют у д. Пуял Оршанского района.
 
В настоящее время в Республике Марий Эл имеется 1 бесхозяйное гидротехническое сооружение на территории Сельской администрации МО «Великопольское сельское поселение» на р. Пуют у д. Пуял Оршанского района.
 
Техническое состояние бесхозяйного ГТС оценивается как удовлетворительное.
 
Бесхозяйное ГТС имеет 5 класс опасности.
 
В ходе проведенных проверок бесхозяйных ГТС было установлено, что повреждения ГТС, которые могут повлечь разрушения ГТС и привести к возникновению чрезвычайной ситуации, отсутствуют.
 
Основной задачей для Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры в предпаводковый период 2012 года станет проверка состояния и соблюдения законодательства при эксплуатации ГТС, расположенных на территории Республики Марий Эл, переданной в надзор ММПП после августа 2011 года. Что потребует организации и проведения плановой проверки с привлечением уполномоченных органов контроля.
 
Анализ состояния экологической преступности на территории Республики Марий Эл в 2011 году
 
Результаты анализа информации Информационного центра МВД по Республике Марий Эл о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных Главой 26 УК РФ, свидетельствуют о снижении экологической преступности
в регионе.
 
Так, в целом за 2011 год на территории республики зарегистрировано 141 преступление, предусмотренное Главой 26 УК РФ, в 2010 году 403 (-65%). В связи с чем, наблюдается снижение количества направленных в суд уголовных дел об экологических преступлениях – 65 (в 2010 – 230).
 
По преступлениям, связанным с незаконной добычей водных биологических ресурсов в 2011 году возбуждено 22 уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 256 УК РФ (в 2010г – 122), 4 уголовных дела по ч.3 ст. 256 УК РФ (в 2010г – 16).
 
По преступлениям связанным с незаконная рубкой лесных насаждений в 2011 году возбуждено 35 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ (в 2010г - 73), 27 уголовных дел по ч.2 ст. 260 УК РФ (в 2010 - 61), 30 дел по ч.3 ст. 260 УК РФ (в 2010г – 63).
 
В тоже время резко снизилось количество преступлений, связанных с уничтожением или повреждением лесных насаждений (-85,2%) – возбуждено дел по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 261 – 5, ч. 2 ст. 261 – 3  (в 2010 году – 51 и 3 соответственно).  Указанные данные обусловлены в том числе снижением количества лесных пожаров. Так, в целом на территории Республики Марий Эл в 2011 году зарегистрировано 57 лесных пожаров, на общей площади 18,677 га, что значительно меньше, чем в 2010 году (425 лесных пожаров на площади 72746,48 га).
 
Количество преступлений, связанных с незаконной охотой остается на прежнем уровне, их удельный вес при этом не значителен. В 2011г возбуждено 14  уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258 УК РФ, в то время как в 2010г возбуждено – 13 уголовных дел по ч. 1 ст. 258 УК РФ, 1 дело по ч.2 ст. 258 УК РФ. Вместе с тем, уровень раскрываемости данной категории преступлений остается крайне низким – в 2011 году по итогам расследования уголовных дел направлено в суд лишь 1 уголовное дело (2010 году, также 1 дело).
 
Наибольший удельный вес в структуре экологических преступлений и наибольшую распространенность в регионе имеют преступления, преступлениям связанные с незаконной рубкой лесных насаждений. В тоже время за последние 4 года, в том числе в 2011 году наблюдается тенденция к снижению количества, зарегистрированных преступлений, данной категории (-53,3%). Так, по преступлениям связанным с незаконная рубкой лесных насаждений в 2011 году возбуждено 92 уголовных дела (в 2010 году- 197) по признакам преступления, предусмотренных ст. 260 УК РФ. 
 
За период с 15 августа 2011 года Третьим межрайонным следственным отделом Волжского межрегионального природоохранного следственного управления по территории Республики Марий Эл расследовано с направлением в суд 8 уголовных дел. Все 12 вышеуказанных уголовных дела возбуждены по преступлениям, связанным с незаконным оборотом алкогольной продукции. Все они возбуждены по фактам хранения реализации спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ.
 
Выводы:
 
В 2011 году экологическая обстановка на территории Республики Марий Эл оставалась стабильной, уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления принимались определенные меры, направленные на обеспечение благоприятной окружающей среды. Вместе с тем, на территории Республики Марий Эл продолжают фиксироваться угрозы нарушения экологических прав граждан, которые потребуют принятия Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2012 году следующих мер:
 
1. Организация и проведение проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, на территории республики, переданной в надзор после августа 2011 года;
 
2. Организация и проведение проверки соблюдения законодательства, направленного на предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории республики;
 
3. Усиление прокурорского надзора за соблюдением законодательства, направленного на защиту лесов от пожаров;
 
4. Активизация гражданско-исковой работы, направленной на обеспечение надлежащего качества сбрасываемых сточных вод;
 
5. Проведение методической работы с органами государственной власти: Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Комитет ветеринарии Республики Марий Эл, Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл.