Основные результаты проведенного аудита:
Объектами аудита являлись 5 государственных заказчиков и уполномоченный орган, из них:
- 4 органа исполнительной власти (ОИВ) - региональные министерства: здравоохранения; природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды; транспорта и дорожного хозяйства; труда и социальной защиты;
- государственное казенное учреждение (ГКУ) Республики Марий Эл «Управление капитального строительства», в которых проведен аудит конкурентных закупок, осуществленных в 2022 году, и анализ таких закупок в 2023 году;
- Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл (Комитет) - уполномоченный орган по определению поставщиков, в котором проведен анализ результатов централизации закупок в 2023 году в отношении 5 указанных объектов контроля.
До 2023 года конкурентные закупки проводились государственными заказчиками самостоятельно. С мая 2023 года функции по определению исполнителей для заказчиков, переданы Комитету.
Аудит закупок проведен по 433 контрактам, заключенным 5 объектами контроля по результатам конкурентных закупок в 2022 году с суммой цен - 3 521 572,60 тыс. рублей, что составляет 46 % от общего количества и 29 % от цен контрактов, заключенных 39 органами исполнительной власти и государственными казенными учреждениями республики.
Выявлено 13 нарушений в соответствии с Классификатором нарушений, из них 2 оцениваемых в стоимостном измерении на сумму 3 246,22 тыс. рублей, в том числе нерезультативное использование в сумме 2 952,58 тыс. рублей и избыточное расходование - 293,64 тыс. рублей (средства республиканского бюджета Республики Марий Эл), 11 нарушений, оцениваемых в количественном измерении и 18 недостатков.
Объектами контроля при заключении в 2022 году контрактов по результатам конкурентных закупок в среднем достигнут низкий размер относительной экономии - 1,6 % от суммы начальных (максимальных) цен контрактов (НМЦК), что ниже среднего размера – 5,4 %, достигнутого заказчиками республики (органами исполнительной власти и казенными учреждениями) в 2022 году.
Факторами, повлиявшими на уровень экономии, явились, в том числе:
- показатель среднего количества допущенных заявок, значение которого составило по объектам контроля – 1,6, что ниже среднего уровня (2,60), сложившегося по заказчикам республики (органам исполнительной власти и казенным учреждениям) на 0,98 заявок;
- доля контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных закупок, на участие в которых поступила только одна заявка, а именно доля таких контрактов составила 49,9% или 79% от общей суммы контрактов.
При исполнении контрактов по отдельным объектам контроля отмечено многократное и значительное изменение их цен, в том числе увеличение цен от НМЦК.
За 10 месяцев 2023 года 5 объектами контроля заключено 522 контракта, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (335).
При заключении контрактов в 2023 году в среднем достигнута относительная экономия 7,2%. Снизилась доля контрактов, заключенных с единственным участником, по количеству контрактов до 46% и до 36% от общей суммы контрактов, но среднее количество допущенных заявок также, как и в 2022 году, составило - 1,6, и имеет низкое значение показателя.
В ходе оценки организации закупочной деятельности 5 объектов контроля установлены нарушения и недостатки, в том числе создающие риски при осуществлении закупочной деятельности, а именно:
1) не у всех объектов контроля в должностных регламентах работников предусмотрены обязанности работника контрактной службы/управляющего;
2) в планы-графики закупок вносятся многочисленные изменения до 150 версий, что создает риски несвоевременного осуществления закупок, особенно при их централизации;
3) не своевременно осуществляется актуализация документов о нормировании, что влечет риски нарушения принципа экономности расходования бюджетных средств (избыточные расходы). Документы о нормировании у 3 из 5 объектов контроля датированы 2015-2016 годами;
4) по отдельным закупкам, осуществленным объектами контроля в 2022 году, экономия составила более 90% и в среднем имела значение более 50%. Данное может свидетельствовать о качестве формирования НМЦК, об отсутствии объективного и достоверного анализа цен;
5) у 4 объектов контроля из 5 установлены недостоверные данные о совокупном годовом объеме закупок (СГОЗ), что может повлечь риски неправильного определения объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также объема закупок у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
6) ГКУ Республики Марий Эл «УКС» ненадлежаще выполнялись возложенные на него функции государственного заказчика, а именно:
- сроки выполнения работ, установленные 9 государственными контрактами (14% от заключенных контрактов), на момент проверки нарушены (от 1 месяца до года), а новые не определены, что делает невозможным определить срок получения результата при исполнении контрактов и не соответствует принципу результативности обеспечения государственных нужд и эффективности осуществления закупок. Установлены нерезультативные расходы на сумму 2 952,58 тыс. рублей;
- ненадлежащее определение на стадии планирования закупки объема работ, подлежащих выполнению, влечет риски неэффективного использования бюджетных средств, в результате было отвлечено из бюджета в течение 2022 года (до 6 месяцев) по 8 контрактам более 31 млн. рублей;
7) отдельными объектами контроля не в полном объеме размещалась информация в ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
По результатам аудита объектам контроля и уполномоченному органу направлены информационные письма с предложениями, в том числе по совершенствованию централизации закупочной деятельности.
С Отчетом о результатах контрольного мероприятия можно ознакомиться по ссылке.
Государственная счетная палата Республики Марий Эл