Порядок обжалования нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства С 15 сентября 2015 года введён в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, актов, содержащих разъяснения законодательства
Порядок обжалования нормативных правовых актов Министерства В соответствии со статьей 208 Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. В соответствии со статьёй 209 Кодекса форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 Кодекса. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 Кодекса; 2) наименование Министерства, должностного лица Министерства, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; 4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; 5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; 6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения 8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 Кодекса, а также копия оспариваемого нормативного правового акта. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня его подачи.
Порядок обжалования актов Министерства, содержащих разъяснения законодательства
Административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 Кодекса, с особенностями, определёнными статьёй 217.1. Кодекса. С административным исковым заявлением о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1-4 статьи 208 Кодекса, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) Министерства, должностных лиц, государственных служащих Министерства В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) Министерства, должностного лица, государственного служащего Министерства в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а также у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Кроме того, согласно части 4 статьи 218 Кодекса органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Срок обращения в суд с административным исковым заявлением определён в пределах трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Федеральным законодателем установлен и сокращённый срок для подачи административного искового заявления. Административное исковое заявление об оспаривании бездействия Министерства, должностного лица, государственного служащего Министерства может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указаннных лиц сохраняется обязанность совершать соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Так, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства по вопросам, связанным Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Законодатель предусматривает возможность восстановления пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением, если срок был пропущен по уважительной причине, за исключением случаев, если восстановление срока не предусмотрено Кодексом. Требования к форме административного искового заявления установлены частью 1 статьи 220 Кодекса. Обращаем внимание, что административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты
Содержание административного искового заявления определено частью 2 статьи 220 Кодекса. |