ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

о достигнутых значениях показателей для оценки

эффективности деятельности органов местного самоуправления

муниципального образования «Городской округ Город Козьмодемьянск»

за 2010 год  и их планируемых значениях на 2011 – 2013 годы

 

I. Экономическое развитие

 

Дорожное хозяйство и транспорт

         В муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск» принята муниципальная программа « Благоустройство территории городского округа «Город Козьмодемьянск» на период 2011-2015 годы», которой предусмотрен план ремонта дорог по годам.

         Автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в городе нет.

         Договор на техническое обслуживание автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием заключен с МАУ «Козьмодемьянсккоммунхоз».

         Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 35,1%. Уменьшение этой доли возможно только при финансировании из бюджета республики.

         Все население города охвачено регулярным автобусным сообщением.

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

 За последние годы малый бизнес завоевал устойчивые позиции в экономике города. По состоянию на 1 января 2011 года на территории муниципального образования зарегистрировано 133 малых предприятия со среднесписочной численностью работников (без внешних совместителей) 851 человек и 604 индивидуальных предпринимателя. В 2009 году в городе было зарегистрировано 117 малых предприятий с численностью работников 814 человек и 571 индивидуальный предприниматель.

         На десять тысяч человек населения в 2010 году было 335,9 субъектов малого предпринимательства, что на  32,4 больше, чем в 2009 году, то есть 303,5.

         В 2012 -2013 годах планируется постепенное увеличение числа субъектов.  Число субъектов малого и среднего бизнеса на  десять тысяч человек населения в 2012 году составит 375 единиц, в 2013 году 385 единиц при постоянном количестве населения города 21,2 тыс. человек.

 Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2010 году составила 10 %, что выше 2009 года на 0,6%. В 2011 - 2012 годах планируется постепенное увеличение данного показателя, и к 2013 году он составит 10,7 %. Данные показатели будут достигнуты при ежегодном росте  среднесписочной численности работников малых и средних предприятий. 

 Доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов, на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642, размещенных путем проведения торгов, запроса котировок, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, в общем годовом объеме заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с указанным перечнем, размещенных путем проведения торгов, запроса котировок в 2009 году  составила 0%, так как администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» не осуществлялись закупки на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)».

         В 2011 -2013 годах планируется постепенное увеличение данного показателя и в 2013 году он составит 20%.

 Перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц в целях предоставления его во владения и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не формировались в ввиду их отсутствия. На протяжении 2005-2008 годов все имущество, арендованное субъектами малого и среднего бизнеса, было приватизировано, через аукционы. Осталась незначительная часть нежилых зданий, расположенных в исторической части города, не имеющих никаких коммуникаций,  являющихся памятниками истории и архитектуры, обремененных охранными обязательствами и не пользующимися спросом у субъектов малого и среднего бизнеса, а наоборот имеющих тенденцию отказа от аренды.

 Общий объем расходов бюджета на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства за 2010 год составляет 427,9 тыс. рублей за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов, что меньше по сравнению с 2009 годом  на 198,8 тыс. рублей или на 31,7%. Причина в том, что в 2009 году были дополнительно выделены средства на оплату задолженности по мероприятиям  на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства за 2008 год. В расчете на одно малое и среднее предприятие расходы составили в 2010 году 579,8 рублей, что меньше по сравнению с 2009 годом на 329800 рублей (изменилось количество малых и средних предприятий, в 2009 году произведена оплата задолженности за 2008 год). В расчете на одного жителя  муниципального образования  расходы составили 19,5 рублей, что меньше, чем в 2009 году на 8,1 рублей. Доля расходов в общем объеме расходов бюджета осталась примерно на прежнем уровне (0,2-0,25%). На 2011 год  в бюджете города предусмотрено 120 тыс. рублей, на период 2012-2013 годов планируется также по 120 тыс. рублей только за счет средств муниципального бюджета. Администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» как и в предыдущие годы планирует свое участие на получение средств из федерального или республиканского бюджетов на софинансирование муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в городском округе «Город Козьмодемьянск» на 2011-2013 годы». В расчете на одно малое и среднее предприятие муниципального образования расходы в 2011-2013 годах планируются в сумме 748,4-761 рублей, на одного жителя муниципального образования по 27,3-27,4 рублей, при условии софинансирования из бюджета республики с коэффициентом 4.

 

Улучшение инвестиционной привлекательности

 В 2011 году под строительство планируется выделить 2,63 га, в том числе под индивидуальное жилищное строительство 2,24 га. Готовится земельный массив под бесплатное предоставление земельных участков (проведены землеустроительные работы, земельный участок поставлен на кадастровый  учет, предварительно согласовано место размещения) одиннадцати категориям граждан определенных в ст.14 Закона Республики  Марий Эл № 32-З.

Под комплексное освоение в целях жилищного строительства на ближайший год не планируется выделение земельных участков.

 В основном все земельные участки,  предоставленные для строительства (кроме жилищного) предоставляются через аукцион. Под строительство линейных объектов (газопроводов, кабельных линий, теплотрасс) предоставляются земельные участки,  с предварительным согласование места размещения объекта. 

 В общей сложности на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» подлежало переоформлению с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена в количестве 73 земельных участков общей площадью 56,6733 га. Переоформлено 69 земельных участков общей площадью 56, 1459 га, не переоформлены 4 земельных участка общей площадью 0,5274 га.

        Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади городского округа в 2009 году составила 81,0 %. В 2010-2013 годах доля увеличится до 82,0 % в связи с выделением земельных участков для индивидуального жилищного строительства и переоформлением гражданами права аренды  на право собственности земельными участками.

Средняя продолжительность периода, с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов) составляло в среднем до 90 дней.

Увеличение продолжительности периода до 180 дней произошло по причине получения дополнительных заключений по подготовке представления земельных участков.

Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения на строительство составляет 10 дней.

Снижение площади земельных участков, предоставленных для строительства по которым не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию производиться за счет изъятия  в связи с их не использованием по назначению в ходе проведения плановой инвентаризации земельных участков. В 2010 году данная работа выполнена полностью. По материалам проверки выявлен 1 участок на который не было получено разрешение на ввод по причине отсутствия заявителя (изменил место жительство).

Объемов не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств муниципального бюджета, нет.

В 2010 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 383,5 млн. рублей, что на 8 % ниже уровня 2009 года. Основная  сумма инвестиций - собственные средства предприятий. Наибольшая сумма инвестиций по крупным и средним предприятиям, а это около 80%, освоена в обрабатывающем производстве. По инвестициям вложенным из собственных средств предприятий произошел рост 39 %. Объем инвестиций в 2011 году планируется в сумме 440 млн.рублей, что выше показателя 2010 года на 4,3 %. Рост будет за счет больших вложений республиканского бюджета по объекту бассейн. Роста по показателю объем инвестиций в основной капитал  за исключением бюджетных средств не ожидается, т.к.  в 2010 году большие средства были освоены на предприятиях обрабатывающей отрасли, а  2011-2013 годах вложений в таких объемах  не ожидается.

 

Доходы населения

В 2010 году продолжилась тенденция повышения уровня жизни населения.

Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций города Козьмодемьянска за 2010 год составила
11319,2 рубля и увеличилась по сравнению с уровнем 2009 года
на 15,1 %.

Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям за 2010 год составила 11290,7 рублей и увеличилась по сравнению с уровнем 2009 года на 13,2 %.        

         Соотношение среднемесячной зарплаты работников муниципальных учреждений к среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий в 2011 году и последующие годы снижается, т.к. сохраняется высокая дифференциация заработной платы между отдельными категориями работающих.

В 2010 году среднемесячная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 1,9 % (по республике этот показатель – 5,5 %). Это привело к переводу на новую систему оплаты труда в системе дошкольного образования с 1 января 2011 года, что обеспечит рост заработной платы этой категории работников в последующие годы. Чему свидетельствует рост у других представленных категорий работников после перевода на новую систему оплаты труда.

 

II. Здравоохранение и здоровье населения

 

На территории городского округа «Город Козьмодемьянск» муниципальных учреждений здравоохранения нет, имеется ГУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница». В связи с тем, что центральная районная больница финансируется из республиканского бюджета, средства из муниципального бюджета на функционирование больницы не выделяются.

Основные показатели деятельности ГУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница» за 2010 год  имеют следующие значения.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата:

- врачей в 2010 году составила 15464 рублей, что на 1122 рубля больше чем в 2009 году;

- среднего медицинского персонала в 2010 году составила 7584 рубля, что 142 рубля больше чем в 2009 году;

- прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала в 2010 году составила 5224,1 рубля, что на 381,2 рубля больше чем в 2010году.

Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез – 64,8%.  Охват населения профилактическими осмотрами на злокачественные новообразования – 96,0%.

Уменьшение доли населения, охваченного профилактическим осмотром на туберкулез в 2010 году до 64,8 % по сравнению с 2009 годом (67,0%), объясняется не выполнением профилактических осмотров. Увеличение доли населения, охваченного профилактическими осмотрами в 2011-2012 годах, планируется за счет выполнения профилактических осмотров работников промышленных предприятий.

Охват населения профилактическими осмотрами на злокачественные новообразования в 2010 году составил 96,0 %. В 2011 году планируется увеличение охвата профилактическими осмотрами до 98%.

За период с 2010 по 2009 год произошло снижение числа случаев смерти детей до 18 лет.

Увеличение  случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет в 2010 году  произошло на 4 случая, на прежнем уровне осталось число  случаев смерти на дому, увеличилось количество случаев смерти в первые сутки в стационаре.

Число работающих врачей и средних медицинских работников в расчете на 10 000 человек населения в 2010 году составило:

- врачей - 26,0;

- среднего медицинского персонала - 92,0.

Эта тенденция сохранится и на 2011 – 2012 годы.

На предстоящие три года планируются следующие мероприятия:

- активизация работы терапевтической службы, службы участковых врачей, увеличение доли посещений на дому;

- организация диспансеризации с целью раннего выявления заболеваний;

- организация профилактических осмотров.

 

III. Дошкольное образование

 

 В 2010 году увеличилась численность детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так как было устроено в детские сады большее количество детей данного возраста, находящихся в очереди.

Негосударственных (немуниципальных) дошкольных образовательных учреждений на территории города Козьмодемьянска не создано.

Показатель численности детей в возрасте от 3 до 7 лет стабильный.

В 2010 году доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения увеличилась по сравнению с 2009 годом в связи с ростом рождаемости. В дальнейшем планируется рост этого показателя, так как последние годы наблюдается рост рождаемости.

Коэффициент посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2010 году ниже, чем в 2009 году, так как в детские сады в 2010 году было устроено больше детей младшего дошкольного возраста, а у них длиннее адаптационный период, чем у детей старшего возраста. В дальнейшем планируется стабильность этого показателя.

На территории города Козьмодемьянска стабильное количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений - 7.

В 2010 году в двух муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: №6 «Светлячок» и №10 «Капелька», произведены ремонтные работы. В последующие годы планируются ремонтные работы в детском саду №1 «Росинка».

  Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2010 году увеличилась благодаря тому, что педагоги данной категории, обучающиеся заочно в ВУЗе, получили аттестат о высшем образовании, а так же были приняты на работу педагоги, имеющие аттестат о высшем образовании.

Общий объем расходов бюджета на дошкольное образование за 2010 год составляет 35 492,8 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим отчетным годом  расходы уменьшились на 185,2 тыс. рублей. Доля расходов на дошкольное образование в общем объеме расходов бюджета увеличилась на 2,5 % и составила 16,8 %. Расходы бюджета в расчете на 1 воспитанника муниципальных дошкольных образовательных учреждений составили 28 147 рублей, что меньше по сравнению с 2009 годом на 579 рублей. Расходы бюджета на дошкольное образование на 2011 год утверждены с ростом к отчетным данным 2010 года на 8 318,2 тыс. рублей  и составляют 43 811 тыс. рублей. На плановый период 2012-2013 годов  расходы также планируются с увеличением. При этом доля расходов в общем объеме расходов бюджета остается на одинаковом уровне и составляет 22,3%. Расходы в расчете на 1 воспитанника на 2011 год и на плановый период предусматриваются с ростом к уровню каждого предыдущего периода.

Общий объем расходов бюджета на дошкольное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств за 2010 год снизился на 33,9 тыс. рублей и составил 40,9 тыс. рублей, что составляет 0,1 % в общем объеме расходов бюджета на дошкольное образование. Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств в 2011 году и на плановый период 2012-2013 годов не планируются.

Общий  объем расходов бюджета на дошкольное образование в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда за 2010 год составляет 27 968,7 тыс. рублей, что больше по сравнению с 2009 годом на 92,1 тыс. рублей или 0,3%. На 2011 год данные расходы утверждены в объеме 34 477 тыс. рублей,  с 1 января 2011 года введена новая система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. На плановый период 2012-2013 годов расходы прогнозируются на уровне 2011 года.

 

IV. Общее и дополнительное образование

 

В 2010 году все выпускники общеобразовательных учреждений города Козьмодемьянска сдавали единый государственный экзамен по русскому языку и математике  и получили количество баллов не ниже минимального количества баллов. В дальнейшем планируется стабильность этого показателя.

Численность выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене по русскому языку в 2010 году меньше, чем в 2009. Уменьшение данного показателя  вплоть до 2013 года связано с падением рождаемости в предыдущие годы. В 2013 году этот показатель вернется на прежний уровень.

Численность выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений уменьшается вплоть до 2013 года, что связано с падением рождаемости в предыдущие годы. В 2013 году этот показатель вернется на прежний уровень.

Доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом. В дальнейшем планируется постепенное «омолаживание» педагогических коллективов города.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории города Козьмодемьянска стабильно - 3.

В 2010 году установлено, что крыша МОУ «Гимназия г. Козьмодемьянска» требует капитального ремонта. В ближайшие годы планируется проведение необходимых работ в данном учреждении.

Численность лиц, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории города Козьмодемьянска в 2010 году стабиль по сравнению с 2009 годом. Увеличение данного показателя планируется с 2012 года, что связано с увеличением рождаемости в предыдущие годы.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях остается стабильной, благодаря внедряемым здоровьесберегающим технологиям.

В 2010 году произошло уменьшение численности работников муниципальных общеобразовательных учреждений в связи с переводом с 1 июля 2010 года младшего обслуживающего персонала в штат ХЭГ и КДШП отдела образования. В дальнейшем планируется стабильность этого показателя.

В 2010 году произошло уменьшение численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений в связи с увольнением педагогов по собственному желанию  по причине перемены места жительства. В дальнейшем планируется стабильность этого показателя.

В 2010 году произошло уменьшение численности прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебного процесса) муниципальных общеобразовательных учреждений в связи с переводом с 1 июля 2010 года младшего обслуживающего персонала в штат ХЭГ и КДШП отдела образования. В дальнейшем планируется стабильность этого показателя.

В 2010 году количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях уменьшилось в связи с исполнением Указа Президента РФ №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», касающегося пункта « наполняемости классов».

В 2010 году увеличилась средняя стоимость содержания одного класса в муниципальных общеобразовательных учреждениях в связи с исполнением Указа Президента РФ №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», касающегося пункта «наполняемость класса»: при сохранении количества численности обучающихся количество классов уменьшилось.

Общий объем расходов бюджета на общее образование за 2010 год уменьшился по сравнению с 2009 годом на 635,5 тыс. рублей или 1,2% и составил 50 961 тыс. рублей. На 2011 год расходы на общее образование утверждены с ростом в 1,08 раза, на 2012 год с ростом в 1,01 раза и на 2013 год с ростом в 1,04 раза. Доля расходов на общее образование в общем объеме расходов бюджета за 2010 год составила 24,2%, что на 3,5% больше по сравнению с 2009 годом. Расходы бюджета на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях составили за 2010 год 24 847 рублей, что меньше по сравнению с предыдущим годом на 334 рубля.

Общий объем расходов бюджета на общее образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств составил за 2010 год 205 тыс. рублей, в 2009 году составлял 65,2 тыс. рублей. В 2011 году средства на увеличение стоимости основных средств не предусматриваются. Также не планируются данные расходы в 2012-2013 годах.

Общий объем расходов бюджета на общее образование в части текущих расходов за 2010 год составляет 50 267,5 тыс. рублей, что меньше по сравнению с предыдущим годом на 822,2 тыс. рублей или на 1,6 %. На 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов расходы в части текущих расходов предусмотрены с ростом соответственно на 8,6%, 0,6% и 3,7%

Общий объем расходов на общее образование в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату труда за 2010 год составляет 37 931,7 тыс. рублей. По сравнению с 2009 годом данные расходы уменьшились на 2 691,5 тыс. рублей или на 6,6%. На 2011 год расходы предусмотрены  с ростом  к уровню 2010 года в 1,08 раза. На плановый период 2012-2013 годов расходы планируются на уровне 2011 года. Доля расходов на оплату труда и начислений на оплату труда в текущих расходах бюджета 2010 года на общее образование составляет 75,5%, что ниже уровня 2009 года на 4 %.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование остается стабильным - 3.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, в 2010 году продолжало осуществляться только в школах. С 2011 года запланирован перевод на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, дошкольных образовательных учреждений.

Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в 2010 году имеет меньший показатель, так как в 2009 году один и тот же ребенок, посещающий несколько кружков, секций, учреждений дополнительного образования, учитывался несколько раз. В 2010 году каждый ребенок учитывался один раз, даже если он ходил в несколько кружков, секций, учреждений дополнительного образования.

Численность детей в возрасте 5 - 18 лет в городе Козьмодемьянске в 2010 году стабильна по сравнению с 2009 годом. В последующие годы планируется увеличение данного показателя, связанное с увеличением рождаемости.

Общий объем расходов бюджета на дополнительное образование составил за 2010 год 11 570,3 тыс. рублей, с ростом к уровню 2009 года 2,5%. На 2011 год расходы на дополнительное образование предусмотрены в объеме 12 799 тыс. рублей, с ростом к уровню 2010 года 10,6%. На 2012-2013 годы объем расходов на дополнительное образование планируется с ростом 0,6% и 3,7% соответственно. Доля расходов на дополнительное образование в общем объеме расходов бюджета за 2010 год  возрасла на 1% и составляет 5,5%. В 2011 году доля расходов на дополнительное образование составляет 6,5%. На плановый период 2012-2013 годов доля расходов планируется на уровне 2011 года.

Расходы бюджета на дополнительное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств не производились. На 2011 год и плановый период 2012-2013 годов вышеуказанные расходы также не предусматриваются.

Общий объем расходов бюджета на дополнительное образование в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда за 2010 год составляет 10 443 тыс. рублей, с ростом к 2009 году в 1,02 раза. На 2011 год данные расходы предусмотрены  в объеме 11 499 тыс. рублей, с ростом к уровню предыдущего года на 10,1%. На плановый период 2012-2013 годов расходы в части оплаты труда и начислений на оплату труда планируются на уровне 2011 года.

 

V. Физическая культура и спорт

 

В 2010 году в городе произошло увеличение численности лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, за счет увеличения групп оздоровительной направленности.

Дальнейшее увеличение численности лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, планируется за счет увеличения количества учащихся в учебных заведениях города и ввода в эксплуатацию бассейна.

Количество спортивных залов остается на прежнем уровне 47,9%.В 2010 году увеличена площадь плоскостных спортивных сооружений. В 2012 году планируется ввод в эксплуатацию бассейна.

Общий объем расходов бюджета на физическую культуру и спорт за 2010 год составил 878,4 тыс. рублей, что в 1,19 раза больше, чем за 2009 год. Доля расходов бюджета на физическую культуру и спорт в общем объеме расходов бюджета  за 2010 год составляет 0,4%, в 2009 году 0,3%. На 2011 год расходы предусмотрены с ростом к уровню 2010 года в 1,06 раза. На плановый период 2012-2013 годов также предусматривается рост расходов в 1,01 и 1,04 раза соответственно. Доля расходов бюджета на физическую культуру и спорт в общем объеме расходов бюджета составит в 2011 году и планируемых 2012-2013 годах соответственно по 0,5%.

 

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

 

 В городе идет планомерное строительство жилья за счет выделения дополнительных земельных участков под жилищное строительство.

Планируемый объем жилищного строительства, предусматривается в соответствии с выданными разрешениями и определяется из проектной документации при выдаче разрешения на строительство.

В настоящее время  заключен муниципальный контракт на разработку генерального плана г. Козьмодемьянска.  Решением Собрания депутатов муниципального образования «городской округ «Город Козьмодемьянск» 30.01.2008 года № 313 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «город Козьмодемьянск». Комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры откорректирована в 2011 году.

 

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

  Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме:

В 2009 г. 23 многоквартирных дома выбрали способ управления – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, что составляет – 5,8 % от числа многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами (400 МКД).   

В 2010 г.  доля многоквартирных домов собственники помещений, в которых, выбрали  непосредственное управление собственниками помещений  МКД составила – 6,1% (24 МКД / 395 МКД), 2011 году составит – 6,3% (25 МКД / 395 МКД), в 2012 году – 6,6% (26 МКД / 396 МКД), в 2013 году – 6,8% (27 МКД / 396 МКД).

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом:

В 2009 г. 75 многоквартирных домов выбрали способ управления – управление товариществом собственников жилья, что составило – 18,8 % от числа многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами (400 МКД). В целях реализации условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ, согласно Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ в 2010 году данный показатель составил – 20,8% (82 МКД / 395 МКД). В 2011-2013 году доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали способ управления – товарищество собственников жилья будет поддерживаться на уровне не ниже 20% и составит в 2011 году -21% (83 МКД/395 МКД), в 2012 году – 21,6% (85 МКД / 396 МКД), в 2013 году – 22% (87 МКД / 396 МКД) от числа многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами.

- управление муниципальным или государственным учреждением либо предприятием:

     На территории муниципального образования нет многоквартирных домов управление которыми осуществляет муниципальное или государственное учреждение либо предприятие.

- управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25%:                               

В 2009 и 2010 году функции по управлению многоквартирными домами осуществляла одна управляющая организация и доля многоквартирных домов собственники, в которых самостоятельно выбрали способ управления - управление управляющей организацией составляли в 2009 году – 10,8 %, в 2010 году – 10,6% от числа многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами.

С 2011 года на территории муниципального образования осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами две управляющие организации ООО «Управляющая организация» и ООО «Управляющая организация «Наш Город». Доля многоквартирных домов собственники, в которых самостоятельно выбрали способ управления - управление управляющей организацией составит  в 2011 году – 21%, в 2012 г – 43%, 2013 года – 75%.

         В 2009 году количество организаций коммунального комплекса, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной  собственности составляло -60%,  т.е. три предприятия (ОАО «Копир», ООО «Марийскгаз», ООО «Марикоммунэнерго») из пяти организаций коммунального комплекса. Две организации МАУ «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство», ОАО «Энергия» имеют долю участия субъекта РФ и МО в уставном капитале составляет более чем 25%.

 На 1 января 2011 года в целях реализации условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ, согласно Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ) достигнут показатель - 80%. Таким образом, восемь из десяти организаций коммунального комплекса  используют объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной  собственности (ООО «Марийскгаз», ООО «Марикоммунэнерго», ОАО "Газпромрегионгаз", ООО "Завод СтройМатериалов "ВнешЭкономИнвест", ООО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород", ООО "СМУ-8", ООО "Управляющая организация").  Две организации МАУ «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство», ОАО «Энергия» имеют долю участия субъекта РФ и МО в уставном капитале составляет более чем 25%.

В 2012, 2013 году данный показатель будет сохранен на уровне 80%.

На территории муниципального образования  функции по управлению многоквартирными домами осуществляют только управляющие организации с долей участия в уставном капитале Российской Федерации и (или) городского округа не более 25%. В 2009, 2010 году функции по управлению МКД и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества одна управляющая организация, с 2011 года, а так же в 2012 г., 2013 г. две управляющие организации (ООО «Управляющая организация» и ООО «Управляющая организация «Наш Город»). Таким образом, доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале не более 25% субъекта Российской Федерации и (или) городского округа составляет 2009 -2013 г.г. – 100%.

В целях реализации Федерального закона от 23.11 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и  о  повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  к 2012 г. планируется установить во всех многоквартирных домах, а также всех зданиях, потребляющих энергетические ресурсы, приборы учета. Таким образом, объем отпуска ресурсов по ПУ к 2012 г. достигнет 100% за исключением тепловой энергии (2009 г – 15,6%, 2010 г- 27,1%, 2011 г. – 50,8%, 2012, 2013 г. -70%), т.к. в соответствии со ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ приборы учета тепловой энергии не устанавливаются на объекты максимальный объем потребления тепловой энергии,  в которых составляет менее чем две десятых Гкал в час. 

В 2009 г. уровень собираемости платежей за предоставленные ЖКУ составил – 95,7% (начислено за 2009 год – 121787 тыс.руб., оплачено – 116501 тыс.руб.). В 2010 году данный показатель сложился на уровне – 100,7%. Учитывая рост тарифов за жилищно-коммунальные услуги и среднедушевых доходов населения, прогнозный уровень собираемости за ЖКУ  составит в 2011, 2012, 2013 гг. – 98%.

Доля подписанных паспортов готовности жилищного фонда и котельных (по состоянию на 15 ноября отчетного года) составил 100 %.

В 2009 г.  тарифы на услуги водоснабжения для промышленных потребителей (36,25 руб.за 1 куб.м.) превышали тарифы для населения (17,82 руб.за 1 куб.м.) на 203,42%, по водоотведению на 125,27% (тарифы для промышленных потребителей - 24,24 руб.за 1 куб.м., для населения - 19,35 руб. за 1 куб.м).

С 2010 г. в связи с уходом от перекрестного субсидирования тарифы для населения и промышленных потребителей соответствуют экономически обоснованным тарифам, установленным для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения (23,91 руб. за куб.м.) и водоотведения (25,45 руб.куб.м.).

В 2011, 2012, 2013 гг. отношение тарифов по водоснабжению и водоотведению для промышленных потребителей к тарифам для населения будет сохранено на уровне  100%.

На протяжении 2007 - 2010 годов, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» проходило формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами и постановкой их на государственный кадастровый учет. 8 февраля 2008 года принято постановление мэра города Козьмодемьянска за № 38, которым был утвержден график проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, рассчитанный на период до 2011 года. Но в связи с постановлением мэра города Козьмодемьянска от 3 марта 2009 года №104 «а» планируемые цифры обозначенные ранее были изменены в строну уменьшения и составили 33,86% в 2009 году и период формирования земельных  участков продлен.

           В соответствии с данным графиком, государственный кадастровый учет  проведен в 2010 году на 45,95 %, планируется провести в  2011 году на 59,46 %, в 2012 году на 72,97 % и завершить данную работу полностью в 2013 году.

              Уменьшение плана вызвано недостаточностью бюджетных средств на финансирование услуг по межеванию участков, а также сложностью формирования и передачи участков в собственность собственников помещений, так как эта процедура в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» носит заявительный характер.

              Необходимо также отметить, что при определении очередности работ     и распределении средств на формирование земельных участков в 2010 году, в первую очередь, учитывалась необходимость обязательного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены МКД, участвующие в региональной (муниципальной) адресной программе по проведению капитального ремонта в соответствии условиями Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия и реформирования ЖКХ».

В 2009 году 7 многоквартирных домов признано аварийными, в которых проживает граждан - 0,4%  от среднегодовой численности постоянного населения в городском округе, в 2010 г дополнительно признано 10 домов аварийными (0,8%). В связи с планируемым строительством многоквартирных домов со всеми видами благоустройства и переселением населения  из аварийного жилищного фонда в данные дома, доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными будет снижаться до 0,48% в 2011 г., 0,39% в 2012 г., 0,31% в 2013 году.

Общий объем расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство за 2010 год составил 54 522,4 тыс. рублей, в том числе объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств 2 500 тыс. рублей (4,6%), за 2009 год соответственно 104 662,3 тыс. рублей и 41 030,7 тыс. рублей (39,2%). Снижение объема расходов объясняется тем, что в 2009 году были предусмотрены средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а на капитальный ремонт многоквартирных домов средств было выделено в большем объеме, чем в 2010 году. На 2011 год расходы предусмотрены в объеме 27 517 тыс. рублей, что ниже уровня 2010 года на 50,5%. В утвержденном бюджете на 2011 год  расходы на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, переселение граждан из аварийного жилищного фонда не предусмотрены, средства на указанные мероприятия должны быть выделены дополнительно поправками в бюджет.

         Расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения составили в 2010 году 4 062,4 тыс. рублей (доля расходов в общем объеме расходов на жилищно-коммунальное хозяйство 7,5%), что ниже уровня 2009 года на 20 659,6 тыс. рублей. На 2011 год и плановый период 2012-2013 годов расходы планируется соответственно по 16 717 тыс. рублей.

         Расходы на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги составили за 2010 год 1 260 тыс. рублей (доля расходов в общем объеме расходов на жилищно-коммунальное хозяйство 2,3%), с ростом к уровню 2009 года в 1,6 раза. На 2011 год данные расходы утверждены в сумме 1 415 тыс. рублей. На плановый период 2012-2013 годов расходы прогнозируются на уровне 2010 года.

 

VIII. Организация муниципального управления

 

По состоянию на 1 января 2010 года на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» создано два автономных учреждения. Одно учреждение создано в сфере издательской, полиграфической и печатной деятельности на базе бывшего МУП «Ведомости Козьмы и Дамиана», второе создано в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая, что 83-ФЗ внес изменение в законодательство об автономных учреждениях, учреждение, созданное в сфере жилищно-коммунальных услуг, подлежит ликвидации или реорганизации до мая текущего года. В  2011-2012 годах планируется создание двух автономных учреждений путем реорганизации двух муниципальных учреждений культуры: МУ «Социально-культурный центр «Акпарс» и МУ «Козьмодемьянский культурно- исторический музейный комплекс».

Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета за 2010 год составила 44,9%, что выше уровня 2009 года на 16,9% и ниже уровня утвержденного 2011 года на 13,3%. На 2012-2013 годы доля налоговых и неналоговых доходов бюджета спрогнозирована на уровне 2011 года в объеме 58,2% на каждый год.

Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях в 2010 году, увеличилась по сравнению с 2009 годом более чем в 2 раза, в связи с тем, что, наряду с мероприятиями МУ «Социально-культурный центр «Акпарс», взяты мероприятия МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс». На 2011 – 2013 годы планируется ежегодное расширение перечня платных услуг в данных учреждениях.

Уровень фактической обеспеченности города клубами и учреждениями клубного типа составляет 42,7% -  это МУ «Социально-культурный центр «Акпарс».

В городе имеется две библиотеки, которые обеспечивают потребность населения на 100%.

Парков культуры и отдыха в городе не имеется. Согласно нормативу необходим один парк.

Общий объем расходов бюджета на культуру за 2010 год составил 12 870 тыс. рублей, с ростом к уровню 2009 года в 1,19 раза. На 2011 год расходы на культуру утверждены в объеме 15 560 тыс. рублей или на 20,9 % больше, чем исполнено в 2010 году. На 2012-2013 года расходы на культуру также спланированы с ростом к предыдущему году соответственно на 0,6% и 3,7%. Доля расходов бюджета на культуру в общем объеме расходов бюджета составила за 2010 год 6,1%, за 2009 год 4,3%, рост 1,8%. На 2011 год и плановый период 2012-2013 годов доля расходов бюджета на культуру в общем объеме расходов бюджета составляет по 7,9%.

Общий объем расходов бюджета на культуру в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств составил за 2010 год 72,7 тыс. рублей, на 2011 год утверждено 523 тыс. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 450,3тыс. рублей. Рост расходов связан с увеличением расходов на комплектование книжных фондов библиотек и планированием расходов на оснащение библиотек компьютерным оборудованием и программным обеспечением. На плановый период 2012-2013 годов бюджетные инвестиции на культуру на увеличение стоимости основных средств не прогнозируются.

Общий объем расходов бюджета на культуру в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда за 2010 год составил 7 726 тыс. рублей с ростом к уровню 2009 года в 1,08 раза. На 2011 год расходы утверждены в объеме 11 093 тыс. рублей,  с 1 января 2011 года введена новая система оплаты труда работников учреждений культуры. На плановый период 2012-2013 годов расходы прогнозируются на уровне 2011 года.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности незначительная. В настоящее время в стадии банкротства находится одно муниципальное унитарное предприятие - МУП «Водоснабжение». Доля основных фондов данного предприятия составляла 6,6 % в 2009 году, 6,9 % - в 2010 году.

Просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений нет. Основным фактором недопущения просроченной кредиторской задолженности является своевременное  и в полном объеме направление средств по данным расходам.

Данный показатель в 2010 году составил 69,4 %, это больше ,чем в 2009 году. На последующие годы 2011-2013 годы планируется небольшое увеличение доли трудоустроенных граждан.

Ежегодно бюджет муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" принимался сроком на один год. На 2011 год бюджет также утвержден сроком на один год. Утверждение бюджета на 3 года планируется с 2012 года.

Средняя численность постоянного населения в 2010 году, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, составила 21240 человек, в последующие годы прогнозируется уменьшение численности, ежегодно на 15 человек.

Общий объем расходов бюджета составил за 2010 год 210 858 тыс. рублей, ниже объема расходов 2009 года на 38 723,9 тыс. рублей или на 18,4%. На 2011 год бюджет по расходам утвержден в объеме 196 317 тыс. рублей. На 2012-2013 годы бюджет по расходам спрогнозирован с ростом к уровню каждого предыдущего года в 1,006 и 1,037 раза и составит соответственно 197 543 тыс. рублей и 204 853 тыс. рублей. В части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств общий объем расходов бюджета за 2010 год составил 3 357,3 тыс. рублей, что ниже общего объема расходов за 2009 год на 39 062,6 тыс. рублей. Снижение объема инвестиций объясняется тем, что в 2009 году были предусмотрены значительные средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. На 2011 год инвестиции на увеличение стоимости основных средств  предусмотрены в объеме 823 тыс. рублей. На 2012-2013 годы объем бюджетных инвестиций не планируется. Доля бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств в общем объеме расходов бюджета составила за 2009-2010 годы соответственно 17 %  и 1,6 %, на 2011 год составляет 0,4%.

Общий объем расходов бюджета на содержание работников органов местного самоуправления за 2010 год составил 12 585,7 тыс. рублей или на 5,1% больше объема расходов 2009 года. На 2011 год данные расходы утверждены в объеме 13 843 тыс. рублей. На плановый период 2012-2013 годов объем расходов на содержание работников органов местного самоуправления прогнозируется на уровне 2011 года. В расчете на одного жителя муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» расходы составили в 2009 году 527,3 рублей, в 2010 году 589,3 рубля, с ростом 11,8%. На 2011 год расходы в расчете на одного жителя составляют 652,6 рубля. На плановый период 2012-2013 годов данные расходы прогнозируются 652,8-653,3 рубля.

Доля расходов бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий, составила в 2010 году 2,08%, что больше по сравнению с 2009 годом на 1,58%. На 2011 год и плановый период 2012-2013 годов доля расходов на формирование программ составляет 1,5% по каждому году.

Прогноз расходов бюджета на 2012-2013 годы рассчитан исходя из индексов потребительских цен на 2012-2013 годы, предоставленных экономическим отделом администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" и вносимых изменений в области регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с реализацией на территории РФ  концепции электронного правительства, перед органами местного самоуправления поставлена задача оказания муниципальных услуг населению в электронном виде.

Основной целью  предоставления муниципальных услуг в электронной форме, является:

- повышение информационной открытости и прозрачности деятельности  органов исполнительной власти;

- повышение удобств и комфорта заявителей;

- снижение временного пространства при получении услуги;

- повышение осведомленности граждан о предоставляемых органами исполнительной власти услугах.

По состоянию на 01.01.2011 года в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими муниципальных услуг в муниципальном образовании разработан ряд нормативных актов, касающихся предоставления муниципальных услуг в электронной форме. На сайте республики Марий Эл размещены 27 услуг, оказываемых  учреждениями администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», 15 из которых, первоочередные.

 

IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

 

В рамках реализации Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ в многоквартирных домах проводятся следующие мероприятия по энергосбережению коммунальных ресурсов: установка общедомовых приборов учета, ревизия и ремонт электрооборудования,  водопроводных, тепловых сетей, установка терморегуляторов подачи тепловой энергии, производиться установка датчиков движения, замена энергоемкого оборудования, обслуживающего многоквартирный дом на энергосберегающее.  В результате проводимых мероприятий потребление энергетических ресурсов снизится с 523,9 кВт на 1 проживающего в 2009 г. до 425,1 кВт в 2013 г по электроэнергии, с 0,24 Гкал на 1 кв.м. в 2009 г до 0,213 Гкал на 1 кв.м в 2013 г по теплоэнергии, с 28,4 куб.м на 1 проживающего в 2009 году до 28,7 куб.м в 2013 году по холодной воде, с 132 куб.м на 1 проживающего в 2009 году до 126 куб.м в 2013 году по природному газу.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ начиная с 1 января 2010 года бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных ими энергетических ресурсов в течении пяти лет не менее чем на 15% от фактически потребленного объема в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%. Во исполнение данного положения и в результате проводимых мероприятий по энергосбережению, потребление энергетических ресурсов снизится с 46 кВт на 1 человека в 2009 году до 40,48 кВт в 2013 году по электроэнергии, с 0,23 Гкал на 1 кв.м. в 2009 г до 0,202 Гкал на 1 кв.м в 2013 г по теплоэнергии, с 1,29 куб.м на 1 человека в 2009 году до 1,14 куб.м в 2013 году по холодной воде, с 0,41 куб.м на 1 человека в 2009 году до 0,361 куб.м в 2013 году по природному газу.

 

X. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц

                            

Нормативное количество обеспеченности предприятий коммунального комплекса  специализированной техникой, предназначенной для сбора, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов, составляет 3,5 единиц. В 2009 году имелось 4 единицы, 2 из которых пришли в негодность. В 2010 году ООО Управляющей организацией «Наш город» преобрело 3 новых мусоровозов. В настоящее время имеется всего 4 мусоровоза, 1 грузовая автомашина для сбора крупногабаритного мусора. В 2011 году планируется закупка трактора с тележкой.

В городе Козьмодемьянске лицензию на полигон ТБО и ПО сроком с 2007 по 2012 годы имеет МУП «Водоснабжение» (от 9 августа 2007 года № ОТ-42000232). Лицензию на деятельность по сбору и транспортировке отходов имеет ООО Управляющая организация «Наш город» (от 9 февраля 2011 года № ОП-0006(12)) сроком действия до 9 февраля 2016 года.

В настоящее время в г. Козьмодемьянске нет раздельного сбора твердых бытовых отходов. В 2011 году планируется начать строительство нового полигона. При введении в эксплуатацию нового полигона ТБО и ПО раздельный сбор и сортировка отходов будут организованы.

Доля утилизации и переработки отходов в 2010 году увеличилась за счет открытия пунктов приема бумаги, картона, бутылок, металлолома.

Несанкционированных свалок на территории города нет. Всего в городе организовано 90 контейнерных площадок, установлено 188 контейнеров.

 Доля протяженности улично-дорожной сети с твердим покрытием, в отношении которой произведен капитальный ремонт, к общей протяженности улично-дорожной сети с твердым покрытием, требующей капитального ремонта в отчетном году будет возрастать по мере проведения планомерных работ по благоустройству улиц, проездов частного сектора.

Доля протяженности улично-дорожной сети с твердым покрытием, в отношении которой произведен ремонт, к общей протяженности улично-дорожной сети с твердым покрытием, требующей ремонта в отчетном году будет возрастать по мере проведения планомерных работ по благоустройству улиц, проездов частного сектора.

Протяженность освещенных частей улиц, проездов будет увеличиваться за счет освоения (объединения) новых территорий массовой индивидуальной застройки, по которым в настоящее время выполнена проектно-сметная документация.

 

 

 

Заместитель мэра города

по экономике                                                         О.В. Дружинина