ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

о достигнутых значениях показателей для оценки

эффективности деятельности органов местного самоуправления

муниципального образования «Городской округ Город Козьмодемьянск»

за 2009 год  и их планируемых значениях на 2010 – 2012 годы

 

I. Экономическое развитие

 

Дорожное хозяйство и транспорт

 

         На территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения общей протяженностью 63,2 км, в том числе 64,9 % занимают  дороги с твердым покрытием.

Ежегодно выполняется частичный капитальный ремонт автобусного кольца и въездов в микрорайоны и улицы.

Город Козьмодемьянск имеет регулярное автобусное сообщение, которое проходит через центр городского округа. Все население городского округа имеет автобусное сообщение с центром города.

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

 

За последние годы малый бизнес завоевал устойчивые позиции в экономике города. По состоянию на 1 января 2010 года на территории муниципального образования зарегистрировано 112 малых предприятий со среднесписочной численностью работников (без внешних совместителей) 833 человека и 591 индивидуальный предприниматель. В 2008 году в городе было зарегистрировано 118 малых предприятий с численностью работников 919 человек и 651 индивидуальный предприниматель.

         На десять тысяч человек населения в 2009 году было 306 субъектов малого предпринимательства, а в 2008 году на 28 больше, то есть 334.

         Количество зарегистрированных малых предприятий по сравнению с 2008 годом снизилось на 6, численность работников на 60 человек. В 2010 году количество МП постепенно увеличивается, их станет 120, в 2011 году планируется увеличение на 5, в 2012 году так же  на 5. В соответствии с этим увеличится число субъектов малого предпринимательства на 10000 человек населения в 2010 году на 30 единиц, в 2011 году – на 3 единицы.

По данным Маристата среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2009 году составила 7648 человек, в 2008 году численность была 8092 человека. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2008 году составила 10,2 %, в 2009 году- 9,8 %, в 2010 году – 10,2 %, в 2011 году увеличится на 0,1 %, в 2012 году останется на уровне 2011 года.

 

 

Улучшение инвестиционной привлекательности

 

Увеличение количества земельных участков, представляемых для жилищного строительства предполагается за счет формирования земельных участков под малоэтажное (многоквартирное) жилищное строительство, комплексную малоэтажную (индивидуальную) застройку и с перспективой, после утверждение генерального плана города Козьмодемьянска, комплексную котеджную застройку.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади городского округа в 2008 году составила 62,7 %. В 2009-2011 годах доля увеличится до 81,8 % в связи с выделением земельных участков для индивидуального жилищного строительства и комплексной котеджной застройки.

Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для жилищного строительства до даты получения разрешения на строительство для многоквартирных домов составляет в среднем до 90 дней, для индивидуального жилищного строительства – до 10 дней.

Снижение площади земельных участков, предоставленных для строительства, по которым не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию, производится за счет изъятия  в связи с их не использованием по назначению в ходе проведения плановой инвентаризации земельных участков. В 2009 году данная работа выполнена полностью.

 

II. Доходы населения

 

         Фонд начисленной заработной платы за 2009 год составил 902,3 млн. рублей со снижением  к соответствующему периоду прошлого года 0,8%.

В 2008 году среднемесячная заработная плата в целом по г. Козьмодемьянску составляла 9472,6 рублей, в 2009 году – 9822,4 рублей, что на 3,4 % выше, чем за соответствующий период предыдущего года. По сравнению с 2008 годом в 2009 году в связи с увеличением минимального размера оплаты труда произошел рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по всем категориям указанных работников образования. По муниципальным учреждениям: средняя заработная плата составила в 2008 году 7900 рублей, в 2009 году осталась на уровне 2008 года.

Отношение среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в 2009 году составило 80,4 % (в 2008 году 83,4 %).Данный коэффициент уменьшился, т.к. средняя заработная плата работников бюджетных организаций в условиях сложной экономической ситуации осталась на прежнем уровне, а  на предприятиях заработная плата работников увеличивалась.

         Соотношение среднемесячной зарплаты работников муниципальных учреждений к среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий в 2010 году и последующие годы увеличится.

 

III. Здоровье

 

На территории городского округа «Город Козьмодемьянск» муниципальных учреждений здравоохранения нет, имеется ГУЗ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница».

Уменьшение доли населения, охваченного профилактическим осмотром в 2009 году до 94,1 % по сравнению с 2008 годом (94,7%), объясняется не выполнением профилактических осмотров. Увеличение доли населения, охваченного профилактическими осмотрами в 2010-2011 годах, планируется за счет выполнения профилактических осмотров на 100 %, в т.ч. работников промышленных предприятий.

Уменьшение случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет в 2009 году (на 13 случаев) произошло в связи со своевременным обращением населения за медицинской помощью, с уменьшением числа случаев смерти на дому.

На предстоящие три года планируются следующие мероприятия:

- активизация работы терапевтической службы, службы участковых врачей, увеличение доли посещений на дому;

- организация диспансеризаций с целью раннего выявления заболеваний;

- организация профилактических осмотров.

За период с 2008 по 2009 год произошло снижение числа случаев смерти детей до 18 лет с 8 до 6 случаев.

ГУЗ РМЭ «Козьмодемьянская ЦРБ» составлен план мероприятий, направленных на снижение младенческой смертности  (до 4 случаев смерти детей до 18 лет). На 2010-2012 годы планируется снижение случаев смерти детей до 18 лет до 3 случаев.

 

IV. Дошкольное и дополнительное образование детей

        

В 2009 году увеличение доли детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, происходило в связи с открытием новой группы в МДОУ «Радуга». С 2010 года произошло уменьшение доли детей получающих дошкольную образовательную услугу в связи с доведенными нормами по лицензированию образовательных учреждений. С целью увеличение охвата дошкольным образованием, сделана заявка в Министерство образования РМЭ на строительство нового детского сада.

Увеличение охвата детей услугами по дополнительному образованию         в возрасте 5-10 лет произошло в связи с созданием программы и внедрением на базе МОУ «Гимназия г. Козьмодемьянска» школы творческой ориентации «Калейдоскоп», внедрением программы «Крепыш» на базе МДОУ №3 «Радуга», расширением взаимодействия с дошкольными учреждениями.

На территории городского округа все детские дошкольные учреждения являются муниципальными.

 

 

 

 

 

V. Образование (общее)

 

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене, в 2009 году вырос  по сравнению с 2008 годам за счет повышения качества обучения,  внедрения новых инновационных технологий.  

С 2007 года все муниципальные общеобразовательные учреждения переведены на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат.

С 2007 года произошло увеличение доли муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10-11 классы)  менее 150 человек, в связи с уменьшением количества обучающихся. До 2012 года дальнейшее увеличение не прогнозируется.     

Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2009 году составило 12 человек, в том числе на одного прочего, работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, - 24,2 человека. Увеличение по сравнению с 2008 годом численности учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, происходит на основе оптимизации кадрового состава и за счет перевода административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала  из штатов общеобразовательных учреждений в штат отдела образования. Численность учащихся, приходящихся на одного учителя  – 14,6 человек, что меньше по сравнению с 2008 годом   по причине уменьшения количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях.  

В 2009 году средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях составила 23 человека, что выше, чем в 2008 году. Увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в дальнейшем будет происходить за счет проведения мероприятий при комплектовании классов на новый учебный год для достижения контрольного показателя 25 человек.

 

VI. Физическая культура и спорт

 

         В 2009 году систематически занималось физической культурой и спортом 29,5 % населения. Увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в 2009 году связано с увеличением количества учебных групп в ДЮСШ и СДЮШОР.

Увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в 2010- 2012 годах прогнозируется в связи:

- с планируемым вводом в эксплуатацию бассейна;

- с открытием  спортивных групп по плаванию;

- со строительством и пуском в эксплуатацию многофункционального спортивного зала и стадиона-площадки.

 

 

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме:

В период с 2008 года по 2009 год количество МКД, выбравших непосредственную форму управления, увеличилось на 9 ед. и составило 23 ед. (3,34% от общего количества МКД) и  имеет тенденцию роста, в связи с возможностью принятия решений собственников двух-, четырехквартирных домов содержать общедомовое имущество самостоятельно.

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом

В связи с проведением реформирования ЖКХ и выполнением условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ с 2008 года проводится работа по созданию ТСЖ. По состоянию на 31 декабря 2009 года в г. Козьмодемьянске создано 71 ТСЖ, включая 4 ЖСК, что составило 18,75% от общего количества МКД.  Работа по выбору данной формы управления продолжается, к концу 2010 года планируется зарегистрировать 80 ТСЖ (20%).

- управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25%.                               

Доля многоквартирных домов в управлении ООО «Управляющая организация»:

 В 2008 году образовалась ООО «Управляющая организация», в управлении которой находилось 239 МКД, т.е. 57% от общего количества МКД. В 2009 году в связи с уходом МКП «ДЕЗ» от функции управления в управлении ООО «Управляющая организация» находится 285 МКД, что составит 68,0% от общего количества МКД.

В 2008 - 2009 годах в г. Козьмодемьянске осуществляло деятельность 5 организаций коммунального комплекса, из которых 2 - муниципальные, т.е. доля коммерческих организаций составляла 60%. В 2010 году необходимо достичь показателя, равного 80% (в целях реализации условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ, согласно Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ).

В 2008 году управление многоквартирными домами осуществляло две организации: МКП «ДЕЗ» и ООО «Управляющая организация», показатель частных организаций, осуществляющих управление МКД составлял 50%.

В 2009 году в связи с уходом МКП «ДЕЗ» от функции управления, управление многоквартирными домами осуществляет ООО «Управляющая организация». (100%)

Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, выставленных по показаниям приборов учета в 2008 году  составила -  70,58%. В 2009 году наблюдается рост данного показателя до 77,46% в связи с установкой приборов учета.

В целях реализации мероприятий по энергосбережению коммунальных ресурсов в 2009 году  утверждена программа установки приборов учета коммунальных ресурсов. К 2012 году планируется установить во всех многоквартирных домах, а также всех зданиях, потребляющих энергетические ресурсы, общедомовые приборы учета, таким образом, объем отпуска ресурсов по приборам учета к 2012 году достигнет 100%.

В 2009 году уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составил 95,7%, что на 0,53% ниже по сравнению с 2008 годом. В связи с выполнением мероприятий, направленных на снижение задолженности населения за ЖКУ,  планируется увеличить уровень собираемости платежей в пределах 98%.

Процент подписанных паспортов готовности жилищного фонда и котельных (по состоянию на 15 ноября отчетного года) составил 100 %.

В 2008 году отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения по водоснабжению составляло 232,37%, по водоотведению данный показатель составлял 137,46%. В 2009 году за счет снижения перекрестного субсидирования и, соответственно, увеличения доли оплаты населением соотношение тарифов по водоснабжению составило 203,42%., по водоотведению – 125,27%.

С 1 января 2010 года в связи с уходом от перекрестного субсидирования тарифы для населения и промышленных потребителей соответствуют экономически обоснованному тарифу, таким образом, отношение тарифов по водоснабжению и водоотведению для промышленных потребителей к тарифам для населения будет равно 100%.

 

VIII. Доступность и качество жилья

 

В 2009 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила 21,98 кв. м  (на 1 чел.), что на 0,48 кв. м (на 1 чел.)  выше по сравнению с 2008 годом.  Данный показатель имеет  тенденцию роста в связи со строительством малоэтажных жилых многоквартирных домов.

В 2009 году в г. Козьмодемьянске насчитывалось 10448 жилых помещений. Численность населения за анализируемый период составляет 22700 чел. и в среднем не изменяется в виду естественного прироста, убыли и миграции. Таким образом,  число жилых квартир в расчете единиц на 1000 человек населения в 2009 году составило 460 ед. на 1000 чел. населения, что на 5 ед. выше по сравнению с 2008 годом, в связи с вводом жилья.

Планируемый объем жилищного строительства, предусматривается в соответствии с выданными разрешениями и определяется из проектной документации при выдаче разрешения на строительство.              

На протяжении 2007 - 2009 годов, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» проходило формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами и постановкой их на государственный кадастровый учет. 8 февраля 2008 года принято постановление мэра г. Козьмодемьянска за № 38, которым был утвержден график проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, рассчитанный на период до 2011 года. В соответствии с данным графиком, государственный кадастровый учет  проведен в 2008 году на 25,56 %, планируется провести в                                                   2009 году на 59,19 %, в 2010 году – на 91,70 % и завершить данную работу полностью в 2011 году.

Но в связи с постановлением мэра города Козьмодемьянска от 3 марта 2009 года №104 «а» планируемые цифры. обозначенные ранее, изменены в строну уменьшения и составили 33,86%.

Уменьшение плана было вызвано недостаточностью бюджетных средств на финансирование услуг по межеванию участков, а также сложностью формирования и передачи участков в собственность собственников помещений, так как эта процедура в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» носит заявительный характер.

При определении очередности работ     и распределении средств на формирование земельных участков в 2009 году, в первую очередь, учитывалась необходимость обязательного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены МКД, участвующие в региональной (муниципальной) адресной программе по проведению капитального ремонта в соответствии с условиями Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия и реформирования ЖКХ».

В настоящее время  заключен муниципальный контракт на разработку генерального плана г. Козьмодемьянска.  Решением Собрания депутатов муниципального образования «городской округ «Город Козьмодемьянск» от 30.01.2008 г. № 313 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Козьмодемьянск». Комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры планируется откорректировать в 2010 году.

 

IX. Организация муниципального управления

          

По состоянию на 1 января 2010 года на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» создано два автономных учреждения. Одно учреждение создано в сфере издательской, полиграфической и печатной деятельности на базе бывшего МУП «Ведомости Козьмы и Дамиана», второе - в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В 2010 - 2011 годах планируется создание двух автономных учреждений путем реорганизации двух муниципальных учреждений культуры: МУ «Социально-культурный центр «Акпарс» и МУ «Козьмодемьянский культурно- исторический музейный комплекс».

Доля собственных доходов бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета за 2009 год составила 28,0% при планируемом 27,3%. По сравнению с 2008 годом доля собственных доходов уменьшилась на 4,3% (2008 год - 32,3%) в результате  снижения поступлений по налогу на доходы физических лиц и доходов от продажи материальных и нематериальных активов. На 2010 год оценка данного показателя составляет 44,7%.

В 2009 году удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, составил 102 %, то есть произошло незначительное снижение к уровню 2008 года. Это связано с тем, что здание единственного в городе культурно-досугового учреждения (СКЦ «Акпарс») находится в предаварийном состоянии.  Тем не менее, при наличии опытного кадрового потенциала коллектив СКЦ «Акпарс» способен решать задачи по улучшению качества проведения культурно-массовых мероприятий.

        Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности незначительная, в настоящее время в стадии банкротства находится одно муниципальное унитарное предприятие - МУП «Водоснабжение». Доля основных фондов данного предприятия составляет 6,6 %.

Кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений нет. Основным фактором недопущения кредиторской задолженности является своевременное  и в полном объеме направление средств по данным расходам.

Все строительство в г. Козьмодемьянске ведется с соблюдением нормативного (расчетного) срока строительства на основании раздела в проектно-сметной документации «Проект организации строительства».

Ежегодно бюджет муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" принимался сроком на один год. Утверждение бюджета на 3 года не планируется.

Средняя численность постоянного населения в 2008 году составила 22 700 человек и в последующие годы останется на прежнем уровне.

Важнейшими направлениями бюджетной политики 2009 года в области расходов являлись:

- реализация приоритетных национальных проектов, обеспечение населения доступным комфортным жильем (в том числе обеспечение жильем молодых семей);

- социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательно установленными нормами;

- реализация муниципальных целевых и инвестиционных программ.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" за 2009 год составил 249 582 тыс. рублей при уточненных бюджетных назначениях 254 703 тыс. рублей или исполнение составило 98,0%.         Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств составили 42 420 тыс. рублей при плане 42 422 тыс. рублей или 100,0%. По сравнению с 2008 годом (31 317 тыс. рублей) инвестиционные расходы увеличились на 11 103 тыс. рублей или на 35,5%. Рост инвестиций связан, в первую очередь, с выделением средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

         Расходы на образование (общее, дошкольное) составили 87 274 тыс. рублей при плановом назначении 88 330 тыс. рублей или 98,8%. По сравнению с 2008 годом (84 457 тыс. рублей) расходы возросли на 2 817 тыс. рублей или на 3,3%.

         Расходы на культуру составили 10 838 тыс. рублей при назначении 10 979 тыс. рублей или 98,7%. По сравнению с 2008 годом (10 083 тыс. рублей) расходы возросли на 755 тыс. рублей или на 7,5%.

         Расходы на физическую культуру и спорт составили  735 тыс. рублей при назначении 753 тыс. рублей или 97,6%. По сравнению с 2008 годом (819 тыс. рублей) расходы уменьшились на 84 тыс. рублей или на 10,3%.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили 104 662 тыс. рублей при планируемом назначении 106 736 тыс. рублей или 98,1%, в том числе по разнице между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения 24 722 тыс. рублей при плане 26 514 тыс. рублей или 93,2%.

Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств в области жилищно-коммунального хозяйства исполнены на сумму 41 031 тыс. рублей при запланированных 41 031 тыс. рублей или 100,0%. Средства освоены в полном объеме по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 37 689 тыс. рублей, по приобретению спецтехники - 2 219 тыс. рублей, по реализации муниципальных адресных инвестиционных программ и мероприятий - 1 123 тыс. рублей.

На содержание работников органов местного самоуправления расходы составили 11 970 тыс. рублей или 90,8% от запланированных средств. В расчете на одного жителя муниципального образования  расходы составили 527 рубля при планируемом назначении 580 рубля.

На развитие и поддержку малого предпринимательства направлено 627 тыс. рублей из запланированных 632 тыс. рублей или 99,2 %.

Оценка расходов бюджета на 2010 год произведена исходя из утвержденного бюджета на текущий финансовый год. Основными задачами бюджетной политики в области расходов на 2010 год и среднесрочную перспективу остаются обеспечение исполнения социальных обязательств, режим жесткой экономии бюджетных средств, недопущение роста кредиторской задолженности бюджета.

Прогноз расходов бюджета на 2011-2012 годы рассчитан исходя из индексов потребительских цен на 2011-2012 годы, предоставленных экономическим отделом администрации городского округа "Город Козьмодемьянск", вносимых изменений в области регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации направлений в реализации и финансового обеспечения инвестиционных проектов.

 

X. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц

                            

Площадь зеленых насаждений на территории городского округа в 2009 году составила 30,05 %. Рост площади озеленения города на период с 2009 по 2012 годы предполагается в связи с принятием муниципальной целевой программой «Озеленение муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на 2008-2010 годы».

Доля протяженности улиц с усовершенствованным покрытием к общей протяженности улиц города будет возрастать по мере проведения планомерных работ по благоустройству улиц, проездов частного сектора. 

Протяженность освещенных частей улиц, проездов будет увеличиваться за счет освоения (объединения) новых территорий массовой индивидуальной застройки, по которым в настоящее время выполняется проектно-сметная документация.

Увеличение площади территории города убираемой механическим способом, связано с тем, что с каждым годом увеличивается площадь дорог, тротуаров с твердым покрытием, приобретением техники.

Увеличение вывоза бытового мусора на одного человека связано с тем, что в городе ежегодно увеличивается количество площадок и контейнеров для сбора бытовых отходов  и уменьшается количество несанкционированных свалок.

В городе Козьмодемьянске лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком с 2007 по 2012 годы имеет МУП «Водоснабжение»  и является балансодержателем городской свалки.

В настоящее время в городе Козьмодемьянске нет раздельного сбора твердых бытовых отходов. При введении в эксплуатацию нового полигона ТБО и промышленных отходов будет организован разделенный сбор отходов.

В настоящее время большая часть отходов вывозится на городской полигон. При организации раздельного сбора отходов часть отходов будет складироваться на полигоне, а большая часть – отправляться на переработку (утилизацию).

 

 

 

Заместитель мэра города

по экономическим вопросам                                     К.А. Молодцова