Итоговый отчет

муниципального учреждения

«Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город  Козьмодемьянск» о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования

за 2013 год


 

   Содержание

      1. Вводная часть

      2. Анализ состояния и перспектив системы образования

      3. Выводы и заключения

     4. Показатели мониторинга системы образования

 

  1. 1.    Вводная часть

Город Козьмодемьянск основан в 1583 году и в 2013 году отпраздновал свое  430-летие,  расположен на правом берегу реки  Волга, в 127 км к югу от Йошкар-Олы. Общая территория Козьмодемьянска составляет 13,44 кв.км. В Козьмодемьянске 2 крупных градообразующих промышленных предприятия: ЗАО «Потенциал» и ОАО «Завод Копир», которые занимаются производством  электрооборудования, электронного и оптического оборудования и производством резиновых и пластмассовых изделий. Основная сумма прибыли в 2013 году – 99,5 % - получена промышленными предприятиями. Экологическая ситуация в городе  благополучная.

В отчетном году,  по сравнению с 2012 годом, демографическая ситуация в городском округе «Город Козьмодемьянск» характеризовалась снижением, как рождаемости, так  и  смертности населения. Численность населения города Козьмодемьянска на 1 января 2014 года составила 21038 человек (на 1 января 2013 года - 21190 человек).

Родилось 280 детей, что на 34 малыша  меньше, чем в  2012 году. Умерло 315 человек, что на 39 человек меньше, чем в прошлом году. Смертность превысила рождаемость на 9,4 %.

По состоянию на 1 января 2014 года в городе Козьмодемьянске количество получателей пенсий возросло на 121 человек и составило 6808 (в 2012 году - 6687 получателей пенсий). Наблюдается тенденция повышения среднего возраста жителей города. Увеличивается доля лиц пенсионного возраста,  в том числе и среди работников образования.

За 12 месяцев 2013 года в городе зарегистрировано  232 брака  и 126 разводов. Число зарегистрированных браков в 2013 году не изменилось по сравнению с  2012 годом, а количество разводов увеличилось на 22.

На 1 января 2014 года в городе Козьмодемьянске зарегистрировано 3320 семей, в которых воспитывается 4530 несовершеннолетних детей.

За 12 месяцев 2013 года число прибывших в город составило 462 человека, число выбывших 655 человек. Миграционная  убыль  составила 193 человека.

 

Уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 января 2014 года составил 70 человек или 0,67 %, по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 10 человек.

Всего, в 2013 году в  Центр занятости населения обратилось за содействием в поиске работы  574 человека,  в том числе:

- 316 человек - незанятые трудовой деятельностью,

- 251 человек – учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время,

- 7  человек  - женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. 

- 82 человека были зарегистрированы в службе занятости на начало года.

Проведен опрос 18 основных предприятий о прогнозе потребности в рабочих и специалистах по профессиям и специальностям на 2014-2018 годы. Опрос показал, что городу требуются специалисты рабочих профессий: электрогазосварщики, слесари, столяры, портные.

Система образования города Козьмодемьянска располагает различными типами и видами образовательных организаций, которые предоставляют потребителям широкий спектр образовательных услуг. В городе функционируют 17 организаций: 7 дошкольного, 4 общего, 3 дополнительного, 1 специального, 2 профессионального образования разной ведомственной принадлежности.

На территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» управление в сфере образования осуществляет Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации городского округа «Город Козьмодемьянск»: тел. (83632) 7-61-31, 7-14-35, факс 7-14-62 E-mail: kuzma-rme@yandex.ru.

В течение 2013 года отдел образования продолжал осуществлять весь комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с реализацией Приоритетного национального проекта "Образование», "Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Проекта модернизации региональных систем школьного образования, «Концепции развития образования Республики Марий Эл на период до 2020 г.г.» – экономического развития города, обеспечивая доступность качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.

Основные направления развития системы образования города Козьмодемьянска определены приоритетными направлениями:

- комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья;

- внедрение современных стандартов качества образования инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных ресурсов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Козьмодемьянска в образовании;

- развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений посредством деятельности ресурсного центра, экспериментальных площадок по приоритетным направлениям модернизации образования;

- внедрение новых организационных, экономических, финансовых механизмов в практику управления муниципальной системой образования в целях повышения его эффективности.

Одним из  инструментов обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных учреждений и отдела образования стала публичная отчетность.                                                                     

Стратегической целью развития муниципальной системы образования города Козьмодемьянска является удовлетворение потребностей населения в качественном образовании, создание условий для нравственного, интеллектуального и физического развития детей и молодежи.        

Для реализации данной  цели были определены задачи:

  • введение новых организационно-экономических механизмов, в том числе в системе оплаты труда педагогических работников;
  • обновление содержания образования, повышение его качества, доступности и воспитывающего потенциала;
  • создание условий для развития непрерывного уровневого образования;
  • создание условий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • поэтапное введение ФГОС во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях;
  • организация воспитательной работы и эффективного воспитательного пространства для создания условий всестороннего  развития ребёнка, сохранение его здоровья;
  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, возможности профессионального самоопределения, возможности самореализации  в  системе дополнительного образования;
  • формирование единой информационной среды для обеспечения управления образовательным комплексом на муниципальном уровне.

Достижению цели и задач развития системы образования города Козьмодемьянска способствует реализация муниципальных целевых программ:

  • "Развитие образования города Козьмодемьянска на 2011-2015 годы";
  • "Школьное питание на 2011-2015 годы";
  • "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи города Козьмодемьянска на 2012-2014 годы";
  • "Патриотическое воспитание граждан города Козьмодемьянска на 2012-2015 годы";
  • "Профилактика правонарушений в муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на 2012-2014 годы";
  • "Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних в муниципальном образовании "Городской округ "Город Козьмодемьянск» на 2012-2014 годы";
  • "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013-2015 годы";
  • "Профилактика экстремизма среди учащихся и молодежи в муниципальном образовании "Городской округ "Город Козьмодемьянск" на 2012-2014 годы".

На основании постановления мэра от  5  февраля  2013 года № 48  «О присвоении дошкольным образовательным учреждениям статуса «Экспериментальной площадки городского уровня» 7 муниципальным дошкольным образовательным учреждениям (детским садам) присвоен статус экспериментальной площадки городского уровня,  утвержден список действующих экспериментальных площадок городского уровня и выделены дополнительные ставки, предусмотренные научно-исследовательскими проектами по каждому образовательному учреждению:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Росинка» - Психолого  – педагогическое сопровождение  детей раннего возраста в детском саду и семье» (2010- 2013 гг.);

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Золотая рыбка» - «Развитие  креативности  и интеллектуально – творческого потенциала детей дошкольного возраста» (2010- 2013 гг.);

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» - «Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях взаимодействия субъектов воспитательного пространства малого города» (2012-2014 гг.);

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Теремок» - «Совершенствование системы воспитания детей на основе народной культуры в условиях двуязычия » (2008-2013 гг.);

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сказка» -  «Сотрудничество ДОУ и семьи в развитии творческого потенциала дошкольников» (2010-2013 гг.);

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок» - «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в гражданско – правовом воспитании ребенка» (2010-2013 гг.);

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Капелька» - «Интегрирование духовно – нравственного воспитания в творческой деятельности  дошкольников» (2010-2014 гг.).

Анализ состояния и перспектив развития системы образования г.Козьмодемьянска проводился на основании:

- данных статистической отчетности: «Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации за 2013год» по форме № 85-К, «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования за 2013год» по форме № ОШ-1, «Сведения о финансировании и расходах учреждений  реализующих программы общего образования за 2013год» по форме № ОШ-2, «Сведения об учреждении дополнительного образования детей за 2013 год» по форме № 1-ДО;

- анализа публичных отчетов образовательных организаций за 2013 год.

 

  1. 2.  Анализ состояния и перспектив развития системы образования.

Дошкольное образование.

В городе функционирует 7 дошкольных образовательных учреждений, в которых работает 100 воспитателей (106 в 2012 году). Частных дошкольных образовательных организаций на територрии г.Козьмодемьянска в 2013 году не зарегистрировано.

Дошкольные учреждения посещали 1465 детей при проектной наполняемости 1383 детей. В целом доступность дошкольного образования составляет 93,9%.  Все дети в возрасте от 5 до 7 лет  получают бесплатное дошкольное образование,  6,1%  детей в возрасте от 0-5 лет находятся в очереди на получение дошкольного образования.  Наиболее серьезная ситуация с детьми от 1 до 3 лет. Это связано с наполняемостью групп раннего возраста исходя из расчета площади групповой  комнаты в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Чтобы оценить степень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования был высчитан процент, который составляют дети, охваченные услугами дошкольного образования от общей потребности населения в услугах.  Данный процент по итогам 2013 года составил 64,1%, что на 3 % меньше по сравнению с 2012 годом.  Обеспеченность детского населения местами в дошкольных образовательных организациях характеризует количество мест в дошкольных образовательных организациях на каждую тысячу детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составило 587,40 мест.  По сравнению с прошлым годом (637,62 мест)  отмечено уменьшение.

    Очередность для поступления в дошкольные организации на 1 января 2014 года  составила  788 человек (в прошлом году - 816). Чтобы обеспечить  большее количество нуждающихся детей местами в дошкольных образовательных организациях, необходимо открытие групп кратковременного пребывания и строительство пристроя к одной из дошкольных образовательных организаций.  

Одним из показателей качественного образования является содержание  образовательной деятельности.

Осуществляя образовательный процесс, муниципальные дошкольные образовательные учреждения реализуют основные образовательные программы дошкольного образования, разработанные на основе различных рекомендованных примерных основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями своей деятельности.

В 2013 году в дошкольных образовательных организациях работали 146 педагогических работников, из них 9 человек являются молодыми специалистами, что составляет 6,2% от общего количества. Педагогов проработавших в системе дошкольного образования от 20 и свыше лет 79 человек, что составляет 54%.

 Численность воспитанников организаций дошкольного образования г.Козьмодемьянска в расчете на 1 педагогического работника составляет 11,4 человека.

Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней месячной плате в сфере общего образования в Республике Марий Эл составляет 85%.

С 1 марта 2013 года произошло повышение средней заработной платы педагогических работников в дошкольных учреждениях города до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе (Постановление администрации Городского Округа «Город Козьмодемьянск» от 14.03.2013г. № 117),  которая  предусматривает значительное увеличение зависимости уровня оплаты труда от качества работы педагогов. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений  в 2012 году составляла 8648 рублей 08 копеек, в 2013 году – 11470 рублей 50 копеек.

Дошкольные образовательные организации функционируют в 7 зданиях, которые оснащены водоснабжением, канализацией и центральным отоплением. Все здания находятся в удовлетворительном состоянии.  Физкультурные залы имеют 72% детских садов, закрытых плавательных бассейнов 15%. Площадь помещений, используемых непосредственно для нужд дошкольных образовательных организаций, в расчете на  одного воспитанника составляет 6,7 кв.м.

На капитальный и текущий ремонт муниципальным бюджетом предусмотрено кредитов на дошкольные учреждения - 137 тыс.руб. По плану мероприятий по подготовке учреждений к новому учебному году и отопительному сезону выполнена промывка и гидравлические испытания тепловых сетей,  подготовлены тепловые узлы во всех учреждениях, выполнен частичный ремонт мягких кровель МДОУ №1 «Росинка», МДОУ№4 «Теремок». Произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений в МДОУ №2 «Золотая рыбка» на сумму 36118 руб. Выполнен ремонт АПС в МДОУ «Золотая рыбка», МДОУ №4 «Теремок», МДОУ №6 «Светлячок» на общую сумму 85880руб.      28% зданий дошкольных образовательных организаций требуют капитального ремонта.

 

Начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование

Охват детей  начальным общим образованием, основным общим образованием и средним общим образованием составил 100%. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество обучающихся   практически не изменилось.

Таким образом, контингент обучающихся на начало 2012-2013 учебного года составил 2167 человек, что на 3 человека меньше, чем на начало 2011-2012 учебного года.

 Во всех общеобразовательных организациях  города внедрены ФГОС. По данным мониторинга доля обучающихся  в соответствии с ФГОС составляет 23%. 

Количество углубленно изучающих отдельные предметы составило 83,4% от общего контингента учащихся.

Одной из форм вариативности образования является профильное обучение. В городе Козьмодемьянске профильным обучением в 2013 году было охвачено 47,8 процентов старшеклассников от общего контингента обучающихся на уровне среднего общего образования.

Профильное обучение в общеобразовательных учреждениях осуществлялось по профилям физико-математической, химико-биологической и социально-экономической направленностей.

Ежегодно от 40% до 80% выпускников выбирают и сдают ЕГЭ по профильным предметам, более 60% выпускников продолжают обучение по профилю в учреждениях профессионального образования.

Для реализации возможностей профильного самоопределения обучающихся, оказания помощи в выборе профессии с учетом востребованности на рынке труда в МОУ "Лицей г. Козьмодемьянска" велась целенаправленная предпрофильная подготовка обучающихся 8-9-х классов.

Такой подход оставляет образовательной организации широкие возможности для организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Наполняемость классов в целом по городу составила 24,1 чел. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях в расчете на 1 педагогического работника составляет 17 детей (в прошлом году - 13,87). Увеличение нагрузки на педагогов произошло по причине выхода на пенсию, смены сферы профессиональной деятельности и в связи с переездом центральные районы Российской Федерации.

Ключевое направление работы системы образования – деятельность, направленная на развитие кадрового потенциала сферы образования.

По данным мониторинга в системе образования г. Козьмодемьянска в 2013 году работали 704 человека (90 человек совместители), (703 человека (89 человек совместители) - в 2012 году), из них: учителя – 127 человек (125 в 2012 году), педагоги дополнительного образования – 25 человек (24 в 2012 году), обслуживающий персонал – 170 человек (191 в 2012 году), младший обслуживающий персонал  – 120 человек (125 в 2012 году).

Средний возраст работников образования  г. Козьмодемьянска -  41 год (в 2012 году – 43 года).Учителей в возрасте моложе 35 лет – 17%.

Отмечается стабильность повышения заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений в 2013 году. С 1 апреля 2013 года в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования города произошло повышение средней заработной платы педагогических работников в общеобразовательных учреждениях города на 17,31 % (Постановление Правительства Республики Марий  Эл от 12 марта 2013 года №58),  которая  предусматривает значительное увеличение зависимости уровня оплаты труда от качества работы педагогов.

Реализация плана-графика повышения заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений позволила обеспечить рост заработной платы педагогических работников системы общего образования, довести среднюю заработную плату педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в республике (по прогнозу - 17 165 рублей). Повышение произошло в стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений города, в том числе на: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж работы, премиальные выплаты по итогам работы. В рамках ПНПО  выделены средства на обеспечение выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений города: общая сумма выплат  90 классным руководителям составила 1274,5тыс.руб.

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций к средней месячной зарплате в Республике Марий Эл  составляет 96%, учителей 99%.

Работа по повышению качества образования продолжает оставаться в центре внимания педагогических коллективов школ Козьмодемьянска.

Анализ итогов успеваемости обучающихся за последние 6 лет свидетельствует о стабильности результатов работы общеобразовательных организаций по повышению качества обучения (диаграмма 2). Основными итогами 2012/2013 учебного года можно назвать следующие показатели:

  1. Общая успеваемость учащихся школ города составляет  - 99,3%.
  2. Качество знаний по школам в 2012-2013 учебном году – 52,3 %.

Анализ результатов ЕГЭ показал улучшение результатов по 7 предметам.

Результаты единого государственного экзамена 2013 года показали в целом удовлетворительный уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений города. Значительно увеличился средний тестовый балл по математике – на 8,52 балла; по химии – на 19,85 балла; по биологии – на 10,29 балла и литературе – на 10, 5 балла. Наблюдается также и снижение среднего тестового балла по английскому языку – на 16,1 балл; информатике – на 5 баллов.

Показателем качества работы общеобразовательной организации является выбор обучающимися 9 классов для сдачи предметов в форме ГИА. Физику выбрали – 64 человека (33,5 %), химию - 28 (14,66 %), биологию – 17 (8,9 %). Выбор обучающихся может свидетельствовать о качественной подготовке по данному предмету, о достаточно высоком уровне мотивации изучения предмета и в целом  характеризует уровень  профессионализма педагогического коллектива.

На территории г.Козьмодемьянска реализуется проект «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья». Благодаря чему 100% детей  с ограниченными возможностями здоровья имели возможность обучаться в общеобразовательный организациях.

В 2013 году по сравнению с прошлым годом (2012 год – 23 ребенка) увеличилось число детей - инвалидов на 6 человек, так было зарегистрировано 29 детей – инвалидов: дошкольного возраста – 12 человек (2012 год – 8 человек), школьного возраста – 17 (2012 год – 15 человек). В школах обучалось 9 человек (2012 год – 10 человек), на дому – 8 человек (2012 год – 5 человек).

В рамках Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.09.2000 №1202-р, отдел образования и образовательные организации реализуют комплексные меры, направленные на повышение физического, психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

По сравнению с прошлым годом количество учащихся с 1 группой здоровья осталось на прежнем уровне, на 0,9% увеличилось количество учащихся со 2-ой группой здоровья, на 1.4% уменьшилось количество учащихся с 3-ей группой здоровья. Хочется отметить уменьшение количества учащихся, состоящих на диспансерном учете, по сравнению с 2008-2009 учебным годом на 2,5%, а по сравнению с прошлым учебным годом на 0,9% .

Во всех образовательных организациях было организовано горячее питание с охватом 88% обучающихся от общего числа учащихся. Организацией питания занимался Комбинат детского школьного питания.

Общеобразовательные учреждения функционируют в 3 зданиях, которые имеют водопровод, канализацию, центральное отопление и находятся в удовлетворительном состоянии. Общая площадь всех помещений общеобразовательных организаций в расчете на одного учащегося составила 10,9 кв.м, что дает возможность проводить занятия с обучающимися в 1 смену. Во всех общеобразовательных организациях имеются спортивные залы, в МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» есть плавательный бассейн.

На муниципальные образовательные учреждения, подведомственные отделу образования администрации города, ежегодно доля расходов муниципального бюджета города возрастает.

В 2013 году общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации, в расчете на одного учащегося составил 32,7тыс.руб.

В 2013 году из средств федерального бюджета были выделены средства в сумме 7870,5 тыс. рублей, в том числе на модернизацию общего образования в сумме 6596,0 тыс. рублей, на выплату педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя в сумме 1274,5 тыс.руб.

В рамках модернизации системы общего образования велись работы по улучшению материально-технической базы школ такие, как: развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся), капитальный ремонт, дооснащение общеобразовательных учреждений за счет приобретения оборудования (учебно-лабораторное оборудование, приобретение мебели для кабинетов начальных классов, ОБЖ, классные доски, учебно-наглядные пособия, компьютерное оборудование), оснащение медицинских кабинетов, лабораторий, школьной столовой, в целях пополнения библиотечного фонда будут закуплены комплекты учебников для 1-11 классов, модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов), осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования. На капитальный ремонт школ из федеральных средств по модернизации выделено 1137 тыс.руб., а на текущий ремонт - 821 тыс.руб. Выполнены работы по устройству вентилируемого фасада бассейна из металлосайдинга, работы по ремонту полового покрытия коридора и рекреаций второго этажа здания МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» на общую сумму 510,0 тыс.руб. Выполнены монтажные работы по ремонту канализационной системы санузлов первого и второго этажей старого учебного заведения МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска» на сумму 127,0 тыс.руб., также выполнены монтажные работы по ремонты кровли спортивного зала МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска» на сумму 425,5 тыс.руб. Проведены гидравлические испытания и промывка системы отопления в МОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска», МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска» и МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» на общую сумму 53,36 тыс.руб. Осуществлен монтаж трубопровода холодного водоснабжения в МБОУ "СОШ № 1 города Козьмодемьянска" на сумму 74.48 тыс.руб.      В 2013 году приобретено технологического и холодильного оборудования всего на сумму 784,065 тыс.руб.

На капитальный и текущий ремонт муниципальным бюджетом предусмотрено кредитов на школы - 100 тыс.руб. По противопожарным мероприятиям: произведена  перезарядка огнетушителей во всех школы 49 шт. на сумму 10045,07 руб. Произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений в МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» на сумму 6765 руб.

Все общеобразовательные организации оснащены средствами безопасности: пожарными кранами и рукавами, дымовыми извещателями, «тревожной кнопкой».

В городе ведется систематическая работа по информатизации школьного образования, поскольку внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и управление образовательным учреждением является одной из приоритетных задач развития системы образования.

Доля общеобразовательных школ города Козьмодемьянска, закупивших программный комплекс «1С: ХроноГраф Школа», составляет 100 %, что позволяет организовать переход на качественно новый уровень электронного взаимодействия, повышающий оперативность и эффективность принимаемых решений.

В рамках проекта «Гимназический союз России», организованного Фондом поддержки образования, в общеобразовательных учреждениях города используется оборудование для видеоконференцсвязи.

В 2012-2013 учебном году МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» стали организаторами 3 сеансов видеоконференцсвязи:

-интегрированный сеанс по теме «Исследовательская и проектная деятельность в школе»;

-реализация принципа государственно-общественного управления образованием;

-реализация ФГОС начального общего образования (обмен опытом работы).

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» приняло участие в качестве слушателей в 5 сеансах видеоконференцсвязи.

МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска» в 2012-2013 учебном году принимало участие в 11 видеоконференциях в качестве слушателей.

В образовательных учреждениях города организована работа 7 компьютерных классов, они все подключены к сети Интернет.

В 2012 – 2013 учебном году на 1 компьютер по городу Козьмодемьянску приходилось 14,5 учащихся (в 2011 – 2012году –14,8). Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, составляет 158 единиц, из них 97 имеют доступ к Интернету.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство, так как Интернет является универсальным средством поиска и передачи информации. Образовательные учреждения города подключены к Интернет по технологии АДСЛ.

Во всех образовательных учреждениях действуют сайты. С целью открытости, прозрачности функционирования муниципальной системы образования и образовательных учреждений, а также информирования потребителей образовательных услуг, вся информация размещена на образовательном портале республики Марий Эл и сайте администрации «Городского округа «Город Козьмодемьянска».

 

Дополнительное образование

Систему дополнительного образования детей и подростков города      составляют 3 муниципальных организации дополнительного образования    детей. В 2013 учебном году услугами дополнительного образования было охвачено 1840 человек, что на 9,36 % меньше чем в прошлом учебном году. Охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительными общеобразовательными программами - 60%.

   Основные направления работы: эколого-биологическое, туристко-краеведческое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое и военно-патриотическое. Комплектование по направлениям деятельности в этом году примерно осталось на прошлогоднем уровне.

Отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате в Республике Марий Эл составляет 15%.

 Организации дополнительного образования недостаточно оснащены персональными компьютерами. На 100 человек обучающихся приходится 1 компьютер.

Общая площадь всех помещений организаций дополнительного образования в расчете на одного обучающегося составила 11,5кв.м. Все помещения имеют водопровод, канализацию и центральное отопление. На капитальный и текущий ремонт муниципальным бюджетом предусмотрено кредитов на учреждения дополнительного образования - 10 тыс.руб. По противопожарным мероприятиям: произведена  перезарядка огнетушителей во всех учреждениях дополнительного образования 4 шт. на сумму 820 руб. Произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений в МОУ ДОД Станция юных техников на сумму11976 руб. Выполнен капитальный ремонт мягкой кровли в МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» на сумму 709,042 тыс.руб. 33% зданий дополнительного образования требуют капитального ремонта.

 

  1. 3.    Выводы и заключения

Результаты проведенного мониторинга подтверждают, что система образования города Козьмодемьянска развивается в стратегически правильном направлении.

Структура системы образования города Козьмодемьянска остается стабильной на протяжении нескольких лет и  располагает различными типами и видами образовательных организаций, которые предоставляют потребителям широкий спектр образовательных услуг.

В  2013 году отделом образования г.Козьмодемьянска была проведена значительная работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

В течение года осуществлялось сопровождение инновационной деятельности муниципальных образовательных организаций, обеспечивающих реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в форме теоретических семинаров, семинаров – практикумов, работы творческих групп, ГТМ, групповых и индивидуальных консультаций.  Таким образом, реализация ПНП «Образование» способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса, повышению статуса профессии педагога, развитию информационных технологий в образовательном процессе.

В городе продолжает действовать система оказания муниципальных услуг на основе муниципального задания, что способствует повышению эффективности бюджетных расходов, оптимизации использования ресурсов и позволяет контролировать качество предоставляемых услуг. Отмечается стабильность повышения заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений в 2013 году.

Реализация долгосрочной целевой программы «Развитие образования города Козьмодемьянска на 2011-2015 годы» позволили обеспечить устойчивое развитие системы образования города Козьмодемьянска в 2012-2013 учебном  году, что способствовало повышению качества предоставления образовательных услуг населению, осуществлению комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса.

Сохранены показатели здоровья детей и подростков города.

Для дальнейшего развития системы образования необходимо решить следующие задачи с учетом существующих проблем в сфере образования:

1. Совершенствование инфраструктуры образования и спектра образовательных услуг, развитие современной образовательной среды, обеспечивающей доступность, комплексную безопасность и комфортные условия образовательного процесса.

2. Совершенствование системы управления на муниципальном уровне через внедрение современных информационных технологий.

3. Привлечение в сферу образования молодых специалистов.

4. Стимулирование и поддержка педагогических инициатив работников образовательных организаций, в том числе молодых педагогов, в рамках конкурсов профессионального мастерства.

5. Совершенствование финансово-экономических механизмов управления муниципальной системой образования.

6. Повышение качества  общего образования.

7.Совершенствование форм воспитательной работы в организациях образования через развитие системы дополнительного образования.

8. Создание условий, необходимых для достижения высоких результатов в обучении и освоении учащимися  умений и навыков.

9. Совершенствование условий для развития здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.

10. Совершенствование материально-технической базы и инфраструктуры образовательных организаций.

11. Решение вопроса по обеспечению дополнительных мест в детских дошкольных образовательных организациях путем открытия групп кратковременного пребывания детей и строительства пристроя к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Росинка» на 3 группы для ввода дополнительных 75  мест.