Сведения о доходах и расходах

​КТО ОБЯЗАН ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ?

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

- граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

- граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

- граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

- граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

- граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

- граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

- лица, замещающие вышеуказанные должности;

- лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

 

КТО ОБЯЗАН ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ?

Лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Сведения о расходах представляют лица, замещающие (занимающие), замещавшие (занимавшие) должности:

а) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

б) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

в) государственные должности субъектов Российской Федерации;

г) муниципальные должности;

д) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

е) должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

ж) должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

з) должности в Банке России, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

и) должности в государственных корпорациях, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

к) должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

л) должности в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

м) отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

н) должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

о) должности атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

 

В КАКОЙ СРОК ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?

Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

 

КОГДА ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ - СРАЗУ ПОСЛЕ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ ИЛИ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ?

Сведения о расходах представляются одновременно со сведениями о доходах. (Разъяснения Минтруда России по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативны правовых актов в сфере противодействия коррупции»)

 

КАК БЫТЬ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СЛУЖАЩИЙ, ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДОЛЖНОСТЬ, ЗАМЕЩЕНИЕ КОТОРОЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, В ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 30 АПРЕЛЯ НАХОДИЛСЯ (НАХОДИТСЯ) В ОТПУСКЕ БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ (ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО МОЖЕТ БЫТЬ ДО ОДНОГО ГОДА) В ДЛИТЕЛЬНОЙ КОМАНДИРОВКЕ ИЛИ НА БОЛЬНИЧНОМ И У НЕГО ФИЗИЧЕСКИ ОТСУТСТВОВАЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ СВЕДЕНИЙ?

Требованиями антикоррупционного законодательства Российской Федерации не предусматривается освобождение государственного служащего от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения), в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.

При невозможности представить сведения лично государственному служащему рекомендуется направить их в государственный орган посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока.

 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРИЁМЕ ГРАЖДАНИНА НА ГРАЖДАНСКУЮ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СВОИХ ДОХОДАХ, ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЛИБО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАВЕДОМО НЕДОСТОВЕРНЫХ ИЛИ НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ?

Является.

 

КТО И ГДЕ МОЖЕТ ПОСМОТРЕТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ?

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом любой гражданин, имеющий доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, имеет возможность посмотреть сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских и муниципальных служащих.

 

Что относится к источникам доходов гражданского или муниципального служащего, полученных им за отчетный период?

Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Полный перечень указываемых видов доходов приведен в методических рекомендациях по вопросам представлениясведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера и заполнения соответствующей формы справки​разрабатываемых ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации  в соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

 

НЕОБХОДИМО ЛИ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ СПРАВОК О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА В ПОДРАЗДЕЛЕ 3.2. «ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА» РАЗДЕЛА 3. «СВЕДЕНИЯ ОБ ИМУЩЕСТВЕ» УКАЗЫВАТЬ АВТОМОБИЛЬ, НАХОДЯЩИЙСЯ В УГОНЕ?

В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, принадлежащих государственному служащему (гражданину) на праве собственности на отчетную дату, а также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации и т.п.

Источником сведений о транспортных средствах, необходимых для заполнения данного подраздела, являются паспорта, регистрационные свидетельства транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выданных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

 

НАДО ЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ, ЕСЛИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД СОВЕРШЕНО НЕСКОЛЬКО СДЕЛОК, ОБЩАЯ СУММА КОТОРЫХ ПРЕВЫСИЛА ОБЩИЙ ДОХОД ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО И ЕГО СУПРУГИ (СУПРУГА) ЗА ТРИ ПОСЛЕДНИХ ГОДА, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СДЕЛКАМ?

Сведения о расходах предоставляются только в случае, если сумма одной (каждой) сделки превысила общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, но не совокупный расход по всем сделкам (Разъяснения Минтруда России по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативны правовых актов в сфере противодействия коррупции»).

 

В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДИТСЯ ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЛУЧАЕ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНЫХ (НЕПОЛНЫХ) СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-Ф3 уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3). Основанием для прекращения полномочий представительным органом является факт получения представительным органом сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом.

Представительный орган муниципального образования при наличии соответствующих оснований обязан досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок установленный частью 11 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3.

При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Аналогична по сути ситуация и с остальными основаниями досрочного прекращения полномочий (смерти, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным и др.). Наличие объективного юридического факта, по сути, императивно связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.