Развитие государственной службы

В целях развития и повышения эффективности государственной гражданской службы Республики Марий Эл (далее - гражданская служба), реализации комплекса мероприятий по подготовке резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (далее - резерв управленческих кадров) Указом Президента Республики Марий Эл от 26 февраля 2010 г. № 28 утверждена республиканская программа «Развитие государственной гражданской службы Республики Марий Эл и резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (2010 - 2015 годы)».
 
О ходе выполнения республиканской программы развития государственной гражданской службы Республики Марий Эл и резерва управленческих кадров Республики Марий Эл в 2015 году 
 
В соответствии с Программой в 2015 году был осуществлен комплекс мероприятий по развитию гражданской службы и совершенствованию системы подготовки резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (далее - резерв управленческих кадров) по следующим направлениям:
 
I. Совершенствование организационно-правового обеспечения гражданской службы
 
За отчетный период по вопросам организации гражданской службы и противодействия коррупции в республике принято 13 нормативных правовых и правовых актов:
 
указы Главы Республики Марий Эл - 5;
распоряжение Главы Республики Марий Эл - 1;
постановления Правительства Республики Марий Эл - 6;
распоряжение Правительства Республики Марий Эл - 1.
 
Кроме того, внесены изменения в нормативные правовые акты Республики Марий Эл в целях приведения их в соответствие с изменениями законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе (далее - законодательство о гражданской службе) и противодействии коррупции:
 
в законы Республики Марий Эл:
 
от 3 января 1997 г. № 13-З «О государственной счетной палате Республики Марий Эл» в соответствии с Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»;
 
от 4 марта 1998 г. № 64-З «О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл» в соответствии с Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»;
 
от 7 декабря 2001 г. № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» в части приведения его в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
 
от 5 октября 2004 г. № 38-З «О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл» в части приведения его в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) и Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»;
 
от 7 мая 2010 г. № 15-З «О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;
 
в указы Главы (Президента) Республики Марий Эл - 27;
в постановления Правительства Республики Марий Эл - 23;
в распоряжения Правительства Республики Марий Эл - 2.
 
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, в целях реализации функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в республике Указом Главы Республики Марий Эл от 15 октября 2015 г. № 287 образовано управление Главы Республики Марий Эл по профилактике коррупционных  и иных правонарушений.
 
В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе государственными органами Республики Марий Эл (далее - государственные органы) Администрацией Главы Республики Марий Эл проведены:
 
1) полугодовые мониторинги развития гражданской службы;
 
2) ежеквартальные мониторинги деятельности комиссий по  соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов государственных органов;
 
3) проверки исполнения законодательства:
 
о гражданской службе в 2 государственных органах (Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл);
 
о противодействии коррупции в 4 государственных органах (Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл, Министерство спорта Республики Марий Эл, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл). 
 
По результатам проверок подготовлены акты, справки, направленные руководителям соответствующих органов исполнительной власти для устранения недостатков и выполнения рекомендаций.
 
В отчетном периоде совершенствовалась система оказания методической и консультационной помощи государственным органам. Так, Администрацией Главы Республики Марий Эл:
 
подготовлены и направлены в государственные органы для использования в работе 27 информационно-аналитических и рекомендательных писем;
 
обновляется и поддерживается в актуальной редакции сайт «Гражданская служба» на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, в котором размещено 52 материала по вопросам развития государственной гражданской службы и антикоррупционной политики (памятки, методические рекомендации, разъяснения, обзоры);
 
заключены государственные контракты с образовательными организациями высшего образования на проведение трех учебно-методических семинаров и разработку двух учебно-методических пособий для гражданских служащих.
 
В 2015 году государственными органами:
 
утверждены перечни должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, при замещении которых государственным гражданским служащим Республики Марий Эл запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
 
созданы комиссии по противодействию коррупции (далее - комиссии), в состав которых входят представители общественности и правоохранительных органов. Работа комиссий осуществляется на плановой основе, практикуется заслушивание руководителей подведомственных организаций о проводимой антикоррупционной работе в коллективах;
 
заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с общественными организациями;
 
создаются Советы (рабочие группы) по оценке и координации антикоррупционной работы в государственных органах;
 
проведена декларационная компания:
 
по состоянию на 1 мая 2015 г. в кадровые представили сведения за 2014 год о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) 809 гражданских служащих, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей - 31 гражданский служащий;
 
проводились оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих полномочий, с последующим уточнением (корректировкой) перечней должностей в органах государственной власти, замещение которых связано с коррупционными рисками;
 
проводились проверки сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы,  гражданскими служащими, и соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению. Проведено проверок:
 
достоверности и полноты сведений о доходах,  представленных гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы (факты представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах не установлены) - 22;
 
достоверности и полноты сведений о доходах, представленных гражданскими служащими (в отношении 3 служащих установлены факты представления неполных сведений о доходах, гражданские служащие привлечены к дисциплинарной ответственности) - 12;
 
соблюдения гражданскими служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов (факты несоблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов не установлены) - 75;
 
соблюдения гражданами, замещавшими должности гражданской службы, ограничений при заключении ими после ухода с гражданской службы трудового договора на замещение должности в некоммерческой организации (нарушения не выявлены) - 2;
 
реализации уведомительного порядка занятия гражданскими служащими иной оплачиваемой деятельностью (в 2015 году 94 гражданских служащих уведомили представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе) (факты несвоевременного уведомления при фактическом выполнении иной оплачиваемой работы не выявлены);
 
проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (1853 нормативных правовых актов и их проектов);
 
проводилось корпоративное обучение гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции с приглашением представителей правоохранительных и налоговых органов, осуществлялось индивидуальное консультирование гражданских служащих;
 
внедрены в работу:
 
обязательные вводные семинары для граждан, впервые поступающих на гражданскую службу, в ходе которых им разъяснялись основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, налагаемые на гражданского служащего;
 
разъяснительная работа с гражданскими служащими, увольняющимися с гражданской службы, об ограничениях, связанных с их последующим трудоустройством с выдачей памятки гражданскому служащему, планирующему увольнение с гражданской службы;
 
обеспечено функционирование «телефонов доверия» и «горячих линий»;
 
проводились мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с коррупцией: семинары, «круглые столы», иные мероприятия.
 
Общее количество проведенных в государственных органах в отчетном периоде мероприятий правовой и антикоррупционной направленности составило 215 мероприятий.
 
Осуществлялась ротация в 3 органах исполнительной власти республики в отношении  7 гражданских служащих.
 
II. Внедрение на гражданской службе эффективных
технологий и современных методов кадровой работы
 
Совершенствовалась работа по организации отбора кадров для государственной службы. Общее количество проведенных государственными органами конкурсов в 2015 году - 34, из них несостоявшиеся конкурсы - 8.
 
Для участия в конкурсах подали документы 284 человека, из них: 25 человек назначены на вакантные должности гражданской службы и 102 человека рекомендованы к включению в кадровый резерв на гражданской службе.
 
Количество лиц, назначенных на должности гражданской службы без проведения конкурсов, составляет 47 человек (или 35 % от общего количества назначений).
 
В 2015 году проведено 4 заседания республиканской конкурсной комиссии, решением которой в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей включены 3 человека.
 
Совершенствовалась работа с кадровым резервом на государственной гражданской службе Республики Марий Эл (далее - кадровый резерв):
 
по состоянию на 31 декабря 2015 г.:
 
в кадровом резерве состоит 320 человек, из них: гражданских служащих - 79 % от общего количества лиц, состоящих в кадровом резерве, граждан - 21 %;
 
включено в кадровый резерв - 150 человек, из них: по результатам конкурсов - 31 % от общего количества лиц, включенных в кадровый резерв, по результатам аттестации - 40 %, на основании статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ - 29 %.
 
Происходило обновление и оптимизация составов кадровых резервов государственных органов:
 
по состоянию на 31 декабря 2015 г. количество резервистов составило 465 человек, из них: гражданских служащих - 65 %, граждан - 35 %;
 
включено 245 человек, из них:
 
по результатам конкурсов на включение в кадровый резерв и на замещение вакантной должности гражданской службы - 107 человек;
 
без проведения конкурса:
 
по результатам аттестации - 62 гражданских служащих;
 
в соответствии со статьей 37 Федерального закона № 79-ФЗ - 76 гражданских служащих.
 
В отчетном периоде подготовка гражданских служащих, состоящих в кадровых резервах, осуществлялась:
 
по программам дополнительного профессионального образования - обучены 95 гражданских служащих;
 
по иным формам обучения - обучено 370 человек.
 
В 2015 году в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации завершено обучение одного резервиста по программе профессиональной переподготовки «Программа подготовки перспективного уровня резерва управленческих кадров».
 
В течение отчетного года из кадровых резервов государственных органов на должности гражданской службы назначено 79 человек (59 %).
 
Состав резерва управленческих кадров по состоянию на 31 декабря 2015 г. (133 человека):
 
для замещения государственных должностей - 5 человек;
 
для замещения должностей гражданской службы в органах исполнительной власти высшей группы категории «руководители» - 19 человек;
 
для замещения должностей глав администраций городских округов и муниципальных районов и их заместителей - 38 человек;
 
для замещения должностей руководителей государственных предприятий и учреждений - 71 человек.
 
В резерв управленческих кадров: включены - 44 человека, исключены - 17 человек, в том числе в связи с назначением на должность - 9 человек.
 
В 2015 году подготовка лиц, состоящих в резерве управленческих кадров, осуществлялась:
 
по программам дополнительного профессионального образования - обучено 13 человек (ПГТУ, МарГУ, МОСИ, МИПКА и т.д.);
 
по иным формам обучения - обучено 100 % резервистов.
 
В рассматриваемом периоде аттестованы 335 гражданских служащих (27 % от общего числа гражданских служащих), рекомендованы к включению в кадровый резерв - 60 гражданских служащих.
 
Получение ДПО гражданскими служащими осуществлялось в соответствии с государственным заказом Республики Марий Эл на 2015 год, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл  от 15 января 2015 г. № 1. В рамках реализации госзаказа в 2015 году выделено и освоено 1 648 тыс. рублей:
 
прошли обучение 419 гражданских служащих, из них 58 человек - по программам антикоррупционной направленности, 69 гражданских служащих - по информационным технологиям.
 
Наставничество в государственных органах в 2015 году осуществлялось в отношении 53 гражданских служащих 50 наставниками. Успешно завершено наставничество в отношении 42 гражданских служащих.
 
III. Повышение эффективности гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих
 
В 2015 году в соответствии с указами Главы Республики Марий Эл от 18 апреля 2014 г. № 86, от 18 декабря 2014 г. № 313, от 2 февраля 2015 г. № 18 продолжена оптимизация численности гражданских служащих.
 
По состоянию на 31 декабря 2015 г.:
 
численность гражданских служащих составила 1218 единиц, укомплектованность должностей гражданской службы - 97 %;
 
гендерный состав гражданских служащих: 31 % - мужчины, 69 % - женщины;
 
численность гражданских служащих с высшим образованием - 99 %, из них по направлениям подготовки: «Экономика и управление» - 32 %, «Юриспруденция» - 26 %; 18 % имеют два и более высших образования; 41 человек имеют ученую степень кандидата наук.
 
В государственных органах на каждую должность гражданской службы разработаны должностные регламенты, в которые вносятся изменения в связи с совершенствованием административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, перераспределением должностных обязанностей.
 
В целях повышения мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей в 2015 году:
 
утверждено Положение о регулировании отношений в процессе проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах государственной гражданской службы Республики Марий Эл и муниципальной службы в Республике Марий Эл (Указ Главы Республики Марий Эл от 20 ноября 2015 г. № 320);
 
утверждено Положение о предоставлении социальных выплат работникам бюджетной сферы при строительстве жилья в Республике Марий Эл (постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2015 г. № 561);
 
проведена диспансеризация гражданских служащих.
        
Основными задачами развития гражданской службы в 2016 году являются:
 
развитие комплексной оценки профессиональной деятельности гражданских служащих;
 
формирование этического регулирования гражданской службы;
 
внедрение системы мониторинга исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
 
расширение информационной открытости гражданской службы.
 
Информация о результатах выполнения плана мероприятий по реализации Концепции активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл в 2010-2012 г.г.