Меню

Меню

Прокурор разъясняет

Материнский капитал. На что его можно потратить?

     Материнский капитал - это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости в России.
     В соответствии с действующим законодательством материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели:
- улучшение жилищных условий на территории РФ;
- получение образования ребенком (детьми);
- формирование женщиной накопительной пенсии;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
    Срок действия материнского капитала не ограничен и владелец сертификата может использовать его в любое время по своему усмотрению. Как правило, начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал.
      В отдельных случаях воспользоваться им можно непосредственно после его рождения (усыновления). Например, в случае направления средств (части средств) материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья, а также на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
     При этом направление средств материнского капитала на погашение основного долга по договору купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до достижения ребенком трех лет недопустимо.
     В настоящее время выплата материнского капитала продлена   до 31.12.2026, то есть ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, должен родиться (или быть усыновленным) не позднее указанной даты.
Материнский капитал можно расходовать одновременно на несколько целей. Например, часть средств разрешено потратить на улучшение жилищных условий, а часть на получение образования ребенком.
    Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лишение родительских прав является одним из оснований для прекращения права на получение мер государственной поддержки, предусмотренных данным Законом у родителей, и возникновения такого права у ребенка. А реализация этого права ребенка – обязанность опекуна, либо организаций для детей-сирот, в которой данные дети находятся.


Не получаю алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка. Куда можно обратиться с таким вопросом?

     В статье 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого родителя содержать своего несовершеннолетнего ребенка.
     Родитель, проживающий отдельно от ребенка, ежемесячно уплачивает средства на его содержание (алименты). Деньги могут выплачиваться в добровольном порядке при наличии соглашения между родителями, или принудительно - по судебному решению.
     При наличии состоявшегося судебного решения о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, взыскателю необходимо получить в суде исполнительный лист (судебный приказ) и предъявить его по месту работы должника в случае его официального трудоустройства, либо в службу судебных приставов-исполнителей. При отсутствии работы у плательщика или её потере, пристав проверяет состояние его банковских счетов, уточняет наличие имущества путем направления соответствующих запросов.
     В случае неполучения алиментов после предъявления исполнительного документа к исполнению, взыскатель может обратиться с соответствующим заявлением к руководителю предприятия (организации) в которой работает должник, начальнику территориального подразделения службы судебных приставов по месту возбуждения исполнительного производства, Главному судебному приставу, в органы прокуратуры.


Принудительные меры воспитательного воздействия как иные меры уголовно-правового характера

    Уголовное законодательство Российской Федерации (часть 2 статьи 87, статьи 90 - 92 УК РФ) в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, предусматривает возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия.
       Прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего по данному основанию возможно на любой стадии уголовного судопроизводства.
      К принудительным мерам воспитательного воздействия законодатель относит такие, как предупреждение, передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
      Следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия. Но указанные право и обязанность должностных лиц возникают при условии, что в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлена возможность исправления несовершеннолетнего без применения наказания.
     При рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия. В таком случае суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания.
      Если несовершеннолетний за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления осужден к лишению свободы, суд вправе освободить его, за исключением лиц, перечисленных в части 5 статьи 92 УК РФ, от отбывания назначенного наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.


Об ответственности за возникновение лесных пожаров

      Ежегодно лесные пожары приводят к повреждению и гибели лесов на значительных площадях. Множество лесных пожаров возникает по вине человека. Уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой строгую ответственность. 
      Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусмотрена ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.
       Санкция указанной статьи  в настоящее время  предусматривает  наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работа на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы до трех лет.
      Те же деяния с причинением крупного ущерба (ч. 2 ст. 261 УК РФ) влечет более строгое наказание, в том числе в виде лишения свободы сроком до 4 лет.
      Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (ч. 3 ст. 261 УК РФ) наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.
       Те же деяния, если они причинили крупный ущерб (ч. 4 ст. 261 УК РФ) влечет более строгое наказание.
       Крупным ущербом, согласно примечания к статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации  признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает 50 тыс. руб.
      Кроме того, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ. 
    За нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
      За выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
       По ч. 2.1. ст. 8.32 КоАП РФ – за действия, предусмотренные частями 1, 2 ст. 8.32 КоАП РФ, совершенные в лесопарковом зеленом поясе влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
     За нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
       За нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.