Меню

Меню

Информация о ситуации на рынке труда в Республике Марий Эл и механизме действующего законодательства при сокращении численности работников

Гарантии, компенсации, обязанности работодателей при сокращении численности или штата работников

В январе - октябре 2015 года в органы службы занятости населения в поиске подходящей работы обратилось 12264 человека, из которых 10494 - незанятые граждане, что на 2105 человек, или на 20,7%, больше аналогичного периода 2014 года.
Увеличение обращений незанятых граждан наблюдается во всех муниципальных образованиях, кроме г. Козьмодемьянска, Куженерского, Мари-Турекского, Моркинского, Параньгинского и Юринского районов.
Поставлено на учет 7799 безработных граждан, что на 2389 человек, или на 44,2 %, больше аналогичного периода 2014 года. Более половины,  или 56,3 %, безработных снято с учета в связи с трудоустройством и направлением на профессиональное обучение.
За десять месяцев 2015 года содействие в подборе подходящей работы органами службы занятости оказано 6410 гражданам, в том числе 4801 незанятому гражданину, что на 313 человек,  или на 7%, больше аналогичного периода 2014 года. Удельный вес общего трудоустройства составил 52,3%. Каждый третий незанятый гражданин был трудоустроен до признания его безработным (в течение первых десяти дней).
По состоянию на 1 ноября 2015 года общая численность получателей услуг в сфере занятости населении составила почти 45,0 тыс. человек, Социальную поддержку в виде пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости в среднем получали более  4,2 тыс. человек.
По состоянию на 1 ноября на регистрируемом рынке труда по отношению к аналогичному периоду прошлого года произошли следующие изменения:
трудоустройство незанятых граждан увеличилось на 313 человек, или на 7,0%;
средняя продолжительность безработицы или средний период поиска работы,  сократился с 5,4 до 5,0 месяцев;
доля безработных граждан с периодом безработицы более года снизилась с 5,3 до 2,8%;
численность безработных граждан, снятых с учета в связи трудоустройством и профессиональной подготовкой, увеличилась на 493 человека, или на 13,7%.
Начиная с июня месяца текущего года (пик численности безработных - 4324 человека), численность зарегистрированных безработных  сократилась на 16,7 % и составила 3602 человека;
уровень регистрируемой безработицы за указанный период снизился  на 0,2 процентных пункта и составил 1,01 %;
потребность организаций в рабочей силе увеличилась с апреля месяца  на  30,9%;
коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с самого высокого его значения - 1,3 незанятых граждан в расчете на одно вакантное место (по состоянию на 1 апреля 2015 года) до 0,9 -
на начало ноября.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (далее - Маристат), численность экономически активного населения в январе - сентябре
2015 года (оценка) составила 359,4 тыс. человек или 52,3% от общей численности населения республики. В их числе 340,3 тыс. человек, или 94,7% экономически активного населения, были заняты в экономике и
19,2 тыс. человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).
Уровень общей безработицы в среднем за 9 месяцев 2015 года составил 5,3% от численности экономически активного населения, что на 0,8 % выше соответствующего периода 2014 года.
По состоянию на 1 ноября суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 397 человек, что на 43,8% меньше аналогичного периода 2014 года (707 чел.).
С начала 2015 года увольнения работников (в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников)
и введение режимов неполной занятости работников организаций, расположенных на территории Республики Марий Эл, произошли
на 318 предприятиях. Численность уволенных за этот период составила
2581 человек, это почти в 2,5 раза больше, чем на аналогичную дату
2014 года.
Из общего числа уволенных 1164 человека были трудоустроены
(45,1% от всех уволенных), 138 гражданам назначена пенсия по старости, 538 человек зарегистрированы в качестве безработных.
До конца 2015 года предполагаемая к увольнению численность составляет 385 человек, из них более 71,0%  планируют воспользоваться услугами службы занятости.
 
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель - организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
После расторжения трудового договора с работником и увольнения его с работы он вправе обратиться в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы вне зависимости от места жительства гражданина.
Постановка на регистрационный учет безработного гражданина в Республике Марий Эл осуществляется государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл - центрами занятости населения в городах и районах Республики Марий Эл по месту жительства гражданина.
Так, согласно п. 2 ст. 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона о занятости гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно части второй ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с частью четвертой ст. 178 ТК РФ трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
В соответствии с частью первой ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).
В соответствии с частью второй ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно части третьей ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй ст. 180 ТК РФ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно ст. 181 ТК РФ в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в
связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст.ст. 1811 и 3493 ТК РФ).
В соответствии со ст. 1811 ТК РФ коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов) не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (часть третья ст. 192 ТК РФ), или прекращения трудовых договоров с работниками по установленным ТК РФ, другими федеральными законами основаниям, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).
В соответствии с частью второй ст. 307 ТК РФ сроки предупреждения об увольнении работника, работающего у работодателя - физического лица, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.