11 октября, в парламенте республики состоялось совместное заседание Президиума Государственного Собрания и Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл".

11 октября, в парламенте республики состоялось совместное заседание Президиума Государственного Собрания и Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл".

Законодатели вместе с главами муниципальных образований республики обсудили итоги взаимодействия за 9 месяцев текущего года, ознакомились с материалами, представленными в Докладе о состоянии местного самоуправления в Республике Марий Эл за 2021 год, и дали оценку работе депутатов представительных органов муниципальных образований с избирателями.

Информируя о результатах совместной работы, Заместитель Председателя Государственного Собрания, представитель марийского парламента в Совете муниципальных образований Н.Н. Козлова и председатель Ассоциации, глава Килемарского муниципального района Н.В. Сорокин особое внимание уделили вопросам начавшейся реформы местного самоуправления, принятия согласованных решений по значимым законопроектам, как федеральным, так и республиканским. 

Председатель Ассоциации «СМО РМЭ» Сорокин Н.В. в своем выступлении уже по сложившейся традиции представил вниманию Госсобрания ежегодный Доклад Ассоциации о состоянии местного самоуправления за предыдущий год. В Докладе представлена информация об административно-территориальном делении республики, экономике и кадровом обеспечении муниципалитетов, подробно анализируется информация о взаимодействии с контрольно-надзорными органами и муниципальном контроле, передаче полномочий, участии граждан в местном самоуправлении, реализации проектов по поддержке местных инициатив и другом участии населения в местном самоуправлении.

Местное самоуправление в Республике Марий Эл осуществляется на территории 3 городских округов, 17 муниципальных районов, 105 сельских и 16 городских поселений. В 2021 году изменений в административно-территориальном устройстве не было.

В 2021 году депутатский корпус муниципальных образований насчитывал 1296 депутатов,

Численность муниципальных служащих составляла 1574 человека.

В Республике Марий Эл создана двухуровневая система местных бюджетов, включающая 138 местных бюджетов.

Общие доходы муниципальных образований за прошлый год составили 20,4 млрд.руб. В доходах местных бюджетов значительный удельный вес занимают безвозмездные поступления из республиканского бюджета, это составляет 74,4 %. Если эти проценты перевести в рубли, то сумма межбюджетных трансфертов составит 15,2 млрд.руб.

В Докладе отмечено, что на сегодняшний день многие муниципальные образования не только нашей республики, но и всей страны остаются в сложном финансовом положении и не имеют достаточных источников доходов для формирования полноценных бюджетов развития. Большая доля средств местных бюджетов идет на обеспечение обязательств прежде всего в социальной сфере.

В последнее время все чаще слышим о заметном падении гражданской активности и вовлеченности простых людей в дела местного самоуправления. Для повышения активности населения в управлении своими территориями с 2014 года в республике реализуется проект по поддержке местных инициатив. Общая стоимость 37 реализованных в 2021 году проектов составила 28,9 млн. рублей, в том числе субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл – 19,9 млн. рублей.

В 2021 году на территории городских округов, городских и сельских поселений республики было действовало 1344 ТОСа, из них только 2 зарегистрированы в качестве юридического лица.

По данным муниципалитетов в 2021 году в республике работали 1338 сельских старост. Старосты осуществляют свою работу на общественных началах, в ряде случаев им оказывается поддержка в виде поощрения за активную работу. Сельские старосты выступают связующим звеном между органами местного самоуправления и населением по решению вопросов местного значения, являются лидерами общественного мнения, ведут активную работу по развитию сельских территорий.

Болезненной остается тема контроля и надзора в отношении органов местного самоуправления. В Докладе этому посвящен целый раздел №8.

По замыслу законодателя контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена на повышение эффективности муниципального управления. Но, как показывают факты и события - поставленная цель так и не была достигнута. Более того, часто мы имеем обратный эффект.

Для реализации предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений необходимы значительные затраты местных бюджетов, которые не только затрудняют решение вопросов местного значения, но и сильно превышают финансовые возможности муниципалитетов. Очень часто в сжатые сроки мы обязаны изыскивать, перебрасывать все средства на исполнение предписаний, решений судов, а не выполнять насущные, первоочередные проблемные вопросы наших жителей. Почему? Потому что неисполнение требований контрольно-надзорных органов и решений судов влекут новые штрафы и исполнительские сборы.

Так, общее количество проверок в 2021 году составило 916. Это примерно по 7 проверок в год на каждое муниципальное образование. Согласитесь, что это много.

Сегодня многие муниципалитеты имеют на руках судебные решения или предписания контрольных органов, для исполнения которых необходимы значительные финансовые ресурсы, которых просто нет: по строительству тротуаров, ремонту дорог, приобретению жилья, и так далее и тому подобное.

По данным муниципалитетов приблизительное количество денежных средств, необходимых на исполнение судебных решений вынесенных в отношении органов местного самоуправления только в 2021 году составило около 610 миллионов рублей. Это без учета предыдущих лет. Суммы копятся с каждым годом как снежный ком.

Органами контроля практикуется бесконечное привлечение должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности, в том числе за незначительные нарушения.

Общая сумма штрафов за неисполнение судебных решений, наложенных на должностных лиц органов местного самоуправления по решениям судов за 2021 год составила почти 5 млн руб.

Количество решений о штрафах за неисполнение судебных решений в 2021 году – 217. Соответственно, средняя сумма штрафа – 23 тыс.руб.

Средняя заработная плата главы администрации сельского поселения по Республике Марий Эл за 2021 год – 35 тыс.руб. Вот и получатся, что эти штрафы не соизмеримы ни по степени общественной опасности правонарушения, ни заработной плате, с которой эти штрафы должны быть оплачены.

В 2021году возросло количество судебных решений, вынесенных в отношении органов местного самоуправления, общее количество внесенных судебных решений - 658. По сравнению с 2020 годом это на 200 решений больше.

В 2021 году прослеживается тенденция роста возбужденных исполнительных производств в отношении органов МСУ, количества взысканных исполнительских сборов и, соответственно, роста суммы исполнительских сборов по исполнительным производствам в отношении органов местного самоуправления.

По данным муниципалитетов в 2021 году взыскано 112 исполнительских сбора на сумму почти 47 миллионов рублей!

В 2021 году контрольно-надзорными органами сохранена устойчивая тенденция последних 3 лет- тенденция роста запросов в органы местного самоуправления.

Общее количество запросов, направленных в органы местного самоуправления в 2021 году составило 9 651 запрос (2020- 5165 запрос). Таким образом, по сравнению с 2020 годом поток запросов увеличился почти в 2 раза. Значительный рост прослеживается по городскому округу «Город Йошкар-Ола».

 

В ходе обмена мнениями принявший участие в заседании Первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Е.П. Кузьмин предложил вынести озвученные членами Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл" проблемы на обсуждение общей площадки с приглашением всех заинтересованных сторон: главного федерального инспектора по Марий Эл, руководителей и представителей территориальных структур федеральных органов власти, республиканских органов законодательной и исполнительной власти, глав и глав администраций муниципальных образований и др.

В рассмотрении вопросов совместного заседания участвовали: председатель Союза "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" А.С. Майоров, член Комитета по законодательству А.А. Мирбадалев, сотрудники Аппарата Государственного Собрания.