Меню

Меню

Соблюдение законодательства о противодействии коррупции депутатами органов местного самоуправления

В соответствии со ст. 2, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Согласно ст. 7.1.ФЗ № 131 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно ч. 4 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

То есть, вне зависимости от того, на какой основе депутаты осуществляют свою деятельность (постоянная, непостоянная) они обязаны представлять сведения о доходах.

В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» и п. 1 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее – Указ № 821) утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое определяет порядок формирования и деятельности таких комиссий, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции».

Подпунктами «а»,«б» п. 8 Указа № 821 органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить аналогичные положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не обязывает представительные органы муниципальной власти создавать такие комиссии.

Вместе с тем, поскольку депутат, член выборного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность, согласно ст. 4.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» такое лицо обязано сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные ч.ч. 1-4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» должностные лица обязаны также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте.

Таким образом, правовым анализом установлено, что несмотря на отсутствие в законодательстве обязанности по созданию соответствующей комиссии, для устранения правового пробела и рассмотрения вопросов о возникающих или имеющихся конфликтах интересов, такие комиссии необходимо создать при Советах депутатов, с включением в их состав представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой.

Марийский межрайонный

природоохранный прокурор

младший советник юстиции                                                  А.Н. Киселев