Меню

Меню

В Казани в рамках IX международного форума по педагогическому образованию Института психологии и образования Казанского федерального университета состоялся «круглый стол» «Педагогические основы формирования духовного и физического здоровья у обучающихся».

С докладами выступили представители Москвы, Казани, Владивостока, Санкт-Петербурга, Ижевска. Республику Марий Эл на форуме представляли директор Йошкар-Олинского медицинского колледжа Л.В. Рыжков и преподаватель колледжа Е.А. Виногорова.

Об основных проблемах, которые обсуждались коллегами, рассказал Л.В. Рыжков.

- Леонид Викторович, мы не раз говорили о здоровьесберегающих технологиях в вашем колледже. Какими мыслями вы поделились с педагогами, какой они вызвали отклик?

- Мне хотелось донести до них свое понимание задач государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ставится задача увеличения продолжительности жизни россиян. Что нужно для этого делать? Во-первых, люди должны рождаться здоровыми. Студентам рассказываем о том, какую роль здесь играет наследственность, здоровье родителей, говорим при этом, что здоровый образ жизни нужен не только для себя, но и для здоровья будущих поколений, потому что всем им предстоит стать мамами и папами. В некоторых странах есть культ рождения здорового ребенка. К материнству и отцовству там начинают готовить с восьмилетнего возраста, когда проходит первая гормональная перестройка, просвещают детей, доносят информацию, что их не аист принес, не в капусте нашли, а родили из клетки мамы и папы. Уже с этого возраста детям объясняют, почему так важен здоровый образ жизни.

Дети растут, идут в детский сад, в школу, в техникума, в вуз. Задача воспитателей и педагогов – настроить их на укрепление собственного здоровья. Если сравнить количество детей с первой группой здоровья в первом классе и в выпускных классах, то цифры получаются удручающие. Мы в колледже этому уделяем очень много внимания, поскольку здоровые люди достигнут в жизни большего успеха.

Итак, родился здоровым, укрепил здоровье во время учебы. Что дальше? Дальше трудоспособный гражданин призван сохранять свое здоровье. А как это делать?

- Физическая адаптация. Не забывать о том, что движение – это жизнь

- Рациональное питание.

- Психотерапевтическая грамотность. Умение противостоять стрессам.

- Отсутствие курения.

- Не злоупотреблять спиртным.

- Соблюдение производственно-санитарной гигиены труда. Не забывать, в частности, про производственную гимнастику.

- Диспансеризация. Она не должна быть формальной, это не просто медосмотр. Иванов пришел к врачу. Обнаружили язву желудка. Врач ему: не отстану от вас, пока язва не зарубцуется. Работодатель: организую для вас диетпитание. Профсоюз: путевку дадим, попьете минеральную воду. Так что диспансеризация – это оздоровление.

- Просвещение. Люди должны знать свой организм. Любить себя – не перед зеркалом собой любоваться, а помогать себе – двигаться, правильно питаться, ничем не злоупотреблять.

- Уметь оказать себе первую помощь.

А пожилые люди должны поддерживать свое здоровье. Вот такая жизненная программа должна быть.

- А о чем говорила на «круглом столе» Елена Альбертовна?

- У нее интересная тема – народный танец как средство сохранения духовного и физического здоровья. Вы же видели, как танцуют наши студенты – это такая физическая нагрузка! Словом, лишнее подтверждение того, что движение – это жизнь.

- Все ли студенты поддерживают идею здорового образа жизни? Такое ощущение, что молодежь нынче предпочитает спорту гаджеты.

- В прошлом году поступили к нам на учебу 420 человек, из них 100 имели справку об освобождении от физкультуры. И что же? А кто запретит им заниматься лечебной физкультурой? Мы прописали в уставе колледжа медицинские услуги, получили лицензию на занятия ЛФК, обучили пятерых преподавателей, имеющих среднее медицинское и высшее педагогическое образование, и пять групп у нас занимаются лечебной физкультурой.

- В колледже многие годы проводятся межрегиональные научно-практические конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», Неделя здоровья, посвященная Всемирному дню здоровья. Удивило, что и в период пандемии коронавирусной инфекции вы эти мероприятия проводили, хотя и в другом формате.

- Так жизнь продолжается, несмотря на вызовы времени! Мы давно оказываем профессиональную помощь коллегам из школ и средних профессиональных образовательных организаций в пропаганде ЗОЖ, развиваем волонтерское движение через разнообразные формы мероприятий.

В рамках работы экспериментальной и стажировочной площадок ежегодно проводим семинары «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»; республиканские молодежные форумы «Выбираю здоровый образ жизни» для студентов и преподавателей организаций профобразования, научно-практические конференции, посвященные Дню народного единства, Всемирному дню сердца , Всемирному дню борьбы с остеопорозом, СПИДом, туберкулезом, Дни науки и «Часы УИРС» с презентацией лучших исследовательских работ студентов и преподавателей. В колледже ежегодно разрабатывается до 18 программ «Школ здоровья» и 50 проектов по формированию культуры здоровья у населения по заявкам практического здравоохранения. С 2012 по 2018 годы колледж - постоянный победитель конкурсных программ выставок межгосударственного и Всероссийского форумов «Здоровье нации – основа процветания России». Все проекты, участвовавшие в конкурсных программах, вошли в библиотеку лучшего российского опыта по формированию здорового образа жизни.

В 2019 году медколледж выиграл грант из федерального бюджета в размере 6 млн. рублей для создания пяти инновационных мастерских в рамках проекта "Лаборатория здоровья ("Медицинский и социальный уход", "Фармацевтика", "Лабораторный анализ", "Медико-социальная реабилитация", "Медицинская профилактика"). Здесь по нацпроекту будут внедряться в практическое обучение новейшие медицинские и образовательные технологии по всем направлениям деятельности среднего медицинского работника, планируется оказание услуг населению. Грант позволит сделать еще один шаг по пути подготовки востребованных, квалифицированных специалистов среднего звена медицинского профиля.

И последнее, что хочу сказать. Сильная страна имеет сильную экономику. А когда крепкая экономика? Когда человек здоровый. Вот такая параллель: здоровый человек – крепкая экономика –сильная страна. Здоровый человек – первично.