В Гражданском кодексеРФ появилось новое основание для ограничения лица в дееспособности
Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ внесены изменения в п. 2
ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые вступают в
законную силу с 02.03.2015.
С учетом указанного изменения с 02.03.2015 появится новое основание
для ограничения лица в дееспособности в судебном порядке. Указанное
основание может быть применено к лицам, которые вследствие психического
расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими
лишь при помощи других лиц. Над такими лицами будет устанавливаться
попечительство.
Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического
расстройства, сможет распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами,
социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью
кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с
письменного согласия попечителя, за исключением выплат, которые указаны в
подпункте 1 пункта 2 статьи 26 ГК РФ (например, заработная плата,
стипендия) и которыми он вправе распоряжаться самостоятельно.
Такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им, и за причиненный им вред.
Данное изменение позволит дифференцировать гражданско-правовые
последствия наличия у гражданина психического расстройства с учетом
степени фактического снижения способности понимать значение своих
действий или руководить ими.
В Земельный кодекс РФ внесены важные изменения
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений
в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации
(далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения, регламентирующие
вопросы возникновения, осуществления и прекращения прав на земельные
участки.
Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5,
содержащей исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Так, предоставление земельного участка осуществляется бесплатно в
собственность гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему
земельного участка в безвозмездное пользование для ведения личного
подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским)
хозяйством его деятельности, а также со дня предоставления ему
земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального
жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства при
условии использования такого земельного участка в соответствии с
установленным разрешенным использованием и осуществления трудовой
деятельности по основному месту работы в муниципальном образовании и по
специальности, которые подлежат определению законом субъекта Российской
Федерации.
Также предусматривается предоставление земельных участков гражданам,
имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской
Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных
участков в собственность бесплатно.
Федеральным законом № 171-ФЗ также предусмотрена продажа без проведения торгов следующих земельных участков:
1. на которых расположены здания, сооружения – собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них;
2. находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц – указанным юридическим лицам;
3. крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной
организации – в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения»;
4. предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и
переданных в аренду гражданину или юридическому лицу – этому гражданину
или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения с ними
договора при условии надлежащего использования такого земельного
участка;
5. гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения
личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства,
дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам
для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, без проведения торгов возможна также в
некоторых других случаях.
При этом цена земельного участка в зависимости от его принадлежности
определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
органом местного самоуправления, и не может превышать его кадастровую
стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен
федеральным законом.
Федеральным законом № 171-ФЗ также определены случаи и порядок
предоставления земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов,
в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование,
случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной
собственности, основания для установления сервитута в отношении
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной
собственности.
Вышеуказанные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации вступают в силу с 1 марта 2015 года.
Вступил в силу приказ Минобрнауки России от
28.07.2014 № 839, которым определен порядок приема на обучение по
образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на
2015/2016 учебный год
14.09.2014 вступил в силу приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 №
839, которым определен порядок приема на обучение по образовательным
программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2015/2016
учебный год.
В соответствии с Приказом к освоению программ бакалавриата или
специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, а
программ магистратуры - лица, имеющие высшее образование любого уровня.
При поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета
на базе среднего общего образования необходимо пройти
общеобразовательные вступительные испытания (по результатам ЕГЭ), а
также дополнительные вступительные испытания по отдельным специальностям
(лечебное дело, стоматология и др.).
Без вступительных испытаний смогут поступить на обучение по данным
программам победители и призеры заключительного этапа профильной
всероссийской олимпиады школьников, победители и призеры IV этапа
всеукраинских ученических олимпиад из числа крымчан, чемпионы и призеры
Олимпийских игр и др.
Порядком определен перечень поступающих, которые имеют право на
преимущественное зачисление, а также право на прием на обучение за счет
бюджетных ассигнований в пределах установленных квот.
При поступлении будут учитываться индивидуальные достижения
поступающих (наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием и
др.), за которые суммарно может быть начислено до 20 дополнительных
баллов.
Приказом определены правила приема документов, необходимых для
поступления, проведения вступительных испытаний, подачи и рассмотрения
апелляций, зачисления на обучение, а также особенности организации
целевого приема и приема иностранцев.
Новое в регистрации ипотеки
Федеральным законом от 21.12.2013 N 367-ФЗ «О внесении изменений в
часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации» изменены нормы, касающиеся
залога, в том числе залога недвижимого имущества (ипотеки).
С 01.07.2014 правила о государственной регистрации договора ипотеки,
содержащиеся в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральном законе «Об ипотеке
(залоге недвижимости)», не подлежат применению к договорам ипотеки,
заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона
(т.е. после 01.07.2014).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» ипотека подлежит государственной регистрации в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в
порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что в соответствии с Законом № 367-ФЗ договор
об ипотеке, заключенный (подписанный) после 01.07.2014, не подлежит
государственной регистрации, с указанной даты заявления на проведение
государственной регистрации ипотеки как обременения, возникающего на
основании договора об ипотеке, принимаются в отношении каждого из
передаваемых в ипотеку объектов недвижимости от всех сторон договора.
При этом государственная пошлина должна взиматься в размере,
установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса
РФ.
О внесении изменений в законодательство, регламентирующее вопросы подготовки водителей транспортных средств
С 12.08.2014 вступил в действие приказ Минобрнауки России от
26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального
обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и
подкатегорий». Указанным приказом утверждены примерные программы
подготовки водителей, а также определена структура и содержание
образовательной программы подкатегорий, по которым до начала действия
данного приказа освоение образовательной программы и получение
водительского удостоверения не требовалось.
С изданием данного приказа изменились условия освоения
образовательных программ различных категорий: увеличено количество часов
практического вождения, установлен минимально допустимый размер
закрытой площадки (автодрома) – не менее 0,24 га, изменены другие
правила обучения кандидатов в водители.
Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от
01.08.2014 № АК-213/06 даны разъяснения об особенностях реализации
примерных программ профессионального обучения водителей транспортных
средств. Согласно данному письму в связи с вступлением в действие
примерных программ профессионального обучения водителей переоформление
лицензии на образовательную деятельность не требуется. Автошколы могут
осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации
водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид
образования, как профессиональное обучение.
При этом для осуществления образовательной деятельности по реализации
примерных программ профессионального обучения необходимо получение
заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы
установленным требованиям.
Осуществление организацией образовательной деятельности по
программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18.06.2010 №636,
возможно только для граждан, принятых на обучение до момента вступление
в действие приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408, то есть до
12.08.2014.
Об обеспечении прав граждан на благоприятную окружающую среду при организации сбора и вывоза бытовых отходов
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и
на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный
закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона, отходы
производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и
захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для
окружающей среды и регулироваться законодательством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы
производства и потребления подлежат сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и
способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды
обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными
правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки
для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и
желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН
42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных
мест»).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки
контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений,
спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20
м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на
установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что для сбора
твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном
фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих
канализации, допускается применять деревянные или металлические
сборники.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано,
что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых
отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя
Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда» управляющие организации по
обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку
территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием
Таким образом, управляющие организации должны оборудовать места для
сбора мусора и бытовых отходов от многоквартирных домов, обеспечить
соблюдение требований при использовании мест для накопления отходов от
данных многоквартирных домов, а именно оборудовать площадки для
установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести
посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить
сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды
для автотранспорта; установить информационные аншлаги с указанием
контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза
твердых бытовых и крупногабаритных отходов; обеспечить ежедневную уборку
мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории.
Право граждан на своевременное назначение трудовой пенсии по старости
В органы прокуратуры поступают обращения о нарушении права граждан на своевременное пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданину гарантируется
своевременное пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 7, п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют
мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55
лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по
достижении возраста 50 лет если они проработали не менее 10 лет на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих
цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления
трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
24.07.2002 № 555, определяют, что основным документом, подтверждающим
периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка
установленного образца.
При этом, нарушения требований при внесении записей в трудовую
книжку, допущенные работодателем, не могут служить основанием для отказа
во включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы на
соответствующих видах работ, так как ответственность по ведению трудовых
книжек и правильности их заполнения лежит не на владельце трудовой
книжки, а на работодателе, который обязан производить в ней записи в
соответствии с «Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на
предприятиях, в учреждениях и организациях».
В случае если орган Пенсионного фонда РФ необоснованно отказывает во
включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы на
соответствующих видах работ, гражданин вправе оспаривать действия органа
Пенсионного фонда путем обращения в суд, либо в контролирующие органы, в
том числе прокуратуру.
Расширен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономкласса
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2014 № 912 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» расширен
перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья
экономкласса.
К ним отнесены, в том числе:
1. граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в
расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином
члена его семьи, не превышающей максимального размера, установленного
нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ -
участника программы «Жилье для российской семьи» в рамках
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и
комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской
Федерации», но не более 18 кв. метров в расчете на одного человека (не
более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина), в случае если
доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества,
находящегося в собственности гражданина или таких членов его семьи и
подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня,
установленного нормативным правовым актом органа государственной власти
субъекта РФ - участника Программы;
2. граждане, имеющие 3 и более детей - независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
3. граждане, являющиеся ветеранами боевых действий, - независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4. граждане, имеющие 2 и более несовершеннолетних детей и являющиеся
получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с
Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей», при условии использования такого материнского
(семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья
экономического класса, - независимо от размеров занимаемого жилого
помещения.
Также предусмотрено, что перечень отдельных категорий граждан и
оснований их включения в списки граждан, имеющих право на приобретение
жилья экономкласса и форма списка граждан, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 25.10.2012 № 1099, применяются для формирования
списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического
класса, построенного или строящегося на земельных участках,
государственная собственность на которые не разграничена и которыми
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
осуществляет распоряжение в соответствии с законодательством.
04.08.2014 вступили в законную силу изменения в
Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях
Ранее лица, совершающие хищение государственных регистрационных
знаков транспортных средств, имели возможность уйти от ответственности в
связи с отсутствием специальных норм и невозможностью привлечения к
уголовной ответственность в виду недостаточности суммы ущерба.
Указанный недостаток устранен законодателем и с 04.08.2014 вступили в
законную силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Теперь, согласно ч.1 ст.325.1 УК РФ за неправомерное завладение
государственным регистрационным знаком транспортного средства,
совершенное из корыстной заинтересованности либо в целях совершения
тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотрено наказание до
одного года лишения свободы. В случае совершения указанных действий
группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой
(часть вторая названной нормы), виновным грозит наказание до 4 лет
лишения свободы.
В соответствии со ст.19.37 КоАП РФ неправомерное завладение
государственным регистрационным знаком транспортного средства, если это
действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до
пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати
суток.
Со 2 августа 2014 года установлены ограничения в
распространении оружия, а также вводится наказание в виде лишения
свободы за небрежное хранение оружия
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 227-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием с совершенствованием законодательства об
обороте оружия» в статью 224 Уголовного кодекса Российской Федерации
внесены изменения.
В соответствии с указанным законом до 2 лет тюрьмы может получить
владелец гражданского оружия за небрежное хранение оружия, повлекшее за
собой гибель людей или иные тяжкие последствия.
Небрежное хранение оружия будет наказываться штрафом в размере до 100
тысяч рублей или в размере заработной платы за период до шести месяцев,
либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными
работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до
одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
За то же правонарушение, повлекшее смерть двух и более людей,
предусматривается уголовное наказание в виде обязательных работ на срок
до 480 часов либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения
свободы на срок до двух лет.
Новым законом дополнена и статья 20.8 КоАП РФ.
Так, часть 4.1 указанной статьи вводит наказание и за ношение оружия в
пьяном виде – штраф от 2 до 5 тысяч рублей либо лишение права на
приобретение, хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух
лет.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20.8 КоАП РФ установлена
административная ответственность за отказ пройти медицинское
освидетельствование на состояние опьянения по требованию сотрудника
полиции. Это правонарушение влечет лишение права на приобретение,
хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.
Одновременно Федеральным законом от 21.07.2014 № 227-ФЗ и Федеральным
законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» также внесены
соответствующие изменения.
В соответствии с изменениями теперь дополнительно определены
положения о праве на приобретение гражданского огнестрельного оружия
ограниченного поражения. Согласно поправкам такое право имеют граждане,
достигшие возраста 21 года, лица, не достигшие возраста 21 года, но
прошедшие либо проходящие военную службу, а также лица, проходящие
службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские
звания либо специальные звания или классные чины.
Согласно закону перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, будет определять Правительство РФ.
За склонение к потреблению аналогов наркотиков предусмотрена уголовная ответственность
В соответствии со ст.230 Уголовного кодекса Российской Федерации
предусмотрена уголовная ответственность за склонение к потреблению
наркотических средств и психотропных веществ, в том числе и их аналогов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О наркотических средствах
и психотропных веществах» № 3-ФЗ аналогами наркотических средств и
психотропных веществ являются запрещенные для оборота в Российской
Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая
структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами
наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие
которых они воспроизводят.
При этом под склонением к потреблению наркотических средств или
психотропных веществ следует понимать любые умышленные действия, в том
числе однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица
желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а
также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и
другие действия в целях принуждения к приему наркотических средств или
психотропных веществ либо их аналогов лица, на которое оказывается
воздействие. Максимальный срок наказания за такое преступление, в том
числе совершенное в отношении несовершеннолетнего лица, предусматривает
лишение свободы на срок до 15 лет.
Инвалиды из подразделений особого риска имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью радиацией
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
01.07.2014 № 20-П признан не соответствующим Конституции Российской
Федерации абзац первый пункта 2 Постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия
Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из
подразделений особого риска» в той мере, в какой он не предполагает
предоставление гражданам из подразделений особого риска, ставшим
инвалидами, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда,
причиненного здоровью радиацией.
Действующее законодательство не предусматривает выплату гражданам из
подразделений особого риска, ставшим инвалидами вследствие воздействия
радиации, ежемесячной денежной компенсации. При этом иные категории
военнослужащих, пострадавшие от воздействия радиации, имеют право на
ежемесячную денежную компенсацию либо на основании того, что они
приравнены к инвалидам-чернобыльцам, либо на основании их отнесения к
инвалидам вследствие военной травмы.
Такое регулирование противоречит конституционным принципам равенства и
справедливости, которые требуют, чтобы военнослужащие, здоровью которых
причинен вред, в равной мере обладали правом на его возмещение.
Федеральному законодателю Конституционным судом Российской Федерации
предписано гарантировать инвалидам из подразделений особого риска право
на возмещение вреда, причиненного здоровью радиацией, на равных условиях
с другими гражданами из числа военнослужащих, здоровью которых в ходе
военной службы был причинен вред радиацией и которые вследствие этого
были признаны инвалидами.
До внесения данных поправок указанной категории граждан должна
устанавливаться компенсация, предусмотренная пунктом 15 части 1 статьи
14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС».
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации вступило в законную силу немедленно после провозглашения (01.07.2014).
Молодые семьи, направившие материнский капитал на
улучшение жилищных условий, могут рассчитывать на получение социальной
выплаты по федеральной целевой программе «Жилище»
Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.07.2014 № 21-П «По делу
о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил
предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение
(строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением
Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050» в связи с
жалобой гражданки Е.А. Дурягиной подпункт «г» пункта 18 Правил
предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение
(строительство) жилья и их использования признан не противоречащим
Конституции Российской Федерации.
Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа
«Жилище» на 2011-2015 гг. Она включает в т. ч. подпрограмму по
обеспечению жильем молодых семей, в рамках которой им за счет бюджетных
ассигнований предоставляются социальные выплаты на приобретение или
строительство жилья. Согласно правилам предоставления и использования
данных выплат молодой семье отказывают в признании участницей
подпрограммы, если ранее она реализовала право на улучшение жилищных
условий с использованием социальной выплаты или иной формы господдержки
за счет средств федерального бюджета.
В Конституционный Суд РФ пожаловалась заявительница, чью семью
исключили из списка участников подпрограммы из-за использования
материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемое положение не
предполагает исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи,
имеющей детей, которая направила материнский капитал на улучшение
жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение
(строительство) жилья. Поэтому норма соответствует Конституции РФ.
Выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы, и материнский капитал
как меры соцподдержки имеют различное предназначение. Материнский
капитал предоставляется для дополнительной поддержки семей в случае
рождения (усыновления) второго и последующих детей. Социальная выплата
направлена на создание условий для осуществления молодыми семьями
конституционного права на жилище.
Учитывая это, материнский капитал не относится к числу иных форм
господдержки, которые по своей правовой природе аналогичны социальной
выплате на приобретение (строительство) жилья и использование которых
является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей
подпрограммы.
Иное понимание ставит молодые семьи, направившие материнский капитал
на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты по
подпрограмме, в худшее положение по сравнению с теми, кто использовал
материнский капитал на иные цели или потратили его на улучшение жилищных
условий после получения социальной выплаты на приобретение
(строительство) жилья. Это приводит к не имеющей объективного и
разумного оправдания дифференциации граждан, относящихся к одной
категории.
Порядок обжалования постановлений, решений по делам об административных правонарушениях
Постановление по делу об административном правонарушении может быть
обжаловано лицом, в отношении которого ведется административное
производство, потерпевшим, их представителями, а также опротестовано
прокурором.
Кроме того, не вступившее в законную силу судебное постановление
может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом,
уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении;
вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы,
протеста на судебное постановление – в порядке надзора должностным
лицом, вынесшим постановление.
По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном
правонарушении может быть подана в течение десяти суток, а по делам об
административных правонарушениях, посягающих на избирательные права
граждан (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ), – в
пятидневный срок со дня со дня вручения или получения копии
постановления. По истечении указанных сроков постановления вступают в
законную силу.
Порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и
(или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от
того, каким органом рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным
рассматривать дела об административных правонарушениях, то его
постановление может быть обжаловано в районный суд. Решение судьи
районного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть
обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в
вышестоящий суд.
Вступившие в законную силу постановления, вынесенные уполномоченным
органом (должностным лицом), в случае, если они не обжаловались в суд в
установленный срок, обжалованию в порядке надзора (ст. 30.12 КоАП РФ) не
подлежат.
Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда, то
их постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями
30.2-30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный
либо краевой суд. Возможность обжалования в таком же порядке решения
судьи, принятого по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении, статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем
оно вступает в законную силу немедленно после вынесения.
В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу
постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в
порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Президентом России подписан Федеральный закон «О
внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно принятым поправкам с 1 мая 2015 года предпринимательская
деятельность по управлению многоквартирными домами будет осуществляться
на основании лицензии. Исключением являются случаи управления домами
товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом.
Полномочиями по выдаче лицензии на осуществление указанного вида
предпринимательской деятельности наделяются органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (органы государственного жилищного
надзора).
Одним из лицензионных требований является наличие у должностного лица
лицензиата и у должностного лица соискателя лицензии квалификационного
аттестата.
В Федеральном законе определены лицензионные требования, порядок
принятия решения о предоставлении лицензии, урегулирована процедура
организации и осуществления лицензионного контроля, аннулирования
лицензии и прекращения ее действия, порядок получения должностным лицом
лицензиата и должностным лицом соискателя лицензии квалификационного
аттестата.
Лицензия будет предоставляться без ограничения срока действия и не
подлежит передаче третьим лицам. При этом в отношении управляющих
организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными
домами на основании лицензии государственный жилищный надзор
осуществляться не будет.
За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами и осуществление указанной
деятельности без лицензии соответственно статьями 7.233,14.13 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях введена
административная ответственность. Максимальными наказаниями для
должностных лиц станут штраф до 200 тыс. рублей или дисквалификация на
срок до 3 лет, индивидуальных предпринимателей - штраф до 500 тыс.
рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, юридических лиц - штраф до
500 тыс. рублей.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения об установлении требований
к одежде обучающихся
04 июня 2014г. Федеральным законом от № 148-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность,
вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе
требования: к общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия,
правилам ее ношения.
Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей
образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета
обучающихся, совета родителей, а также представительного органа
работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают
требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями,
утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой
обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов
субъектов Российской Федерации.